21.11.2008 13:00
Теги
21.11.2008 13:00

Банковское дело

Операционист банка снимала деньги со счетов клиентов

К четырем годам лишения свободы условно приговорена бывшая сотрудница иркутского филиала одного из крупнейших банков. Мошенница уличена в растрате средств со счетов 79 вкладчиков на общую сумму 800 тыс. рублей.

 

В этом году Ирине исполнилось 45 лет. Долгие годы работы в финансовом учреждении создали контролеру-кассиру репутацию честного сотрудника. Но авторитет и доверие коллег по банковской службе она использовала в корыстных целях. Это доказали милиционеры Свердловского управления внутренних дел Иркутска.

 

Взять чужие деньги в первый раз Ирину вынудила жизненная необходимость. В январе 2006 года у нее заболела дочь. Сняв несколько тысяч рублей со счета одного из клиентов банка, женщина потратила их на лекарства и поставила ребенка на ноги. Она была уверена – больше так никогда поступать не будет. Однако буквально через месяц нарушила этот зарок. Убедившись, что другой клиент не пользуется вкладом уже три года, Ирина обналичила 5 тыс. рублей. Еще столько же исчезло со счета третьего вкладчика буквально днем позже. А дальше все пошло по отработанной схеме.

 

За один год банк понес около 800 тыс. рублей незапланированных расходов. Со счетов снимались суммы от 200 рублей до десятков тысяч. Эти деньги Ирина тратила на покупку кухонной мебели, учебников для дочери, продуктов питания, семян для посадки на огороде, поездку к родственникам и многое, многое другое. С января по декабрь 79 вкладчиков остались без «заначки» в банке.

 

Мошенническая схема была раскрыта после обращения в милицию одного из вкладчиков. Пенсионер, долгие годы мечтавший о дачном участке, придя в банк узнал, что 50 тыс. рублей его накоплений сняты со счета. В подтверждение был представлен расходный кассовый ордер. Подпись владельца вклада, как выяснилось позже, была поддельной.

 

Первая встреча с правоохранительными органами стала для Ирины шоком. Позже подозреваемая успокоилась и призналась в содеянном. Чтобы собрать доказательства вины, следователи работали долго и напряженно. В основу обвинительного заключения уголовного дела легли свыше 100 допросов, многочисленные документы, почерковедческие экспертизы. Немало хлопот милиционерам доставило то, что потерпевшими оказались жители разных регионов страны – от Бурятии до Москвы. Банк возместил клиентам нанесенный ущерб, поэтому многие граждане отказывались от подачи заявлений, предпочитая не участвовать в расследовании. Другие и вовсе не знали, что стали жертвами мошенничества.

 

Комментируя ситуацию, представители банка обозначили принципиальную позицию финансового учреждения:

 

– Ущерб нашим клиентам, конечно, возмещается в полном объеме – пострадать может только мошенник. На него же впоследствии и ляжет бремя выплат банку. Если становятся известны подобные факты, мошенничества, мы не ограничиваемся только увольнением недобросовестного сотрудника, а всегда передаем информацию в правоохранительные органы и оказываем всяческую помощь в расследовании уголовного дела. Потому что вор должен сидеть в тюрьме.

 

Но вернемся к Ирине. В начале года Свердловский районный суд Иркутска признал ее виновной в серии мошеннический действий, приговорив к четырем годам лишения свободы с испытательным сроком. Уголовное дело по обвинению бывшего банковского работника еще в 34 фактах мошенничества находится на рассмотрении. Уволившись из банка, Ирина была вынуждена сменить профессию, теперь она работает продавцом в киоске.

 

Между тем оперативными подразделениями милиции накоплен богатый опыт изобличения финансовых мошенников. Он показывает, что таким преступлениям способствует, прежде всего, несовершенство банковской системы в совокупности с человеческим фактором. Пример тому – работник другого банка, который не стал списывать пять возвращенных банковских карт и полгода получал зарплаты уволившихся сотрудников, пока компания не заподозрила подвох.