Изменить стратегию помощи неблагополучным семьям

Предлагает считает детский омбудсмен Приангарья Светлана Семенова

Уполномоченный по делам ребенка в Иркутской области Светлана Семенова отметила, что проблемных вопросов в сфере профилактики социального сиротства схораняется достаточно много, несмотря на все принимаемые властью усилия.

Ежегодно в регионе выявляются тысячи новых социальных сирот, и большая часть бюджетных средств в системе защиты детства тратится на их содержание.  Остается высоким число детей, воспитывающихся  в интернатах.

– Очевидно, что справиться с проблемой сиротства в регионе невозможно, не пересмотрев все существующие на сегодня ресурсы и стратегическим образом не переориентировав деятельность служб по защите детства на раннее выявление случаев семейного неблагополучия, организацию сопровождения семьи на всех стадиях кризиса. Позднее выявление семейного неблагополучия не позволяет достичь желаемого результата. Чем глубже кризис семьи, тем больше бюджетных средств необходимо на ее реабилитацию, – подчеркнула уполномоченный по правам ребенка.

Основным объектом современной профилактики социального сиротства по-прежнему является сам ребенок, а не семья, проблемы которой и являются основной причиной социального сиротства. Органы и учреждения, работающие с детьми, в основном, ведут работу по преодолению семейных кризисов, а не по их предупреждению.

Решение многих проблем в сфере профилактики социального сиротства завязано на принятии необходимых нормативно-правовых актов и решении вопросов финансирования. Это –   повышение размеров социальных выплат на содержание приемных детей, выплат приемным родителям; установление социальной поддержки гражданам, усыновившим ребенка (детей).

– Чтобы переломить негативные тенденции роста числа детей-сирот необходимо отладить четкий алгоритм оперативного межведомственного реагирования по каждому случаю риска социального сиротства. В этой связи, важнейшее значение приобретает разработка и принятие закона «О профилактике социального сиротства на территории Иркутской области, – считает детский омбудсмен, – Поэтому нужна модернизация подходов в работе органов и учреждений, стоящих на защите прав детей. Уникальные примеры по этому направлению есть в некоторых субъектах РФ (например, в Тюмени, Пермском крае, Бурятии и др.), где, примерно, 83 из 100 семей возвращаются к нормальному образу жизни. Дети, оставшиеся без попечения родителей, там не задерживаются в детских учреждениях более полугода, максимум – год. В Иркутской области применение этого опыта тоже необходимо.