04.09.2013 07:15
Рубрики
Закон
04.09.2013 07:15

В природный заказник – за золотом

В отношении директора ЗАО «Гранул», незаконно добывающего золото в Тофаларии, возбуждено несколько уголовных дел

Иркутский областной суд оставил в силе решение суда первой инстанции о признании незаконной деятельности ЗАО «Гранул» в Тофаларии. Напомним, это предприятие без лицензии добывало россыпное золото на реке Малая Янгоза и ручье Порожистый. Золотодобытчики нанесли экологии значительный ущерб. Они вырубили множество деревьев, сильно загрязнили водоемы, что привело к гибели бентоса и рыбы, в том числе в протекающей по территории природного заказника «Тофаларский» реке Большой Агул, в которую впадает Малая Янгоза.

Эти факты выявила Западно-Байкальская межрайонная природоохранная прокуратура. По ее иску суд признал деятельность ЗАО «Гранул» в Тофаларии незаконной. По материалам прокурорской проверки в отношении директора предприятия возбуждено несколько уголовных дел по статьям «Незаконный оборот драгоценных металлов», «Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов» и «Незаконная рубка лесных насаждений, совершенная в особо крупном размере».

Мутные воды

Для руководителя федерального природного заказника «Тофаларский» (а ныне еще и и.о. директора Байкало-Ленского заповедника) Владимира Богатыря эта история началась весной 2011 года. В один из майских дней он, находясь на кордоне «Стрелка Агула», который считается северным форпостом заказника, услышал два мощных взрыва. К западной оконечности Восточных Саян дороги нет, и люди чаще всего добираются в те места воздушным транспортом. Вопрос – что же взрывалось в тайге? – оставался без ответа до той поры, пока спустя некоторое время сотрудники заказника не увидели, что всегда прозрачная до кристальности река Большой Агул сильно помутнела.

Владимир Богатырь решил провести разведку. На вертолете он пролетел до устья притока Большого Агула, речки Малая Янгоза, и увидел, что именно оттуда течет мутная вода.

Руководитель заказника попутно проводил фотосъемку, и на снимках отчетливо видно, как в прозрачные воды втекают грязные бурые потоки.

– Вот что собой представляло устье Малой Янгозы: всю рыбу вынесло, она погибла. А ведь в этих водоемах водятся сиги, ленки, таймени, хариус. Хариус, кстати, обитает исключительно в холодной прозрачной воде. А от такой грязи у него заиливаются жабры, и рыба задыхается. Помимо рыбы погиб и весь бентос. Такого кошмара здесь никогда не было. Речку просто убили, – негодует Владимир Богатырь.

Его удивлению и возмущению не было предела, когда, пролетев примерно 14 км вверх по течению Малой Янгозы, он увидел источник загрязнения водоемов. В труднодоступной тайге, в месте, где в речку впадает ручей Порожистый, развернулась целая промышленная площадка, где работали трактора, экскаваторы и другая тяжелая техника. С помощью искусственной насыпи было изменено русло реки, в границах прибрежной полосы разместились отвалы размываемых грунтов. Вертолет, на котором прилетел Владимир Богатырь, приземлился, и главный хранитель Тофаларского заказника из беседы с рабочими выяснил, что в этих девственных лесах открытым способом, в отсутствие каких-либо очистных сооружений, добывает золото некое ЗАО «Гранул».

На месте офиса – новый зал Третьяковки

Западно-Байкальская межрайонная природоохранная прокуратура начала проверку в Тофаларии. Вместе с ее сотрудниками на место выезжали специалисты Росприроднадзора, службы по охране природы и озера Байкал, Росрыбцентра.

– Были взяты анализы проб воды, в которых обнаружилось значительное превышение ПДК по ряду компонентов – марганцу, нефтепродуктам, взвешенным веществам и пр. Золотодобывающая деятельность на водных объектах – ручье Порожистом и речке Малая Янгоза осуществлялась с помощью гидромонитора. Взвеси попадали в воду. От этого она сильно загрязнялась, что и привело к гибели рыбы и других биологических ресурсов. Видимо, расчет золотодобытчиков был на то, что здесь, в труднодоступной местности, в глуши, их никто из проверяющих не найдет, – говорит заместитель Западно-Байкальского межрайонного прокурора Антон Швецов.

Вероломство этих старателей, проникших в самое сердце Тофаларии, шокирует. Как выяснила прокуратура, у ЗАО «Гранул» вообще не было лицензии на добычу россыпного золота. Лицензия, выданная управлением по недропользованию Иркутской области, позволяла предприятию производить поиск, разведку и добычу рудного золота без использования водных объектов и их пойм.

Да и выйти на связь с непосредственным руководством акционерного общества долгое время не предоставлялось возможным. Московский офис организации пришлось поискать. Так, руководитель заказника Владимир Богатырь, находясь в столице, решил проверить адрес, который указывало ЗАО «Гранул». В итоге, он увидел стройплощадку и объявление о том, что на этом месте три года назад был снесен дом, и теперь там строится новый выставочный зал Третьяковской галереи.

Деятельность старателей в Тофаларии незаконна

На директора предприятия прокуратура, тем не менее, вышла. Им оказался некий Петр Нечушкин. Прокуратура направила в суды несколько исковых заявлений,

в том числе с требованием о запрете деятельности ЗАО «Гранул» в Тофаларии и о необходимости восстановить нарушенное состояние водных объектов. Нижнеудинский городской суд признал требования прокуратуры законными, на днях Иркутский областной суд оставил решение суда первой инстанции в силе. Сейчас золотодобыча ЗАО «Гранул» в Тофаларии не ведется. Сотрудники прокуратуры и полиции несколько раз выезжали туда, и в мае техника предприятия была опечатана. Тем не менее, по информации заместителя Западно-Байкальского прокурора за 2012 год, ЗАО «Гранул» успело добыть и передать на аффинажный завод для переработки 11 кг драгоценного металла на сумму свыше 18 млн рублей.

Кроме того, Нижнеудинский городской суд вынес решение, согласно которому предприятие обязано возместить вред в размере 298 тыс. рублей, причиненный окружающей среде – водным, биологическим ресурсам на ручье Порожистый.

Казалось бы, цифры несоизмеримые. Однако это далеко не весь ущерб, который придется заплатить старателям за «золотую лихорадку» в охраняемой природной территории. По факту причинения вреда водно-биологическим ресурсам органами полиции возбуждено уголовное дело по ст. 257 УК РФ.

И это далеко не единственное дело, находящееся на расследовании, где фигурируют ЗАО «Гранул» и его руководитель.

– В ходе проведения еще одной проверки в мае этого года нами было установлено, что на арендованной предприятием территории совершена самовольная рубка кедровых и лиственничных пород деревьев, а также уничтожение лесной почвы на площади 1682 га. Причиненный незаконными действиями золотодобывающего предприятия ущерб составил 5,8 млн рублей. По данному факту следственным отделом ОМВД России по Нижнеудинскому району возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 260 УК РФ «Незаконная рубка лесных насаждений, совершенная в особо крупном размере», – поясняет Антон Швецов. – Два квартала лесного фонда, находящиеся непосредственно на территории заказника, Агентством лесного хозяйства были предоставлены золотодобывающей компании незаконно. Сейчас это дело рассматривается в Арбитражном суде.

Про курицу и золотые яйца

Также в ГСУ МВД РФ по Иркутской области в отношении директора ЗАО «Гранул» в настоящий момент расследуется уголовное дело по 191 статье УК РФ «Незаконный оборот драгоценных металлов». Сейчас рассматривается вопрос о возбуждении еще двух уголовных дел по статьям «Незаконное предпринимательство» и «Легализация денежных средств, приобретенных в результате преступления». Все уголовные дела стали результатом проведенной проверки и сейчас находятся на контроле прокуратуры, губернатора и министерства природных ресурсов РФ.

Между тем, в этой истории есть странные, если не сказать подозрительные, нюансы. Так, в ходе проверок представители ЗАО передали надзорным органам подписанную мэром Нижнеудинского района бумагу, согласно которой районная администрация каким-то образом согласовала с предприятием добычу золота.

В прокуратуре недоумевают, какое вообще отношение может иметь муниципалитет к выдаче разрешений на добычу драгметаллов.

– Это еще не все. Согласно действующему законодательству вред, причиненный окружающей среде, возмещается в бюджет муниципального образования. Однако иски с требованием о возмещении вреда, с которыми выходила прокуратура, в суде администрацией Нижнеудинского муниципального образования не поддерживались. Нас это просто возмутило. Но первый заммэра района, который, кстати, вел себя очень надменно, сказал мне буквально следующее: «ЗАО «Гранул» является для нас курицей, несущей золотые яйца», – рассказывает Антон Швецов.

Владимир Богатырь тоже задается разными интересными вопросами. Например, кто же все-таки произвел те два взрыва. Старатели клянутся, что лицензии на проведение взрывных работ у них не было, поэтому они вроде как ни при чем. Однако до места золотодобычи пробита дорога. А ведь в месте, где она появилась, находятся охотничьи угодья местных жителей – тофаларов. Уже порядка 10 охотников обратились к руководителю заказника с жалобами на то, что нарушены звериные тропы. Для того чтобы природный баланс восстановился, понадобится время. Владимир Богатырь считает, что речка Малая Янгоза сможет полностью оправиться после «золотой лихорадки» только через два десятка лет.

Справка


Тофаларский государственный природный заказник учрежден на территории Нижнеудинского района Иркутской области 12 августа 1971 года распоряжением Совета министров РСФСР. Заказник занимает площадь 132,7 тыс. га, которая включает наиболее ценные природные ландшафты бывшего Саянского заповедника. Он был первым в мире государственным заповедником. Среди основных объектов охраны – ледник Косургашева. Заказник привлекает туристов своими горными озерами, водопадами. Здесь большой процент эндемиков – 28 видов. На территории обитают редкие виды зверей и птиц.