Барометр социальных перемен

Мировым судьям Приангарья не хватает средств к существованию

Вчера представители судейского сообщества Иркутской области собрались в музыкальном театре. Правда, пришли они не на премьеру спектакля, а чтобы подвести итоги своей работы за 2009 год, обозначить главные проблемы и определиться с задачами на будущее.

В выступлениях служителей Фемиды красной нитью проходила тема катастрофически низкого финансирования мировой юстиции. Между тем не за горами вступление в силу федерального закона, согласно которому все процессуальные решения должны попадать в публичное пространство, в том числе через Интернет. Однако такая техническая возможность для многих судей пока остается роскошью.

Иски выросли в разы

В судейском совещании-семинаре также приняли участие заместитель губернатора Приангарья Юрий Гуртовой, председатель Законодательного Собрания Людмила Берлина, и.о. главного федерального инспектора по области Петр Огородников, сотрудники правоохранительных органов.

Докладывая о результатах работы региональной системы правосудия, председатель Иркутского областного суда Николай Дубовик сообщил: за минувший год районные и городские суды рассмотрели свыше 44 тыс. гражданских дел. 

– Суд – это барометр изменений, которые происходят в обществе. И по категории дел в производстве, их количеству можно судить о социально-экономическом и политическом климате в стране и регионе, – отметил он.

Ситуация же такова: почти в четыре раза увеличилось число дел, связанных с оплатой труда, вдвое больше стало исков граждан к Пенсионному фонду РФ, а количество заявлений по поводу нарушений избирательного законодательства выросло аж в 8,5 раза. А вот исков по взысканию платы за жилую площадь и коммунальные платежи, налогов и сборов с физических лиц зафиксировано в разы меньше по сравнению с уровнем 2008 года.

В «копилке» мировых судей – 212,3 тыс. рассмотренных дел. Кратно увеличилось число исков, возникших в результате трудовых, пенсионных, жилищных и налоговых споров. Стало больше заявлений и о взыскании алиментов – на 16,6%.

Что касается уголовных дел, то их количество достигло 24 тыс. 327, в том числе в районных и городских судах было рассмотрено 13,5 тыс. Всего осуждено 11,5 тыс. человек (в том числе свыше 1 тыс. несовершеннолетних), более 30% из которых приговорены к лишению свободы. 

Разумные сроки вместо судебной волокиты

Важнейшей составляющей в судебной деятельности Николай Дубовик назвал соблюдение процессуальных сроков рассмотрения дел. К сожалению, порой они затягиваются:

– Конечно, на это есть объективные причины, например, серьезная нагрузка судей (в федеральных судах – 12,4 дела в месяц, в мировой юстиции – 149,8). Но зачастую имеют место и субъективные причины: неумение или даже нежелание судей организовать работу, отсутствие должного контроля со стороны руководителей.

Кроме того, далеко не всегда продолжительность судебного рассмотрения того или иного дела попадает под определение «разумная». Так, в 2009 году в производстве районных судов от трех месяцев до года находилось 698 дел, от года до двух – 117, от двух до трех – 23, свыше трех лет – 4. Помимо этого, зафиксированы такие нарушения, как неоправданно длительная подготовка к судебному разбирательству или необоснованное откладывание заседаний. В результате на 1 января 2010 года только шесть судов области не имели в производстве дел, рассматриваемых более года.

По словам председателя Ангарского городского суда Натальи Сухановой, во многом волоките способствует неявка на судебные заседания адвокатов. Только по этой причине в прошлом году в горсуде было отложено 174 заседания по 35 уголовным делам. В качестве решения проблемы Наталья Суханова предложила согласовывать с правозащитниками дату заседания, а в случае необходимости – заменять специалиста.

Мировым судьям не до высоких технологий

Впрочем, это не единственная проблема, которая тревожит сегодня судейское сообщество. Есть еще одна, гораздо более серьезная – катастрофически низкий объем финансирования деятельности мировых судей, которые в настоящее время находятся в поистине бедственном положении. На некоторых участках нет телефонной связи, вся техника давно устарела, программное обеспечение не обновляется. В этой связи серьезные опасения у служителей Фемиды вызывает приближение 1 июля 2010 года, когда в силу должен вступить ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ».

– Мы просто боимся наступления это даты, – признался Николай Дубовик. – Многие судьи не достигли еще того профессионального уровня, чтобы процессуальные документы можно было размещать на сайте. Они оформлены небрежно, изложены в таком стиле, что сложно уловить суть решения, не все благополучно с орфографией и пунктуацией. Но если в техническом плане федеральные суды к реализации закона готовы, то мировые судьи – нет. О каком Интернете может идти речь, если элементарно не хватает конвертов, только 60% зданий оснащены «тревожными» кнопками и лишь 28% – пожарной сигнализацией! Словом, ситуация критическая.

Один из мировых судей, выступавший на совещании, предложил региональным властям разработать специальную программу по поднятию уровня мировой юстиции и предусмотреть в областном бюджете дополнительные средства на эти цели. А Юрий Гуртовой увидел другой выход: привлекать к работе на участках судей, находящихся в отставке. Или же подумать о том, как полномочия по обеспечению института мировых судей передать на федеральный уровень:

– Суд должен быть достойным, чтобы приходя туда, человек чувствовал себя защищенным со всех сторон. И для того, чтобы мы могли гарантировать это обществу, необходимо создать для вас такие условия. Пока мы не можем этого сделать, и это не наша вина, а наша беда.

Нерадивых сотрудников высадят на полустанке

Впрочем, несмотря на трудности, нужно смотреть вперед. И говоря о перспективах, Николай Дубовик отметил, что в Иркутской области надо применять все новеллы уголовного законодательства в части альтернативных видов наказания, в том числе ограничение свободы. В скором времени, например, активнее предполагается использовать такую меру пресечения, как залог. Кроме того, должны произойти и кадровые преобразования. Прежде всего, судебная система будет избавляться от работников, систематически показывающих низкие показатели кассационной практики.

– Такие судьи вместе со всем судейским корпусом едут в одном поезде, однако расположились особняком, в прицепном вагоне. Настало время высаживать на полустанках таких пассажиров, раз самостоятельно освобождать выгон они не хотят. Мы предметно проанализируем работу каждого, понаблюдаем за ними в первом полугодии, а затем будем принимать кардинальные решения. Надо понимать, что не всем судьбой предназначено быть судьями, – отметил Николай Дубовик.

Попрощаться глава облсуда пообещал и с теми, кто не будет соблюдать Кодекс судейской этики. А для воспитания новых специалистов предложил возродить институты кураторства и наставничества и начать формирование кадрового резерва на базе Восточно-Сибирского филиала Российской академии правосудия.

Комментарий

Председатель ЗС Иркутской области Людмила Берлина:

Принцип разделения властей не означает наличия Китайской стены между ними, а предполагает взаимодействие, в том числе взаимный контроль. Так, на областной парламент всегда найдется суд, который поправит нас, если мы будем действовать вне правового поля. Кроме того, судебные решения для законодателей иногда становятся аргументом во взаимодействии с Госдумой при отстаивании изменений федерального законодательства. Согласно уставу, законодательной инициативой наделен и облсуд.

Хотелось бы, чтобы члены судейского сообщества приняли участие в наших выездных семинарах. Кроме того, в регламенте, который мы будем принимать в марте, прописана норма, согласно которой судьи могут присутствовать на всех заседаниях парламента и его органов. Это означает, что мы протягиваем вам руку для сотрудничества.