24.05.2010 12:00
Рубрики
Культура
24.05.2010 12:00

Красота в нюансах

Привлечь иркутян к формированию фондов решил Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева. В Международный день музеев в главном здании открылась выставка «Классическая живопись Китая XIX века». Всего на ней представлено восемь свитков, четыре из них – полноразмерные пейзажи «шань-шуй» или «горы-воды», и четыре – с изображением вееров.

Экспозицию приурочили к Году Китая в России. На открытии выставки присутствовали генеральный консул КНР в Иркутске Го Минь, министр культуры и архивов Иркутской области Вера Кутищева.

– Важно, что иркутяне смогут поближе познакомиться с китайской живописью, – отметила генеральный консул КНР в Иркутске Го Минь. – Она сильно отличается от европейской, особенно тематикой. Наши художники с особым трепетом пишут цветы, портреты, горы, воду, прекрасную природу.

Однако главная цель выставки – сделать свитки достоянием художественного музея. Сейчас образцы китайской живописи находятся в собственности коллекционера Александра Иващенко. Недавно отреставрированные в Государственном Эрмитаже, произведения живописи Поднебесной были привезены в Иркутск на средства, которые предоставил благотворительный фонд «Меценат».

В дни работы выставки каждый посетитель музея сможет проголосовать за понравившуюся работу. Кроме того, все средства, вырученные от продажи билетов и буклетов выставки, будут потрачены на покупку свитков. Каждое полотно стоит примерно 40–60 тыс. рублей. Музейщики говорят, что это не очень высокая цена за классическую китайскую живопись.

– Музей никогда не был делом одного человека – это всегда дело общества, – считает директор Иркутского областного художественного музея Елена Зубрий. – Приобретение этих свитков поднимет нашу китайскую коллекцию на новый уровень, увеличивает ее значимость. Мы сможем сделать великолепную экспозицию китайского искусства.

Сами работы, предложенные к покупке, лишний раз демонстрируют, что Восток – дело тонкое, ведь произведения можно недооценить с первого взгляда. На самом деле неброские, выполненные в черно-белой гамме пейзажи «горы-воды», наглядно демонстрируют высокое мастерство китайских художников. Пейзажисты стремились добиться передачи игры солнечного света на поверхности предметов, прозрачности воздуха или дымки, охватывающей далекие горные вершины, чтобы создать ощущение пространства. Художники работали водяными красками или тушью, которые давали возможность создавать едва уловимую для глаза градацию тонов.

– В Китае не пользовались ни масляными красками, ни темперой, не применяли мольбертов, холста, натянутого на раму, – отметила искусствовед художественного музея Алена Кабунова. – Живописец работал прямо на столе или на полу, где и расстилал свиток бумаги или шелка. А так как китайская бумага тонка и пориста, при наложении на нее туши она промокает и каждое пятно расплывается. Поэтому мазок кисти должен быть безукоризненно точным.

Работавшие черной тушью мастера виртуозно достигали тончайших нюансов. Переход от еле уловимых серебристых тонов, обозначающих дали, к мазкам и пятнам туши, обозначающим скалы или деревья первого плана, создавал особый эффект необычайного единства и цельности пейзажа.

– Чем больше мы будем чувствовать культуру и искусство, тем лучше мы будем понимать друг друга, – отметила министр культуры и архивов Вера Кутищева. – Наши фонды очень богаты произведениями искусств Китая, это связано с историей и территориальным расположением. Известна также роль меценатства в пополнении коллекций художественного музея. Фонд «Меценат» существует уже третий год, и в него входят люди, которые понимают роль и значение культуры в развитии взаимопонимания и укреплении добрососедских взаимоотношений.