Коммунальные тарифы пока остались на месте

Их повышение запланировано на июль 2012 года

В редакцию газеты «Областная» стали поступать жалобы от жителей Иркутска, недовольных расчетами управляющих компаний за коммунальные услуги за январь 2012 года.

Разъяснить ситуацию мы попросили временно замещающего должность руководителя службы по тарифам Иркутской области Александра Халиулина. Он сообщил, что повышение тарифов на коммунальные услуги произойдет только с 1 июля 2012 года. При этом предельный рост не должен превышать 12%.

У службы по тарифам Иркутской области работает горячая телефонная линия, номер: (3952) 33-56-26.

– Скажите, что сейчас входит в перечень коммунальных услуг в 2012 году? Было ли предусмотрено повышение стоимости таких услуг с 1 января 2012 года?

– В соответствии с федеральным законодательством повышение тарифов произойдет лишь с 1 июля текущего года. В коммунальные услуги входит газоснабжение, электроснабжение, отопление, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, поставка твердого топлива населению.

– А обслуживание дома?

– Содержание жилого дома, текущий и капитальный ремонт, обслуживание бытового хозяйства, уборка придворовой территории – это уже жилищные услуги. Они сегодня не регулируются и не контролируются государством. До середины 2010 года существовал предельный индекс изменения оплаты граждан за жилое помещение. Но федеральным законом № 237 он был отменен, и полномочия по установлению предельных уровней у службы по тарифам исчезли.

Дело – за собственниками жилья

– Куда обращаться жителям, если у них существенно возросли тарифы на жилищные услуги?

– Сегодня весь жилищный надзор осуществляет служба государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области. Но и они не имеют права регулировать цены на жилищные услуги. Сами собственники жилья на общем собрании должны определять, сколько стоит та или иная работа по обслуживанию и содержанию дома. Если управляющая компания повысила тариф без согласования с жителями, то тогда нужно обращаться в прокуратуру или суд. Сейчас вся ответственность за обслуживание и содержание дома лежит на собственнике жилья.

– Как решаются эти вопросы в домах, где часть квартир находится в собственности муниципального образования?

– В данном случае плата на жилищные услуги также определяется на общем собрании собственников дома. Если это общежитие, находящееся в муниципальной собственности, то размер оплаты устанавливается актом органа местного самоуправления.

– В прошлом году федеральный центр установил лимит в 15%, выше которого нельзя было поднимать тарифы на коммунальные услуги. В этом году тоже есть предельная планка?

– С 2010 года началась серьезная работа федерального центра по определению предельного индекса изменения платы граждан за коммунальные услуги. В 2010 году это было 25%, в 2011 году – 15%, в 2012 году – 6%. Здесь нужно понимать, что с 1 января по 1 июля 2012 года роста не будет, а во второй половине года он составит 12%.

– То есть можно говорить, что с 1 июля для жителей области повысится на 12% плата за электроэнергию, водоснабжение, тепло?

– Не совсем так. Рост не должен составить более 12%, но не за отдельно потребленные ресурсы, а в совокупном платеже за коммунальные услуги. Например, в общей структуре коммунальных платежей, как правило, до 53% составляет плата за теплоснабжение. При повышении этого вида услуг, допустим, на 10%, плата за водоснабжение может возрасти на 15% или на 17%, что вполне допустимо, при том, что общий платеж гражданина за всю совокупность коммунальных услуг не превысит 12%. Кстати, тариф на электроэнергию в Иркутской области возрастет с 1 июля незначительно – на 5,9%.

– Любое повышение цен, даже незначительный рост тарифов на электроэнергию, вызывает недовольство у населения.

– К сожалению, население области воспринимает рост тарифов в штыки, забывая, к примеру, что в Приангарье самая дешевая стоимость электроэнергии по сравнению с другими регионами страны. Даже с теми, где есть электростанции, как в Иркутской области. Например, если исключить наш регион, самая низкая цена электроэнергии зарегистрирована в Республике Хакасия, где 1 кВт стоит 1,4 рубля. В Иркутске с 1 июля стоимость возрастет до 72 копеек. Разрыв серьезный. В Красноярске цена 1 кВт составит с 1 июля 1,6 рубля, а в Бурятии – 3,5 рубля. И теперь представьте, что то же повышение на 6% тарифа на электроэнергию на территории Иркутской области составит лишь 4 копейки за кВтч, а на территории Республики Бурятия – 20 копеек за кВтч.

Электронный контроль

– Были жалобы от населения с начала 2012 года?

– Обращения есть. К нам поступило 27 заявок, в том числе из прокуратуры и Роспотребнадзора. Девять жалоб – от населения. Кроме того, у нас работает горячая телефонная линия, номер: (3952) 33-56-26, по которому наши специалисты ответят на тарифные вопросы, либо сориентируют заявителя по иным вопросам. Многие задают вопросы в интернет-приемной на нашем сайте. Как и в прошлом году, порядка 90% обращений связаны не с тарифами, а с тем, что управляющая организация или ресурсоснабжающая компания неправильно произвели перерасчет платы за коммунальные услуги, несвоевременно или некачественно предоставили коммунальные услуги. Надо признать, в последние два года ситуация на рынке предоставления коммунальных услуг кардинально изменилась – в лучшую сторону.

– Какую помощь в этих ситуациях может оказать ваша служба?

– Мы объясняем обратившимся, как и что им нужно сделать. В частности, если потребитель хочет добиться успеха в получении перерасчета, ему нужно обратиться в управляющую компанию, просчитать вместе с ней объемы на тарифы, которые установлены. Это конкретные взаимоотношения по конкретному адресу.

– А остальные 10% обратившихся жалуются на тарифы?

– Обращения есть, но факты повышения стоимости коммунальных услуг не подтвердились. До 2010 года было достаточно много нарушений, но мы переломили эту ситуацию. Наша служба ввела тотальный контроль за каждым муниципальным образованием, создала электронную базу всех муниципалитетов. Мониторинг ведем в электронном виде, и если решения по тарифам приходят по факсу – мы сразу вносим их в нашу базу. Помимо этого, правительство области на заседаниях, региональном совете проводило постоянные разъяснения ситуации и персональной ответственности глав муниципалитетов за рост тарифов выше обозначенных пределов. Меры достаточно суровые. Мы можем сразу же отменить постановление мэра, привлечь его к административной ответственности. А это сегодня 50 тыс. рублей либо дисквалификация. Поэтому главы муниципальных образований сегодня просто так не идут на повышение тарифов. Если возникают вопросы по совокупности оплаты граждан, они обращаются к нам за разъяснениями.

– Изменились ли подходы в работе управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций?

– В отношении их также действуют суровые меры наказания. К тому же никакого ущемления по деньгам ресурсоснабжающие организации не испытывают – вся разница между льготными тарифами для населения и экономически обоснованными тарифами компенсируется из областного бюджета. Поэтому мы требуем от них жесткого исполнения закона. Есть, конечно, один нюанс. Само правительственное постановление по порядку предоставления коммунальных услуг гражданам очень сложное. Не всегда его могут понять компании. Даже мы порой требуем разъяснения со стороны федеральных ведомств. Поэтому появляются ошибки при перерасчетах. Мы, естественно, не штрафуем огульно. Сначала указываем на нарушение и смотрим, как организация устраняет его. Если в компании начинают юлить, тянуть с выполнением перерасчета, отказываются представлять документы, тогда мы уже привлекаем к административной ответственности и передаем материалы в прокуратуру области. Стоит отметить, что с 2011 года нарушений по тарифам практически нет. Все предпочитают не нарушать, потому что сразу же обостряется ситуация, и применяются жесткие меры.

– Вы упомянули о введении электронного мониторинга. Это отдельное мероприятие или системная работа?

– Конечно, системная. На сегодняшний день создана база, работа полностью автоматизирована. В 2011 году благодаря губернатору области Дмитрию Мезенцеву мы начали присоединение к региональному сегменту единой информационно-аналитической системы – ЕИАС России Федеральной службы по тарифам. В мае мы подключим к сети все регулируемые организации, которые будут отчетность предоставлять нам только в электронном виде. Это колоссальная экономия времени и сил. К тому же всю нашу отчетность в он-лайн режиме сможет посмотреть и губернатор Иркутской области, и федеральный центр.