14.05.2010 12:00
Рубрики
Экономика
14.05.2010 12:00

Упущенные выгоды бюджета

Темой майского заседания комиссии по контрольной деятельности Законодательного Собрания стали результаты проверки КСП использования бюджетных средств, выделенных областному минздраву в 2009 году на централизованные закупки медикаментов и медицинского оборудования.

Аудитор КСП Ольга Ризман сразу же обратила внимание членов комиссии на отрицательную динамику этой расходной статьи. По сравнению с 2007 годом объем централизованных закупок в 2009 году уменьшился в три раза: с почти 300 млн до 89,8 млн рублей (на текущий год выделено чуть больше – 90,7 млн рублей). Но и эти деньги не все ушли по назначению. На погашение кредиторской задолженности по контрактам предыдущих лет был направлен 31 млн, 7,5 млн израсходовано на оплату медицинского оборудования, поставленного, опять же, в предшествующие годы, и только 51 млн использован по назначению, т.е. на приобретение медикаментов и расходных материалов.

Хотя размещение заказов должно было проводиться на аукционах, они были признаны несостоявшимися из-за отсутствия участников (лишь по одному претенденту на каждый из трех выставленных на торги лотов). Этим трем поставщикам и был, в конце концов, передан госзаказ. Естественно, что при таком безальтернативном раскладе и речи не могло быть о какой-то конкуренции и сбивании цены по ходу торгов. По мнению Ольги Ризман, конкуренцию убили завышенные размеры лотов (два по 16 млн рублей и один – 12 млн). Фирмам средних размеров было просто не под силу осилить столь крупные объемы поставок, и они были вынуждены заранее сойти с дистанции, уступив поле боя крупным поставщикам.

Правда, при закупке лекарственных средств для онкологии аукцион все же состоялся, но он превратился скорее в фарс, чем в конкурентную борьбу. В ходе торгов цена по первому лоту была снижена на 5 рублей, по второму лоту – на 16 рублей, по третьему – на 19 рублей. Нетрудно предположить наличие сговора между тремя участниками этого аукциона, стремящимися не снизить, а удержать максимальную цену, разделив между собой все три лота – по одному на брата.

В ходе проверки выявлены и факты поставок медикаментов с меньшим остаточным сроком годности, чем это предусмотрено контрактами. Как правило, он не должен быть меньше 60–70%, а в ряде случаев он составлял лишь 25–33%. Это не только ограничивает время использования лекарственных препаратов, но и ведет к переплате. Ведь остаточный срок годности, отметила аудитор, – ценообразующий фактор. Чем он меньше, тем стоимость препарата должна быть ниже.

На том же заседании детальному разбору подверглись и методы управления областной государственной собственностью Фондом имущества Иркутской области. Выявились любопытные детали. Так, например, из 25 автомобилей, выставленных на продажу, лишь по четырем дали свои заключения специальные аккредитованные оценщики, к оценке же остальных привлекались посторонние лица. Немудрено, что автомобили с аналогичными характеристиками существенно отличались друг от друга по стоимости. В Братске автомобиль ГАЗ-3110 потянул на 115 тыс. рублей, а его собрат в Ольхонском районе был продан лишь за 30 тыс. рублей.

Когда несколько попыток продать автобус КАВЗ-3271 не увенчались успехом, фонд объявил о его продаже без объявления цены. В итоге некий господин Гольский приобрел его за 1,1 тыс., в то время как проданный даже на металлолом он мог принести 7,6 тыс. рублей в областную казну. Ясно, что при таких «продажах» профессиональные оценщики не требовались, они даже мешали опустить цену ниже плинтуса. Поэтому неудивительно, что выручка от реализации 24 автомобилей, снятых с баланса госучреждений, составила всего 592 тыс. рублей.

Областной пакет акций ОАО «Управляющая инвестиционная строительная компания», оцененный в 15 млн рублей, был реализован лишь с третьей попытки, принеся бюджету …1,2 млн. Удивительную нерасторопность выказал фонд и при продаже прав заключения договоров аренды. Как и в случаях с автомобилями, оценку стоимости аренды проводили опять же не специально на это уполномоченные люди, а сторонние «специалисты».

Депутаты обратили внимание на то, что до сих пор не предоставлен прогнозный план приватизации объектов областной собственности на 2010 год, и рекомендовало это сделать в ближайшее время. Они также взяли под контроль работу над ошибками минздрава и Фонда имущества.