Охотугодья стали платными

Есть разные мнения, как это отразится на их состоянии

С конца июня этого года аренда охотугодий утратила свою безвозмездность – введены ставки платы за единицу площади при заключении охотхозяйственных соглашений. В Иркутской области 1 га стоит пять рублей. Вроде сумма небольшая, но угодья насчитывают подчас миллионы гектар.

Теперь стоит вопрос в том, смогут ли арендаторы заплатить за свой участок. Причем, по постановлению Правительства РФ это должен быть единовременный взнос средств.

Обширные охотничьи угодья в России с конца 1980-х годов прошлого столетия находились в фактически безвозмездной аренде. При этом охотпользователям вменялось обеспечивать мероприятия по сохранности животного мира. Постановление Правительства РФ от 30 июня текущего года изменило ситуацию, утвердив ставки платы за единицу площади угодья. Для всех регионов они разные – сумма варьируется от одного до 10 рублей за гектар. В Иркутской области ставка равна пяти рублям.

– Мы считаем, что это очень много, – говорит руководитель представительства межрегиональной общественной организации охотников и рыболовов Сибири в Иркутской области Валентин Бороденко. – Сейчас из-за отсутствия средств у органов государственной власти все мероприятия по охране и воспроизводству животного мира выполняют арендаторы угодий, несут затраты за счет собственных средств. Это и охрана, и учет зверей и птиц, и платежи за лицензии, и ГСМ. Ежемесячные траты могут составлять до 200 тысяч рублей. И они, по большому счету, не оправдываются. Нередко привлекаются средства другого бизнеса охотпользователей. Если ввести еще и арендную плату, это будет непосильно для многих.

По словам Валерия Бороденко, среднее охотничье хозяйство насчитывает от 50 тыс. га. То есть арендная плата за небольшую площадь составит порядка 250 тыс. рублей. А в северных территориях охотпользователи арендуют по миллиону гектар и выше. Получаются колоссальные суммы. Причем именно там проживают коренные и малочисленные народы, у которых развита промысловая охота. Это их быт. Где они найдут средства на дальнейшую аренду, неизвестно.

– Более того, всю сумму, по постановлению, нужно внести единовременно, – продолжил Валерий Бороденко. – Мне кажется, эту ставку необходимо хотя бы разбить на период действия охотсоглашений, которые заключаются на срок не менее 25 лет.

Интересно, что у наших соседей – в Красноярском крае, ставка платы равна одному рублю. Хотя, по сути, регионы одинаковы по климатическим условиям, по нахождению на территориях малочисленных народов.

– Ставки разрабатывало Министерство природных ресурсов РФ, – подчеркнул заместитель руководителя службы по охране и использованию животного мира Иркутской области Валерий Загоскин. – Ко всем регионам был индивидуальный подход. Размеры ставок определялись по ряду критериев – количество и видовое разнообразие охотничьих животных, плотность населения региона, разнообразие типов охотничьих угодий, их биологической продуктивности, доступности, освоенности и так далее. Таким образом, можно объяснить, почему в Красноярском крае гектар стоит один рубль, а у нас пять. Мы, кстати, находимся не в самом худшем положении, поскольку в большинстве регионов ставка равна 10 рублям. Вообще распределение угодий зачастую не соответствовало нормальному положению вещей. Нередко охотхозяйства только пользовались богатствами животного мира, причем бесплатно на протяжении десятков лет. Сейчас им просто выставили счет. Мне кажется, введение арендной платы будет полезно для Иркутской области и прежде всего для самих охотничьих хозяйств, поскольку должно стимулировать развитие эффективных, прибыльных методов хозяйствования, развитие комплексного подхода к пользованию природными ресурсами, повышению статуса собственника охотничьих угодий. А поступления дополнительных средств в бюджет области позволит финансировать мероприятия, направленные на охрану и воспроизводство животного мира.     

Валерий Загоскин считает, что вопрос с введением арендной платы для нашей области довольно неоднозначный. Прежде всего из-за различий в подходах к организации охотпользования, социально-экономического развития отдельных районов, наличия транспортной инфраструктуры и многого другого. Все это предполагается выявить при проведении проверок охотничьих хозяйств. К тому же, по мнению заместителя руководителя Службы, есть в регионе недобросовестные пользователи, которые по условиям долгосрочного пользования обязаны выполнять комплекс мероприятий по охране и воспроизводству охотничьих животных на закрепленной территории, а на самом деле ничего не делают. В этом году областная Служба планирует проверить деятельность 15 хозяйств. На следующий год запланированы проверки уже 30 хозяйств. По их итогам положение с закреплением охотничьих угодий может существенно измениться.

– С приходом рыночной экономики охотничье хозяйство поменяло свой вектор развития, – заявил в свою очередь Валентин Бороденко. – Сегодня не все, но многие охотпользователи стремятся к тому, чтобы сохранить численность животных в большом количестве. В результате к ним приезжает больше охотников, которые видят, что угодья богаты дичью. Разумеется, ценовая планка за лицензии повышается. Это общемировая практика. И нужно все-таки влиять на ситуацию, чтобы все охотпользователи понимали, что роль охотугодий не в удовлетворении моральных и материальных потребностей, как мы раньше говорили, а в охране и воспроизводстве животного мира.

Не исключено, что введение ставок платы за угодья существенно повысит стоимость лицензий для охотников. Но не это главное. Специалисты беспокоятся, что хозяйства разорятся и их территории перейдут в категорию общедоступных. То есть охраной, учетом, воспроизводством животных на обширных территориях должно будет заниматься государство, а именно – региональная служба охотуправления, штат которой очень невелик. Есть также опасность, что хозяевами этих территорий могут стать браконьеры. Есть и другой вариант развития ситуации – охотхозяйства начнут дробиться на более мелкие.

– На мой взгляд, эти ставки ввели для создания определенной финансовой подушки, которая могла бы быть использована для восстановления охотхозяйств, – заметил Валентин Бороденко. – Но тогда в законе нужно четко прописать, что эти деньги должны использоваться именно на эти мероприятия. Как показывает практика, когда средства попадают в консолидированный бюджет, защищать их расходную часть сложно. Раньше были экологические фонды, потом их ликвидировали.

В министерстве природных ресурсов и экологии области рассказали, что на федеральном уровне сейчас рассматривается создание экологического фонда. Правительство региона уже отправило в Минприроды свое одобрение по этому поводу. А пока деньги за аренду угодий будут уходить в консолидированный бюджет без возврата в охотхозяйства. Эти средства можно было бы использовать целенаправленно, будь принята областная программа по охране животного мира. Данный нормативный документ также важен для сбора компенсационных платежей (за ущерб при прокладке трубопроводов, линий электропередач, разработке месторождений и т.д.), которые можно направить охотпользователям на мероприятия по охране и воспроизводству государственного ресурса.

Но пока такая программа в Приангарье не утверждена. Правда, в июне этого года был принят закон «Об отдельных вопросах в сфере охоты, сохранения охотничьих ресурсов и среды обитания в Иркутской области», регламентирующий охотуправление на уровне региона. Может быть, с помощью него удастся сгладить возможные негативные последствия введенной арендной платы.