Наследник кочевой культуры Зорикто Доржиев

Три года прошло с тех пор, как молодой художник из Улан-Удэ Зорикто Доржиев впервые был представлен в Иркутске. За это время его выставки состоялись в Москве, Страсбурге, Люксембурге, Брюсселе, Пекине и Майами. Но самой значительной страницей в его биографии стала выставка в Государственном русском музее в Санкт-Петербурге.

И теперь иркутяне могут вновь полюбоваться уже известными и новыми работами художника в арт-галерее DiaS. Здесь открылась выставка «Один день из жизни художника». Это совместный проект с московской галереей Ханхалаева, в рамках которого, помимо живописи, представлен графический цикл «Жестокий век» – иллюстрации к одноименному роману Исая Калашникова.

Пространство картин молодого художника – то ли история, выраженная с позиции дня сегодняшнего, то ли современность, обогащенная стариной и пропущенная через призму глобализации. Напомним, что имя автора возникло несколько лет назад на волне мирового интереса к восточному, в том числе бурятскому искусству. Молодого автора заметил скульптор Даши Намдаков и пригласил его принять участие в создании эскизов костюмов для фильма «Монгол» Сергея Бодрова. А московский продюсер и галерист Константин Ханхалаев занялся «раскруткой» молодого автора.

– История бурятского народа, безусловно, оставила отпечаток в моем творческом сознании, но, тем не менее, я ощущаю себя современным человеком, – отметил Зорикто Доржиев на открытии выставки. – И мне бы не хотелось, чтобы люди думали, что это старые работы. Хоть я городской житель, многое в моем творчестве из детства, из увиденного и услышанного, но переработанного в свете мировой культуры.

Как и Даши Намдаков, Зорикто выпускник Красноярского художественного института. Если продолжать сравнение, то его работы в основном статичные. Герои художника как будто находятся в состоянии медитации или задумчивости. Для живописи характерен лаконичный цвет, чаще всего монохромная, приглушенная гамма и почти графическая ясность линий.

– Зорикто Доржиев не совсем бурятский художник, – отметила на открытии искусствовед Ирина Федчина. – У него нет национального в чистом виде. Кстати, начало этому направлению дала бурятская художница Алла Цыбикова. Она первая привезла сюда Даши Намдакова. В недавно вышедшей книге, посвященной этой художнице, в одном из ее писем есть слова: «Наконец я начала понимать и близко подходить к бурятскому искусству». То есть сама она себя к нему не причисляла. И все, что мы видим на этой выставке, действительно можно назвать современным бурятским искусством.

Наверняка у большинства людей в мире бурятское национальное искусство теперь, скорее всего, будет ассоциироваться именно с этими именами. В последние годы обращение к корням наследниками кочевой культуры становится все более удачным и вызывает неизменный интерес у зрителей. Хотя это, как правило, некое смешение западных и восточных традиций и мотивов.

Например, на выставке можно увидеть работу «Джоконда – Хатун». Восточная красавица с черными, как смоль, волосами, застыла на фоне бурятской степи. Она сложила на коленях руки, как и подобает модели Леонардо да Винчи. Через ее прищур и нарочито вытянутую среднюю часть лица проглядывает что-то мистическое. По словам самого художника, эта картина – гимн степной красавице. А вот на стене напротив еще один ремейк – картина «Сон», это восточная интерпретация сказки «Принцесса на горошине». Худенькая девчушка на сотне одеял, уложенных в стопку, спит, повернувшись к зрителю спиной. Это, кстати, характерный для художника ракурс. Со спины нарисованы его «Сестры» и воины на картине «Поединок». В профиль, вполоборота изображены красавицы на картине «Дефиле».

Всего в экспозиции можно увидеть более 50 живописных и графических работ Зорикто Доржиева. Однако большинство из них – это печать на холсте, то есть копии живописных работ мастера. Именно благодаря современным технологиям стала возможна выставка в Иркутске, ведь произведения художника популярны и хорошо продаваемы. Экспозиция будет работать до 10 мая.