«Мистерия» Даши Намдакова

В Иркутск привезли новую скульптуру известного художника

Скульптура «Мистерия» всемирного известного художника Даши Намдакова пополнила экспозицию в иркутской Галерее В. Бронштейна. Она стала шестой крупной работой автора, приобретенной коллекционером. Монумент занял свое место в зале, посвященном творчеству Даши Намдакова. На сегодняшний день, это единственная в мире постоянная экспозиция работ скульптора.

– Галерея умудряется приобретать самые значительные работы художника, – подчеркнула искусствовед арт-фонда Даши Намдакова Надежда Комарова. – Монумент был отлит в бронзе в 2011 году в Италии, и впервые представлен в галерее Хэлсион в Лондоне, где получил самые высокие оценки искушенной публики. Потом он вместе с выставкой работ мастера отправился в большое турне по Китаю, и был выставлен в музеях пяти провинций этой страны. Кроме того, у Виктора Бронштейна и Даши Намдакова сложились добрые отношения, и я думаю, что с опорой на эту галерею мы когда-нибудь создадим в Иркутске студию скульптора.

Напомним, что в экспозиции Галереи В. Бронштейна можно увидеть четыре бронзовые работы – «Вдохновение», «Цель», «Приданное» и «Виктория», которые были специально отлиты и доставлены в Иркутск из Италии в августе 2015 года. Кроме того, в коллекции галереи находится уникальная скульптура «Птица и тигр», выполненная из лазурита и бронзы в единственном экземпляре. Новая скульптура «Мистерия» имеет №1 в отливке, что увеличивает ее коллекционную ценность. Монумент изображает полиморфное существо с головой быка. По словам Надежды Комаровой, изначально Даши Намдаков хотел изобразить минотавра:

– Скульптура создана на основе античной мифологии, однако, автор всегда привносит в свои работы культурное наследие востока. Он умудряется органично соединять мотивы и образы европейской культуры с иконографией буддизма и шаманизма, то есть всего того, что близко ему с детства. Поэтому минотавр, охраняющий лабиринт приобретает черты персонажа из буддийской мистерии Цам. Восточное наследие в творчестве Даши Намдакова неукротимо рвется наружу, и он постепенно приучает весь мир к этим восточным типажам.

Охранительный характер человеко-быка подчеркнут наличием у него боевого топорика и щита в руках. По словам искусствоведа, обращение к образам зверей, перенос их свойств на людей и наоборот – характерная черта самобытного стиля бурятского автора.

– Здесь мы видим приемы скифо-сибирского минимализма, где часто используются всевозможные звериные морды, – пояснила Надежда Комарова. – По сути – это искусство кочевников, которое Даши Намдаков и пропагандирует. С другой стороны, мы видим здесь театрализацию, ведь по сути – это человек с маской быка. В этой своей роли он стоит на страже мироздания и является символом добрых сил, ведь в буддизме, чем страшнее лицо защитника, тем он лучше выполняет свои функции. Однако скульптура может рождать и другие образы, например, буха-нойона – тотемного предка одного из бурятских родов. В общем, где бы человек ни жил, те образы и возникают у него. Так происходит с большинством работ Даши Намдакова, и, во многом, в этом загадка его успеха.

Помимо монументальной работы коллекцию галереи пополнили две небольшие скульптуры – «Ритуал» и «Обнаженная с ягодкой».

– Работа «Ритуал» посвящена маленьким ламам, которых отдают в буддийские монастыри в детстве, они там растут, учатся, становятся философами или астрологами, – отметила Надежда Комарова. – Обычно это дети-сироты, поэтому храм для них – дом. Здесь перед нами ребенок в традиционном плаще, который дует в ритуальную раковину. Обычно такие большие морские раковины предназначены для общения с душой умершего человека. Как известно, буддизм не признает смерти, согласно этой религии, любое живое существо перерождается. Однако в момент перехода душу нужно направить, что и делает маленький лама. Образ уникально трогательный, честный и правдивый.

Кстати, такую же работу приобрел Государственный Эрмитаж. Скульптура пополнила фонды отдела Востока. Совсем другую историю рассказывает «Обнаженная с ягодкой».

– Женские образы Даши всегда кокетливы, – считает Надежда Комарова. – Он улавливает в представительницах противоположного пола некую изюминку, придает ей изящную позу, наполняет изображение томностью и негой. В этой скульптуре очень важны детали, из которых мы можем заключить, что перед нами именно бурятская женщина. Европейский зритель иногда отмечает, что женские образы Даши Намдакова слишком манерны, словно это салонное искусство. В таком случае я обычно предлагаю приглядеться к жене или дочери художника, и убедиться, что женщинам этого народа присуща особая загадочность и привлекательность.

Напомним, в коллекции Галереи В. Бронштейна также находятся несколько кукол, изготовленных семьей Даши Намдакова, которые представляют целую галерею восточных женских образов.