20.05.2013 07:15

Как в России защищают нефтеносные жилы

Трубопроводный транспорт – важнейшая составляющая нефтяного промысла, играющая ключевую роль в бесперебойной добыче «черного золота». И один из самых хлопотных сегментов в нефтянке, ведь технологическая сложность трубопроводной инфраструктуры, ее масштаб и разветвленность ставят экологическую безопасность этого актива на первый план.

Промысловые трубопроводы – это производственные объекты повышенной опасности. На прогрессивных предприятиях обеспечение целостности трубопроводной инфраструктуры выделено в отдельную программу, для реализации которой выработан комплексный подход. Эффективная реализация такой программы требует значительных инвестиций, поскольку включает не только защиту металла от внешних воздействий, ремонт и замену трубопроводов, но и целый ряд профилактических мер, включая непрерывный мониторинг и диагностику всех систем инфраструктуры.

Дозор дневной, дозор ночной

Круглосуточное наблюдение за производственными территориями абсолютно необходимо. Ведь чем быстрее удастся выявить случившиеся порывы, преступные врезки и прочие инциденты на трассах трубопроводов, тем эффективнее будет устранение их последствий. Средства для этого применяются самые разнообразные.

– Наши трубопроводы находятся в разных районах Оренбургской области. Особенно непросто зимой, когда все заносит снегом, – в дело вступают снегоходы, а на особенно сложных участках не обойтись без лыж, – рассказывает начальник цеха эксплуатации и ремонта трубопроводов ООО «Бугурусланнефть» Сергей Варников о непростых буднях своего коллектива.

Для обзора обширных территорий и труднодоступных участков традиционно используются вертолеты. Это дорогостоящий метод мониторинга, поэтому на смену вертолетам приходят беспилотные летательные аппараты. Благодаря их новейшей аппаратуре, точность и эффективность мониторинга существенно повышается, а риски для сотрудников сведены к нулю. Но основная задача не столько устранить аварию и ее последствия, сколько предупредить. Сотни километров коммуникаций в год проходят диагностику и экспертизу промышленной безопасности. Высокотехнологичные сканирующие снаряды позволяют обнаружить внутренние и внешние повреждения труб, измерить толщину стенок и прочие параметры, на основании которых можно рассчитать срок службы трубы, найти проблемный участок и предотвратить аварию.

Научная хитрость

Для поддержания целостности трубопроводов существуют эффективные наукоемкие технологии – к примеру, ингибирование и электрохимзащита.

Как правило, коррозия является причиной порыва нефтепровода. Внутренняя коррозия возникает в результате воздействия на стенки трубы активных веществ и воды, содержащихся в сырой нефти. Для подавления коррозионной реакции применяются ингибиторы. Это молекулы органического вещества, которые прикрепляются к поверхности трубы и создают барьер для агрессивной среды.

Промысловые коммуникации похожи на ветви дерева: они расходятся в разных направлениях из одной точки. Поэтому добавление ингибитора на входе в трубопровод позволяет защитить его по всей длине на расстоянии до нескольких сотен километров. Таким образом, ингибиторная защита является относительно быстрым и экономичным способом обеспечения целостности трубопроводов при большом охвате. Такую технологию сейчас используют, к примеру, в ОАО «Оренбургнефть».

В свою очередь, коммуникации ряда месторождений ООО «ТНК-Уват» (Тюменская область) защищены химреагентами. ОАО «Верхнечонскнефтегаз» (Иркутская область) тоже добилось рекордного показателя безаварийной работы благодаря внедрению новых инженерных решений и применению передовых технологий.

Главная задача

Самая важная составляющая программы целостности – капитальный ремонт и замена трубопроводов. В первую очередь меняются те участки, которые эксплуатируются более 15–20 лет или проявили высокую аварийность, а также наиболее значимые для бизнеса, такие как нефтепроводы внешнего транспорта товарной нефти.

Нефтедобывающие компании России постепенно модернизируют и достраивают свой трубопроводный парк, используя при этом разные виды труб: это неметаллические (пластиковые и др.) трубы, трубы из черного металла с внутренним антикоррозионным покрытием.

Последние наиболее дорогостоящие: внутреннее покрытие препятствует коррозии, тем самым продлевая межремонтный срок работы трубопроводов, а также снижая затраты на приобретение недешевой промысловой химии и ее закачку. Металлические трубы изначально дешевле, но весь срок их эксплуатации сопряжен с затратами на ингибирование.

Нефтяники планомерно переходят на новые технологии. На некоторых предприятиях трубы с антикоррозийным покрытием начали применять на отдельных участках в качестве эксперимента, на других же стало правилом все новые коммуникации строить сразу с защитой. Такому варианту отдают предпочтение и компании, которые активно осваивают новые месторождения и создают коммуникации с нуля, например, ЗАО «Роспан Интернешнл» (Ямало-Ненецкий АО).

Можно гордиться

Предотвратить аварии на изношенных трубопроводах очень сложно. Лучший результат принесет только полная замена обветшалых труб. Это длительное, трудоемкое и дорогостоящее мероприятие, на время которого необходимо значительно перестраивать и даже приостанавливать производственный процесс. И, несмотря на это, нефтяники ведут масштабную работу в этом направлении, что свидетельствует об их социальной ответственности и дает высокие результаты.

– За шесть лет работы по программе целостности аварийность трубопроводов сократилась почти в пять раз, – подводит итоги работы начальник отдела по управлению целостностью трубопроводов ОАО «Оренбургнефть» Сергей Маликов. – В 2012 году на эту программу было направлено 573 млн рублей, в 2013 году планируется направить 510 млн рублей. Будет заменено около 28 км трубопроводов, продиагностировано 450 км труб.

Безусловно, такие победы не даются сами по себе: за ними стоит огромный труд каждого сотрудника, умелое руководство производственным процессом, умение заглянуть на несколько шагов вперед.