Люди высокотемпературной закалки

Трудятся в котельных Мамско-Чуйского района

В каких условиях трудятся работники котельных поселка Мама, сколько получают рядовые машинисты, выдают ли им молоко за вредные условия труда, предоставляют ли спецодежду? Эти и другие вопросы волнуют депутатов думы Мамско-Чуйского района уже не первый год. По депутатскому запросу им, конечно, отчитывается руководство ЖКХ, но, как говорится, лучше один раз увидеть. Недавно народные избранники посетили несколько котельных райцентра. В рейде участвовала корреспондент Евгения Карасова.

С июля текущего года в Мамско­Чуйском районе создано новое межмуниципальное предприятие коммунального комплекса (МПКК). Прежнее – ОАО «Облжилкомхоз» – объявило себя банкротом и свернуло деятельность еще весной. В ходе рейда по котельным депутаты районной думы оценили, как сказался на жизни работников коллектива переход из одной организации в другую.

Депутаты не стали делать секрета из предстоящей поездки и даже предупредили о своих планах руководство МПКК. Но все равно было ощущение, что их там не ждали. Первым пунктом визита стала котельная № 2, прозванная в народе «пилорамой».

Вход в нее выглядел объективно страшно, потому что фундамент частично уже обрушился, и казалось, что он в любой момент провалится в карьер, который вплотную подобрался к зданию. И только каменная подпорка удерживает его от этого последнего шага. Убедившись, что депутат Андрей Игумнов беспрепятственно прошел в котельную, все двинулись к опасному входу. Как выяснилось, здесь есть и еще большие проблемы – с электричеством, поэтому к бытовке все пробирались в кромешной тьме. Там делегацию встретил мастер, а точнее, как он сам себя охарактеризовал, мастер расширенной деятельности, то есть руководитель двух котельных – «пилорамной» и «больничной». 

Поскольку депутаты уже совершали вояж по котельным в прошлом году, им было с чем сравнивать. Обстановка в бытовой комнате, мягко говоря, удручала. Закопченные до черноты стены, общая неустроенность, неопрятность, зияющая дыра на потолке, готовая обвалиться в любой момент штукатурка. По словам депутатов, также эта бытовка выглядела и годом ранее.

– Вы здесь совсем не белите, не ремонтируете? – спросила мастера котельной депутат Зинаида Первухина.

– Почему не белим, вон, посмотрите, побелен машинный зал, только бытовка осталась, в процессе работы побелим, дыру заделаем. Недавно восемь профлистов на крышу положил, – пояснил мастер.

– Какова ситуация по зарплате, спецовку и молоко выдают? – поинтересовался депутат Андрей Игумнов.

Немногословный руководитель котельной объяснялся предельно коротко:

– Зарплату выдали за июль, компенсация за молоко в денежном выражении прошла, спецовку не выдавали.

На наш вопрос о качестве угля также лаконично ответил машинист: «не уголь – земля одна». Как затем пояснил мастер, зольность угля – повышенная, калорийность – низкая, образуется шлаковая подушка, отсюда плохое качество топлива.

Следующий пункт рейда – котельная № 1, которую здесь называют «школьная». Одновременная работа нескольких электромоторов, насосов, ровный гул мощных котлов дают о себе знать с порога. Приходится громко объяснять машинисту, зачем мы в столь поздний час пришли сюда. На вопрос о качестве угля, рабочие рассказали, что пока им привозят прошлогодний, так называемый сгребенный уголь. Депутат Андрей Игумнов поинтересовался о том, какая зарплата на новом муниципальном предприятии.

Как выяснилось, до сих пор с рабочими котельных не заключены трудовые договоры, и, денег они еще не получали, ведь отопительный сезон только начался. В общем, круг обозначенных проблем был таким же – задержка зарплаты, отсутствие спецодежды и неуверенность в завтрашнем дне. Из школьной котельной группу  проводил к выходу местный любимец – пес по кличке Витим.

В котельной № 5, которая отапливает детский сад «Теремок», подтвердили, что договоров с новым предприятием нет. Условия в самом цехе, а также в бытовой комнате показались комфортными – свежеокрашенные стены, светло, уютно, чисто. Машинисты рассказали, что в первый раз им завезли уголь хорошего качества, и затопились они без особых проблем, а теперь без конца «шлакуются».

– 80% угля остается в котле, он не выгорает полностью. Поэтому идет большой расход топлива на поддержание стандартного температурного режима, – пояснили рабочие.

Далее – центральная котельная
№ 4, которая выгодно отличалась от всех остальных. Работники самостоятельно все покрасили и побелили, наладили душевые, провели освещение. На данном участке трудится, пожалуй, самый опытный мастер котельного оборудования – Александр Вдовин, общий стаж его работы мастером насчитывает 15 лет. Он в весьма решительных выражениях пояснил депутатам логику жизни и законы физики, которые действуют и царят в котельной:

– Эта история с задержками заработной платы тянется с октября прошлого года. Ведь когда мы получали деньги стабильно, то спокойно понабрали кредитов. А потом сюда пришли люди с пропиской в областном центре и посадили нас на голодный паек.

И многие убеждены, что подобное отношение складывалось именно из­за того, что управляли местным ЖКХ люди, далекие от проблем местных жителей. В результате насущные вопросы, в том числе текущие ремонты, решались по остаточному принципу.

Переходный период всегда связан с трудностями, и это хорошо понимают работники котельных в Мамско­Чуйском районе. Это люди настоящей высокотемпературной закалки. Иначе как объяснить то, что они не жалуются на условия труда и задержку зарплаты, а трудятся, прежде всего, ради тепла в домах, невзирая на собственные сложности.

По итогам рейда депутаты довели до сведения руководства МПКК проблемы и нужды рабочих котельных, а также решили повторить свой визит перед Новым годом, проверить – изменилась ли жизнь людей к лучшему.