02.04.2010 12:00
Рубрики
Общество
Теги
#пасха
02.04.2010 12:00

В ожидании Воскресения

В приходе Мученика Уара молятся за некрещеных

Страстная неделя на исходе. Четвертого апреля православный мир отметит светлый праздник Воскресения Господня. Немало паломников на пасхальной службе ожидается в скромном деревянном храме мученика Уара в селе Тихоновка Боханского района. И все потому, что именно здесь многие люди поверили в Бога по-настоящему.

В канун Пасхи мы встретились с настоятелем прихода иереем Дмитрием Максимовым и услышали от него историю уникального храма, где во время богослужения даже в самую сильную непогоду солнце озаряет алтарь. Узнали мы и о других чудесах веры, которым не перестает удивляться отец Дмитрий.

Вербное воскресенье в 150 километрах от Иркутска

«Освящаются ваия сия, окроплением воды сея священныя, во Имя Отца и Сына и Святаго Духа». Капли святой воды падают на ветки вербы и блестят на пушистых почках, словно роса. Деревенский храм в день праздника Входа Господня в Иерусалим полон. У притвора, опустив головы, крестятся двое школьников – «мальчики да девочки свечечки да вербочки понесли домой». Все, почти как у Блока…

Литургию ведет иерей Дмитрий Максимов. У настоятеля сегодня, по сути, годовщина. Ровно два года назад он начал служить в храме мученика Уара. А еще раньше он учился в художественном училище и работал дизайнером. Так бы и продолжал делать карьеру, если бы не случайность.

Как-то зимой вместе с коллегами он поехал на автомобиле в служебную командировку. На скорости 110 километров в час в окна «жигулей» пассажиры увидели, как рядом катится колесо. Оказалось, от их машины – сломалась полуось. По всем законам физики на скользкой дороге автомобиль, по меньшей мере, должен был перевернуться. Водитель только успел попросить: «Господи, спаси и сохрани!» – и тут «жигули» кто-то будто взял и аккуратно поставил у обочины. Впрочем, на этом история не закончилась:

– Нужно было ремонтировать машину, и мы включили газовую горелку. Но она вдруг вспыхнула. Все кинулись врассыпную, едва я успел отбросить подальше горящую горелку, как раздался грохот. Из-за поворота вынесло огромную фуру. Она пронеслась мимо нас, сбив зеркало, и ушла в кювет. Мы подбегаем, открываем кабину, а там водитель мало сказать пьяный, просто – никакой. Я потом всю ночь просидел в машине и очень о многом думал. Когда вернулся домой, первым делом поехал в Хомутово, в храм к отцу Александру. С тех пор из храма не выхожу, – признался позже настоятель.

Конечно, не сразу после того ночного происшествия он стал священником, но, по его выражению, «сердце требовало и горело». И, оставив рекламные дела, Дмитрий Максимов начал служить в храме. Супруга, давно уже воцерковленная прихожанка, это решение поддержала.

В алтаре всегда светит солнце

«Христе Боже, ангелов хваление и детей воспевание приял еси», – с церковных хоров доносится пение. Это голос матушки Ольги. Когда-то с настоятелем храма они вместе учились в художественном училище, теперь матушка несет с супругом другой крест. У алтаря помогают отцу Дмитрию их двое сыновей. И всякий раз во время службы они являются свидетелями маленького чуда:

– Даже в сильную непогоду, когда пасмурно и небо затянуто тучами, как только начинается Евхаристический канон или чтение Евангелия, солнце прорывается сквозь тучи и озаряет алтарь. Лишь чтение заканчивается, солнце снова скрывается.

Солнечный луч и сейчас, прорезав пространство, словно прожектор, осветил одну из икон. Это облик Христа, который льет слезы, держа на ладони крошечное окровавленное тельце ребенка – «Господь, плачущий об убиенных младенцах в утробе матери». Церковь выступает за запрет абортов, но мало в каком храме есть столь мощный визуальный образ этого протеста клириков против медиков:

– На людей эта икона производит неизгладимое впечатление – и на женщин, и на мужчин. Ведь грех аборта лежит и на мужьях, и других родственниках, даже на тех людях, которые подталкивают к этому решению. Одна женщина как-то упала перед иконой на колени, плакала и молилась больше часа. Оказалось, что это врач-гинеколог, которая ушла на пенсию. Она сделала женщинам много абортов и не считала это грехом, но, увидев этот образ, осознала весь ужас содеянного.

Та женщина изначально приехала в церковь, в общем-то, по другой причине – помолиться за своего умершего родственника. Паломники добираются сюда отовсюду, а раз в месяц из Иркутска в Тихоновку даже отправляется специальный автобус. Но разве в областном центре мало храмов? Все дело в том, что этот храм назван в честь мученика Уара. Он был римским воином и при этом тайным христианином. Когда в 307 году в Египте были осуждены на казнь последователи Христа, Уар неожиданно для подчиненных сам первым пошел на смерть. Его мощи сохранила женщина Клеопатра, и однажды, по преданию, он явился ей и сказал, что просил Господа о прощении всех ее родственников. Поэтому по умершим некрещеным людям читается канон святому Уару. Храмов, посвященных этому мученику, в России всего пять.

Храм, построенный через большую родительскую любовь

«…Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых помилует и спасет нас». В силу молитв здесь верят, как поверили больше ста лет назад основатели села. Большинство из них «по пашпорту» были Смирновыми. Поэтому и село хотели назвать Смирново. Но когда они позвали сюда для освящения земли архиерея Тихона, то так вдохновились службой, что решили назвать деревню в его честь. Поселенцы, как положено, построили церковь. Но в 1930-е годы храм Михаила Архангела раскатали по бревнам. Часть их ушла на строительство родильного отделения сельской больницы, которое стоит и по сей день.

А новый храм появился здесь только в XXI веке – через большую родительскую боль. У одного местного предпринимателя погиб 13-летний сын. Он не был крещен. Убитый горем отец хотел за ребенка помолиться. Но как? И тогда он узнал, что в Подмосковье есть храм святого Уара, где читается молебен за некрещеных. Он решил, что не все могут добраться до Первопрестольной. Поэтому, получив благословение владыки Иркутского и Ангарского отца Вадима, начал строить в родном селе церковь в честь мученика Уара. В 2003 году архиепископ ее освятил. С тех пор настоятели вынуждены объяснять многочисленным паломникам, что они не совсем правильно понимают суть проходящих здесь служб.

– Наш храм такой же православный, как и все. Мы на литургии молимся о людях, верных Господу – об усопших и живых крещеных. За них подаются записки и вынимаются частички просфор. Еще у нас служится молебен за некрещеных усопших. Не литургия, а именно молебен. В этом случае частички просфор за этих людей ни в коем случае не вынимаются и записки о некрещеных никогда не уносятся дальше притвора, имена вслух не читаются. Да и молиться за них очень тяжело. И уж тем более нельзя отпеть самоубиенного.

За самоубийц можно просить в домашней молитве

«…яко Благ и Человеколюбец». Отец Дмитрий сегодня читает молитвы в зеленом праздничном облачении. Он ждет, когда на Пасху наденет красное. На праздник должно приехать немало людей. Многие нашли здесь утешение. И именно в этом храме они впервые задумались о Боге. Настоятель храма Святого Уара, по собственным словам, всякое людское горе пропускает через себя.

– Очень много приезжает людей с просьбой отпеть самоубийц, но в нашем храме их не отпевают. Самоубийство – это страшный грех. Грех, когда человек совершает убийство, а раскаявшись, не может уже искупить его, поскольку умерший человек о себе молиться не может. Если все-таки речь идет об убийстве и если человек свел счеты с жизнью, будучи психически больным или еще в каких-то обстоятельствах, от него не зависящих, то иногда архиепископ может разрешить отпевание покойного. О них можно молиться келейно, в домашней молитве – говорит иерей. – Идея самоубийства приходит от безысходности. Но не от того, что человек в угол загнан какими-то деяниями или обстоятельствами, а когда нет мира в его сердце. Если бы он имел сильную веру в Господа, он бы этого не допустил… Та жизнь, которую мы здесь проживаем, – это одно. А жизнь вечная – это другое. Это детям иногда говорят, что грешников на сковородках жарят в аду. В действительности же в геенне огненной боль в десятки раз сильнее, чем бывает, даже когда у матери сердце болит об умирающем ребенке.

С кем воюет церковь

«Господь наш, яко чудно Имя Твое по всей земли». С чудесами настоятель храма святого Уара сталкивается постоянно. Когда Дмитрий Максимов еще только стал иереем, у него возникали вопросы о богослужении. Прежний настоятель храма отец Владимир оставил ему адреса людей, с которыми сам переписывался. Отец Дмитрий возобновил эту переписку. Сам он живет в Иркутске, в Ново-Ленино. Как-то возвращался с почты, и его остановила на улице незнакомая пенсионерка, попросив благословения для себя и внука:

– Я просьбу исполнил, а она мне говорит: «Знаете, я приехала с Сахалина всего на две недели. И у меня начались проблемы со здоровьем из-за акклиматизации. А когда я уезжала, мне знакомые с оказией передали письмо для одного священника. Вы же друг с другом общаетесь. Передайте ему, пожалуйста». Я согласился, взял конверт, а на нем написано «Иркутская область. Боханский район. Село Тихоновка. Настоятелю храма Муч. Уара отцу Дмитрию».

Кто-то из мудрых сказал: «Случайность – это псевдоним, который взял себе Господь». И отец Дмитрий с этим согласен. Однажды так же случайно, когда он с супругой говорил, что церковные облачения стали приходить в негодность, ему в тот же миг позвонила женщина из Москвы. Представившись Ольгой Николаевной, она предложила передать в дар храму мученика Уара …новые облачения. Или взять историю мужчины, который задумал свести счеты с жизнью и направился в морозную ночь в лес, чтобы замерзнуть. Но по дороге его остановил проезжающий мимо незнакомый водитель, что в этих местах и в это время суток бывает редко. Попутчик довез несчастного к храму, где его отогрели и накормили.

Но порой чудеса бывают совсем другого рода:

– Я расскажу такой случай. Один мой знакомый, успешный бизнесмен из Иркутска, ни во что не верил, говорил, что у него все есть. Он не пил, не употреблял наркотики, был здоров физически, и с психикой все было в порядке. И вот как-то он прибежал в церковь и заявил, что к нему не во сне, а наяву явился кто-то в белой одежде. Один человек посоветовал, чтобы он прочитал Иисусову молитву, если это повторится. Мужчина не мог запомнить молитву и записал ее текст себе в смартфон. Как он позже рассказывал, ночью из угла комнаты снова появился некто. А этот человек все никак не мог найти в телефоне молитву. Тот, кто шел (как оказалось, в облике зверя), спросил: «Ну что ты можешь против меня?» Мужчина посмотрел в телефон, а текст молитвы оказался написанным какими-то иероглифами. Еле-еле вспомнил он слова молитвы, и все закончилось. Это был первый человек, которого я окрестил.

«Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердце людей» – это из Достоевского.

«Использование церковных свечей и икон для гадания и других магических обрядов – очень тяжелый грех, как и сами магические обряды» – это уже даже не из Гоголя. Это объявление, которое сейчас висит на двери храма мученика Уара.

– А что, здесь оккультизмом увлекаются? – городскому человеку трудно поверить в подобное.

– И не просто увлекаются. Из соседних деревень приезжают, под крыльцо подкладывают записки, монеты. Иголки в дверь втыкают. Обряды у гадалок такие. Бывает, что ко мне приходят люди и просят, чтобы я их окрестил для того, чтобы порчу снять. Я им говорю – это грех большой и креститься нужно совсем по другим причинам. Так мне однажды гадалка позвонила, разозлившись, и пообещала на меня порчу наслать. – Улыбается отец Дмитрий. – Пусть силы у них бесовские. Но в Писании сказано, что без воли Господа и волос не упадет с головы, тем более с головы служителя Господа. Помните, земная Православная церковь – воинствующая. И война идет с бесовскими напастями и страстями человеческими. Да, у нас сложно служить, люди приезжают в основном со своим горем. И не все становятся нашими прихожанами. Но они ходят потом в другие храмы, оттого что понимают – Господь желает им только добра.

«Аминь!»