Элитная бедность
ОПХ «Буретское» Усольского района специализируется на производстве элитного посевного материала зерновых, картофеля, бобовых культур и трав. Сегодня предприятие – собственность Россельхозакадемии – находится в тяжелой ситуации.
Нет кадров – нет будущего
Село Буреть известно своей историей большого переселения. В 1959 году начались изыскательные работы, связанные со строительством гидроэлектростанций на Ангаре. Тогда и стало известно, что Буреть входит в число деревень, которые попадают под затопление. В ноябре 1961 года из Бурети на новое место было вывезено более сотни домов.
Опытно-производственное хозяйство «Буретское» было создано в 1967 году. Предприятие стало работать как практическая база НИИ сельского хозяйства, производя элитные сорта пшеницы, овса и кормовых трав для аграриев Иркутской области. Долгое время ОПХ числилось среди передовых. Старожилы вспоминают – даже при неблагоприятных погодных условиях хлеборобы Бурети в советское время в среднем собирали с гектара по 37 центнеров. Элитные сорта семенного зерна охотно покупали хозяйства Иркутского, Заларинского, Зиминского, Тулунского, Нижнеудинского, Куйтунского и других районов.
Сегодня в хозяйстве насчитывается 4,2 тыс. га посевной пашни, засевается в среднем 3 тыс. га. По итогам прошлого года совокупная выручка по молоку и зерну в ОПХ «Буретское» составила 32 млн рублей.
– Это на 2 млн меньше, чем в 2011 году, – констатирует главный экономист предприятия Любовь Шалашова.
В прошлом году с 1,8 тыс. га механизаторы собрали 3 тыс. тонн зерна. Урожайность составила 14 центнеров с гектара. Надои молока в прошлом году тоже оставляли желать лучшего.
В хозяйстве 800 голов крупного рогатого скота черно-пестрой породы, 405 дойных коров. За прошлый год надои молока на одну фуражную корову составили скромные 2580 литров. Невелики были и привесы.
– С кормами в хозяйстве плохо? – спрашиваем у Любови Семеновны.
– Проблем с кормами не было…
– Порода не молочная?
– Нормальная порода. Просто ветврача у нас нет, лечат коров после отелов некачественно.
О чем бы мы ни говорили с главным экономистом – все упиралось в проблему нехватки кадров. В хозяйстве нет агронома, ветеринара. Женщине-зоотехнику уже за 60 лет. Приехала девочка-зоотехник после учебы, сразу предупредила – мне только для стажа поработать. И упорхнула в город, никакие подъемные не удержали.
Да и то сказать – чем молодежь в Буреть заманишь? Жилье свое здесь давно не строят – нет земли, она вся в собственности государства. Хозяйство пытается решить земельный вопрос, но больно уж далеко до федерального руководства: еще год назад ушли в Москву документы, а воз, как говорится, и ныне там.
Рядом с Буретью расположена воинская часть, куда стремятся на работу селяне. Там зарплаты у кочегаров – 18–20 тыс. рублей. Для сравнения, механизаторы хозяйства получают 10 тыс. рублей.
Из-за нехватки кадров на период уборочной специалистов приходится приглашать из Боханского района, Тайтурки, Новомальтинска.
Проблемы сбыта
Сельхозпредприятие испытывает сегодня серьезные финансовые трудности и не имеет доступа ни к лизинговым программам, ни к кредитным ресурсам.
– Я в Бурети 30 лет работаю, и технике нашей столько же. Много ли на ней напашешь-насеешь? – риторически спрашивает директор ОПХ Владимир Шалашов.
Но сложности с кадрами и обновлением машинного парка меркнут рядом с проблемами сбыта. ОПХ работает в соответствии с программой, определенной Сибирским отделением Российской академии сельскохозяйственных наук. Тонны элитных семян пшеницы «тулунская» и первосортного овса оказываются невостребованными и идут на фураж.
– В этом году мы не можем реализовать 53 тонны пшеницы «буретской остистой» и 58 тонн овса «ровесник», – сокрушается руководитель хозяйства. – Раньше, в пору колхозов, за нашим зерном в очереди стояли. А сейчас фермеры берут крохи, получая от государства дотацию в пять рублей на кило зерна.
Когда при таком раскладе предприятие окупит затраты на новый урожай – вопрос вопросов. Уже вложены немалые средства на ремонт техники, вспашку, закупку ГСМ. А нереализованное элитное зерно, ставшее для хозяйства мертвым капиталом, скорее всего, и в этом году пойдет на корм скоту.
В 2012 году опытно-производственное хозяйство разработало три инвестпроекта по животноводству, растениеводству и картофелеводству. Но ни в один госпроект попасть не смогло из-за отсутствия собственных средств. В Бурети считают, что для опытных предприятий должна быть разработана специальная программа господдержки. Область при текущем положении дел хозяйству не помощник, так как по бюджетному законодательству предприятие, имеющее федерального собственника, региональная власть финансировать не вправе. Но
совершенно очевидно, что в одиночку, без помощи минсельхоза, ОПХ «Буретское» проблем своих не решить и, значит, не выжить.
Рано или поздно вопросы финансового оздоровления предприятия и использования федеральных земель все равно придется решать. И местную власть они никак не обойдут, ибо до Бога высоко, а до Москвы далеко…