В Тулюшкинском интернате открылся новый корпус
Работа, увлечение спортом и доброе отношение помогают адаптироваться в социуме людям с врожденной умственной патологией. В этом убедились корреспонденты газеты «Областная», побывав на открытии нового корпуса психоневрологического интерната в селе Тулюшка.
Стройка десятилетия
Просторное благоустроенное помещение рассчитано на 50 человек. Пока новоселов на два десятка меньше. Их накануне перевели в Тулюшку из коррекционных детских домов Иркутской области.
Старожилы интерната приготовили для вновь прибывших концерт: песенные выступления сменяют танцевальные номера, в воздух взмывают десятки разноцветных воздушных шаров и белых голубей.
– Сегодняшнее открытие – очень значимое мероприятие, – объясняет в приветственном слове заместитель министра социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Алексей Макаров. – На протяжении многих лет у нас не было возможности открывать подобные корпуса. Это всего второй, построенный за предыдущее десятилетие. Уверен, что в новом просторном доме будет комфортно и жить, и работать.
Новички с воодушевлением выбирают для себя комнаты. Рассматривают сверкающую мебель, теплые пледы и яркое постельное белье.
– Мы будем жить втроем, – радостно восклицает Настя. – В Саянске у нас были комнаты на шесть-семь человек, а здесь совсем как дома! На стены развесим картинки, на полках – мягкие игрушки. Будет очень уютно. Вы обязательно приезжайте к нам в гости через месяц!
Не меньше новоселов завершению строительства радуется и директор интерната Владимир Миронов:
– Получилось как в мультфильме: «Мы строили-строили и наконец построили!» Фундамент заложили еще в 2005 году. Потом финансирование прекратилось. Своими силами, хозспособом возобновили стройку в 2010-м. В прошлом году нам, наконец, выделили деньги для завершения работ. Это третий по счету жилой корпус в нашем интернате. Сейчас здесь живут, работают, а главное, чувствуют себя нужными, полноценными гражданами 168 молодых людей.
Между тем, как отмечают в министерстве соцразвития, потребность расширения и строительства новых корпусов в учреждениях подобного типа огромная.
В очереди на устройство в психоневрологические интернаты находится более 600 человек. Из-за нехватки мест воспитанники и после совершеннолетия вынуждены подолгу оставаться в коррекционных детских домах.
Трудовая и спортивная реабилитация
Тулюшкинский интернат в сентябре отметит 75-летие. Его заслуженно можно ставить в пример многим подобным социальным учреждениям. Здесь содержат огромное подсобное хозяйство, вполне сравнимое по масштабам со средних размеров фермерским. Во владении психоневрологического центра около 200 га земли. На ста из них выращивают зерновые, более тридцати отведены под сенокосные угодья, почти на двадцати растут овощи: картошка, капуста, морковь, свекла и лук. В теплицах зреют огурцы, помидоры и баклажаны. Значительную часть приусадебного участка занимает плодово-ягодный сад.
Владимир Миронов уверяет, что даже в неурожайный год дом-интернат полностью обеспечивает себя овощами, а излишки продает соцучреждениям и населению близлежащих сел и деревень. Выращенная пшеница идет на выпечку хлеба, овес, ячмень и рожь перерабатываются на корма для скота. Всю солому с полей используют на подстилку животным.
Директор с гордостью показывает телятники и фермы. Здесь содержится 250 свиней, 36 коров, из которых 22 – дойные, телята, овцы, лошади, кролики и куры. Есть небольшая пасека.
– Молоко, – говорит Владимир Миронов, – пока идет только на внутренние нужны, мясо – и для воспитанников, и на продажу. Есть задумка построить цеха по переработке. Мы вполне могли бы делать пельмени, котлеты и другие мясные полуфабрикаты, а также пакетировать молоко. Нашу продукцию берут с удовольствием, потому что знают, что никакими добавками мы не пользуемся, у нас она экологически чистая!
Работы на ферме хватает всем. У каждого интернатовца свои обязанности: одни убирают стайки, другие кормят животных, третьи ухаживают за птицей.
Катя Зорина попала в Тулюшку из Зиминского детского дома. Она работает на ферме.
– У нас два дояра и три доярки, – обстоятельно объясняет Катя. – За мной закреплены четыре коровы – Апрелька, Доча, Соня и Верба. Верба – любимица. Очень ласковая, послушная коровка. Молочко у нее душистое, жирное… Утром надаиваю ведро и вечером столько же! И это только от одной коровы!
Владимир Миронов добавляет, что воспитанники интерната заняты не только сельскохозяйственным трудом. В двух швейных мастерских шьют постельное белье и одежду. В столярном цехе делают оконные, дверные блоки и вагонку. Материал заготавливают на собственной пилораме.
В швейной мастерской кипит работа. Над электрическими скоростными машинами склонились девять девушек и один юноша.
– Они у меня молодцы, трудяги! – расхваливает подопечных инструктор по труду Татьяна Любимова. – Толя Суханов у нас командир. Закончил в Иркутске профессиональное училище для инвалидов, имеет 3-й разряд. Работает на оверложном станке. Восемь девочек заняты на пошиве. Одна – на утюжке. Она же проверяет качество выполненных изделий.
Преподаватель рассказывает, что в год интернатовские мастерицы шьют до четырех тысяч комплектов постельного белья.
– Конечно, обучать приходится с самых азов. Они же поступают из детских домов абсолютно ни к чему не приученные. Зато, посмотрите, какие вещи ребята теперь умеют делать своими руками!
Вышивка крестом и гладью, лоскутное шитье, аппликации из лент и вязание. Стены мастерской пестрят красочными стендами.
Занятия спортом – еще одно направление реабилитации воспитанников, успешно применяемое в интернате. Тулюшкинские спортсмены – неоднократные победители специальных областных, всероссийских и даже международных чемпионатов по футболу, лыжным гонкам, волейболу и баскетболу. В футбол здесь играют и юноши, и девушки. Недавно местные футболистки с разгромным счетом обыграли команду села Каразей, а юноши победили в отборочном чемпионате мира по мини-футболу и в третий раз поедут на международный футбольный турнир Seni Cup в Польшу.
– Необходимые условия для жизни нам помогают создавать органы соцзащиты и областные власти, – отмечает директор учреждения. – На деньги бюджета по областным и федеральным программам построена подъездная дорога и современный банно-прачечный комплекс, а еще клуб, тренажерный зал, столовая, стадион и современный хоккейный корт. Но и мы не сидим без дела. Около 3 млн рублей ежегодно зарабатывает интернат, реализуя собственную сельхозпродукцию, изделия швейных мастерских и столярного цеха. Заработанные средства пускаем снова в производство. Собственными силами в 2011 году построили новый коровник. Купили новый зерноуборочный комбайн, обновили сельхозтехнику, спортинвентарь и мебель. Теперь хотим построить часовню. Без всяких программ – хозспособом. Принять участие в строительстве уже выразили желание и воспитанники, и сотрудники.
Наталья Гундарева и другие
Большинство воспитанников интерната – социальные сироты. Как бы ни было хорошо и уютно в учреждении, каждый из них мечтает вернуться в семью. Некоторые пытаются разыскать своих родственников и знакомых. Кому-то это удается – близких они находят, но после поездки к родне возвращаются обратно. Их мечты о счастливой жизни в кругу семьи рушатся при виде беспробудного пьянства и нищенского существования.
Василий Калугин живет в Тулюшке больше 12 лет:
– Сам я из Киренска. Мать нас бросила. У меня двенадцать братьев и сестер. Все разбросаны по области. Недавно нашел старшего брата, думал, он меня к себе заберет, но он меня обманул – забрал пенсию и снова вернул сюда.
Наталья Гундарева тоже мечтает узнать что-нибудь о своих родителях, хоть сделать это очень и очень непросто. Воспитатели рассказали, что младенцем ее нашли на пороге участковой больницы села Урик. Случилось это более 20 лет назад. Сердобольные нянечки дали малышке имя в честь любимой актрисы. Потом был дом ребенка, детский дом и, наконец, интернат.
Наташа говорит, что увлекается разведением голубей. Это ее белоснежные питомцы взмывали в небо на открытии нового корпуса.
– У меня всякие породы. Есть турманы, якобины, бабочки, почтари, – перечисляет девушка. – Я часто приезжаю на выставки голубей в Иркутск. Вдруг случится так, что меня узнает кто-то из родственников? В кино ведь часто показывают, что такое бывает…
Чтобы совершеннолетние жители интерната могли создать собственную семью, руководство интерната для некоторых – с наиболее сохранным интеллектом – снимает дома. В этом году, например, уже три пары обрели собственное жилье. Всего же в селе Тулюшка в отдельных домах под присмотром руководства учреждения проживает восемь семейных пар.
Около 140 интернатовцев за 10 лет сняты с государственного обеспечения. Они, овладев специальностью, самостоятельно живут и работают за пределами поселка.
– Никакие, даже самые лучшие казенные условия не смогут заменить семейного уюта и собственного дома, – уверен Владимир Миронов. – Несмотря на то, что большинству наших подопечных уже никогда не узнать, что такое родная семья, мы должны делать все от нас зависящее, чтобы реабилитировать как можно большее число этих людей. Главное для них – доброе отношение. Именно отсутствие доброты со стороны родных и привело их в стены нашего интерната.