Социальная служба спасения

Лишить пьющих и нерадивых родителей опеки над ребенком и сдать его в приют – распространенная практика в нашей стране. Но в Иркутской области решили искать новые методы. Вместо того чтобы разлучать детей и непутевых родителей, семьям помогают встать на путь исправления и дают шанс вырастить детей в полной семье.

В нашем государстве принято решать проблему радикально – лишением родительских прав. Но от таких мер тоже нет толку. От 60 до 80% выпускников детских домов и приютов в первые же годы самостоятельной жизни попадают в тюрьму. Значит, забрать ребенка у родителей – тоже не выход.

В 2008 году на эту проблему обратило внимание государство, и по инициативе президента Владимира Путина был создан Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В июле 2009 года Иркутский областной учебно-методический центр по переподготовке и повышению квалификации специалистов системы социальной защиты населения под руководством Тамары Хижаевой получил грант на реализацию в регионе специальной программы. Ее цель – обучение социальных работников инновационным технологиям в работе с семьями, которые находятся в трудной жизненной ситуации и проживают в сельской местности.

Сельская местность для проведения программы выбрана не случайно. Процент неблагополучных семей там гораздо выше, чем в городе. Родители, оставшись без работы, вместо того, чтобы уделить больше внимания детям, заняться хозяйством, как правило, начинают прикладываться к бутылке. Заканчивается все печально – сотрудники социальных служб приходят в покосившиеся дома, чтобы забрать у нетрезвых родителей их собственных детей.

Семейные связи неразрушимы

Руководитель проекта Тамара Хижаева, говорит: «Наша первоочередная задача – сохранить биологическую семью, поскольку биоэнергетические связи неразрушимы».

Каким бы плохим ни казался родитель в глазах общественности, для своего сына или дочери он все равно будет самым лучшим. Дети попадают в приюты из самых разных семей – оттуда, где родители беспробудно пьют, забывают покормить или одеть ребенка. Но даже это оказывается для них лучшими условиями, по сравнению с детдомом. Они просятся домой, потому что только там есть родные люди, которые могут подарить настоящую ласку. Дети плачут, просятся к маме, сразу же забывая все плохое, что было, и выуживая из памяти по-настоящему счастливые моменты.

Приемные семьи, в которые забирают маленьких сирот, тоже редко бывают идеальными. Даже в любящей семье ребенок останется чужим. И всегда будет вспоминать о маме, пусть плохой, но родной.

Наталья Сергеева из поселка Шарагай страдает от алкоголизма. Она – мать-одиночка, которая воспитывает шестерых детей, при этом еще находит время для того, чтобы выпить. Но ее дети не считают, что это плохо. Старшая дочь Натальи Ксения говорит: «Я не знаю, почему все считают, что у нас какие-то проблемы. Мама выпивает, как и большинство в нашей деревне. Но младшие всегда ухожены и накормлены, за ними и я могу следить».

Мы не сдадимся! И не отдадим детей в приют

Уже больше года на территории Иркутской области, а именно в четырех поселках Балаганского района действует государственный проект. В его рамках прошли обучение не только работники местных социальных служб, но и главы поселковых администраций.

Мэр района Надежда Жукова – в прошлом заместитель мэра по социальной работе. Именно благодаря ее опыту проходит успешная реализация проекта на этой территории. Основная задача администрации – организовать слаженную совместную работу всех органов и ведомств.

В каждом из поселков создана участковая социальная служба, которая состоит из психолога, специалиста по социальной работе и социального педагога. Задача такой службы – выявить неблагополучные семьи и оказать помощь каждой из них. Началось все с подворового обхода. Работники службы заходили в каждый дом, где есть дети, проверяли, в каких условиях растет ребенок. Таким образом, определились семьи, с которыми будет вестись работа.

Поначалу деревенские жители относились к социальным работникам настороженно: боялись, что у них заберут детей. Но вскоре напряженность прошла. Родители поняли, что цели стоят обратные: помочь им сохранить семью, встать на ноги. Даже одно то, что показаться перед социальщиками в нетрезвом виде – это риск потерять ребенка, на многих действует сдерживающе.

Центр выделяет деньги, чтобы дать возможность вылечиться тем, кто страдает от алкоголизма. Родители кодируются, перестают пить, приводят свои обветшалые дома в порядок и начинают больше времени уделять своим детям, у которых, наконец, появляется шанс жить в нормальной семье, без ярлыка «неблагополучная».

Но иногда простых посещений недостаточно. Если ребенок по-прежнему находится в трудных условиях и его жизнь подвержена опасности, его все-таки забирают из семьи. Но не как было принято раньше – навсегда. А только лишь на то время, которое может понадобиться родителям для реабилитации. На это время ребенка можно поместить для реабилитации в семейно-воспитательную группу (СВГ). Это семьи, которые готовы ненадолго приютить у себя ребенка, пока ведется работа с его родителями. По возможности, детей забирают родственники. Это еще одно нововведение проекта – чтобы ребенок, разлученный со своей родной семьей, пребывал все это время не среди чужих людей в приюте, а в полной семье, где все к нему отнесутся с любовью и доброжелательностью.

Девятилетний Петя Морозов из поселка Кумарейка провел в семейно-воспитательной группе три месяца. Его родители сами попросили забрать мальчика. Взрослые пили, что называется, без просыху, дома было холодно, протекала крыша. После окончания реабилитации Петя вернулся в родной дом и не узнал его. Отец мальчика бросил пить и сделал в доме ремонт. Теперь у Пети есть своя комната, в которой тепло и чисто. И главное – родители, которые любят его. Но ужас от разлуки до сих пор не прошел.

Помогают, и не только добрым словом

В Балаганском районе проект успешно работает уже больше года. За это время многим успели помочь – и более 20 семей возвращаются к нормальной жизни. И если раньше люди сторонились и побаивались сотрудников участковой социальной службы, то сейчас сами стали обращаться за помощью.

Александр Яковлев пришел к социальным работником и просто попросил: «Помогите мне». Он в одиночку воспитывает четвероклассника Васю. Несколько лет назад сожительница Александра погибла, оставив ему мальчика. Но, несмотря на то, что Вася не родной сын, отец не собирается отдавать его в приют. Он вылечился от алкоголизма, нашел работу и воспитывает мальчика как родного. Благодаря тому, что ребенка не бросили, стали помогать, он быстро пришел в себя после смерти матери.

Александр охотно рассказывал нам, какой Вася молодец, как он хорошо учится в школе и как помогает отцу во всем. Упомянул также о материальной помощи, в которой семья очень нуждается. Дому, в котором они живут, давно нужен капитальный ремонт.

Получить материальную помощь, хоть и нелегко, но возможно. Например, семье Валентины Кузьминой администрация поселка Шарагай выделила жилье. Раньше Валя, выросшая в приюте, вместе с мужем и маленькой дочерью жила у матери-алкоголички. Теперь, в отдельном доме, у семьи появился шанс выйти из порочного круга пьянства и жить спокойной жизнью.

Кроме того, социальная служба всегда готова помочь своим подопечным в оформлении документов, пенсий, соцработники возят в районную администрацию, помогают в трудоустройстве.

В рамках проекта ведется также работа по профилактике ранних отказов от новорожденных. Если социальным работникам удается убедить мать, которая находится в тяжелом положении, оставить ребенка себе, а не на попечении государства, то таким женщинам помогают материально, поддерживают их.

Работа с трудными подростками

Задача семейно-воспитательного комплекса «Молодежный» в поселке Танхой Заларинского района – социально-трудовая реабилитация трудных подростков. Он является соисполнителем проекта – и это не случайно, так как на практике обученные специалисты используют формы, методы и приемы работы с подростками, временно помещенными в центр, готовят опекаемых к самостоятельной жизнедеятельности, восстанавливают отношения с родителями. Подростки осваивают здесь свои первые профессиональные навыки и становятся полноправными помощниками в ведении хозяйства. У воспитанников есть возможность выучиться на портного, повара, автомеханика.

Но это не главное. Уникальность этого комплекса в том, что дети живут в условиях, максимально приближенных к настоящему дому. Всего семейно-воспитательный комплекс состоит из 17 групп. В каждой по шесть воспитанников, два воспитателя – обязательно мужчина и женщина. У них есть свой дом и приусадебный участок. Дети сами следят за домом, делают уборку и готовят еду, работают на участке и выращивают скот.

Таким образом, «Молодежный» воспитывает детей самостоятельными, подготовленными к взрослой жизни. Реабилитация происходит благодаря вовлеченности ребенка в решение собственной судьбы. С раннего возраста приученные к ответственности, дети входят во взрослую жизнь с уже полученной профессией и умением прокормить себя.

Заместитель руководителя семейно-воспитательного комплекса «Молодежный» отмечает, что из полутора тысяч детей, выросших в Танхое, только девять попали в места лишения свободы.

Результаты работы, которую ведет Областной учебно-методический центр по переподготовке и повышению квалификации специалистов системы социальной защиты населения, видны уже сейчас. И можно только радоваться, что хоть у нескольких семейных историй будет счастливый конец.