26.11.2025 13:06
Рубрики
Общество
Фото
Фото Андрея Федорова и Анны Шломиной
Фото:
Фото Андрея Федорова и Анны Шломиной
26.11.2025 13:06

Давайте меняться

Где в Иркутске можно сдать одежду и предметы обихода

«Люди приходят сюда снова и радуются, когда узнают, что принесенное ими уже забрали. Так наш проект помогает расхламляться, существенно экономить и участвовать в благотворительности. Плюс – мы учим осознанному потреблению. Ведь мы завалили планету мусором! Поэтому часть вещей, текстиля отправляем на переработку».

Перед новогодними праздниками многие люди делают генеральную уборку дома, расхламляют свои жилища, перебирают гардеробы. Вместо того, чтобы отправить надоевшие вещи на свалку, иркутяне могут отдать их в общественные организации, где предметы обихода обретут новых хозяев. О том, как вещи получают новую жизнь, узнали наши корреспонденты.

Норковая шуба за своп-баллы

Здравствуйте, я могу вам отдать свой пуховик? Убиралась в шкафу, наткнулась на него. Пуховик стал малой, я его почти не носила. Выбросить жалко, а отдать кому-то самой – я так не умею, – призналась пенсионерка Лидия Григорьевна, которая с пакетом в руках зашла в помещение «Своп-маркета хороших вещей «Давай меняться» на улице Литвинова.

Название социального магазина пока еще в новинку иркутянам, но сарафанное радио и соцсети делают свое дело. Десятки людей ежедневно приносят сюда вещи. Услышав о такой возможности, пришла в своп-маркет и Лидия Григорьевна. Ее черный пуховик оказался в отличном состоянии. Как и другие посетители, женщина получила за сданный предмет одежды собственную «валюту» проекта, своп-баллы. Их можно копить и расплачиваться ими за выбранные понравившиеся товары.

Организатором сети своп-маркетов в России выступает некоммерческая организация «Давай меняться». В Иркутске к социально-экологическому проекту подключилась региональная НКО – Ассоциация «Мир всем». Ее директор Светлана Деркунская-Осипова стала руководителем иркутского «Своп-маркета хороших вещей».

У меня большой стаж общественной работы, в том числе с нуждающимися людьми. Было очень важно, чтобы этот проект осуществлял именно общественный деятель, а не просто предприниматель и бизнесмен. За полтора месяца с момента открытия своп-маркета я в этом лишний раз убедилась. Если бы здесь был бизнесмен, который желает только заработать, ни одна хорошая вещь посетителям по обмену не досталась бы, она бы продавалась в соседних магазинах по другой цене. Ни один бренд никто отсюда бы не забрал за свопы, – считает Светлана.

Одежда, обувь, аксессуары, украшения, книги и даже бытовая техника. Все это доставляют сюда иркутяне и жители соседних городов. Главное условие – вещи должны быть целыми, чистыми, функциональными.

Кто-то стал ходить сюда регулярно в поисках «сокровищ». Например, одна девушка сдавала в маркет свою одежду и полученные баллы потратила на норковую шубу, в денежном эквиваленте это 1600 рублей.

Обмениваемся всей Россией

В своп-маркете есть и акции. Допустим, каждое последнее воскресенье месяца там проходит «ДАРмарка», где любой желающий может бесплатно получить оставшиеся за месяц вещи.

В федеральной сети своп-маркетов мы стали двадцатым, – продолжила Светлана. – А всего сейчас в стране уже 24 своп-города. Так что мы обмениваемся всей Россией. К примеру, это отличная возможность поддержать своего ребенка, который учится в другом регионе. Вот к нам приходит женщина, сдает свои вещи, получает свопы. У нас единая база, и ее ребенок у себя в городе может в таком же своп-маркете одеться, обуться и оплатить услугу обмена: у нас за три вещи это 600 рублей, за пять – 800. Наш девиз: «Относитесь людям, как к самому себе». То есть вещи должны быть хорошими. В случае, когда они не обменялись в нашем пространстве, мы их передаем на благотворительность. Если на нее ушла ваша вещь, своп-баллы с вас не списываются.

Светлана показала нам подсобное помещение, где хранится больше предметов обихода, чем в основном зале. Они предназначены для благотворительных целей. За месяц с небольшим отсюда вывезли нуждающимся уже 35 больших кулей. Кстати, многие отдают сюда вещи в первую очередь, чтобы они кому-то понадобились, а не для обмена.

«Добрые секонд-хенды»

Вещевой «натуральный обмен» – дело в общем-то не новое. Традиционно дети донашивают одежду старших сестер и братьев, подружки постоянно меняются вещами, причем и во взрослом возрасте, когда их платье на корпоративе «уже все видели».

В СССР повсеместно работали комиссионные магазины, где можно было купить в том числе одежду и обувь, или в пунктах проката на время взять телевизор или свадебное платье. Сейчас в комиссионках предлагают в основном технику. А бывшая в употреблении одежда стала уделом секонд-хендов. Впрочем, не всех радует перспектива разглядывать тряпичные горы слезящимися от формалина глазами.

Несколько лет назад я тоже скептически к этому относилась, была какая-то брезгливость и недоверие, что одежда поношена, может, с какими-то дефектами и прочим. Но потом подружка уговорила прийти сюда на распродажу «Все по 140 рублей». Тогда я удивилась, какую можно найти здесь качественную хорошую одежду, – вспоминает иркутянка Ирина.

Молодая женщина, как еще порядка 300 горожан, в начале ноября участвовала в акции по обмену вещами, которую каждый месяц проводят в благотворительных магазинах «Вторник». Организаторы позиционируют их как «добрые секонд-хенды». Внутри нет гор сваленной одежды и резкого запаха. Все аккуратно разложено, развешано и обработано не формалином, а озоном.

Я принесла рубашки, блузки, брюки и все это обменяла на более нужную для меня вещь, – говорит Ирина. – Пусть я и не самый большой экологист, но понемногу так мы помогаем природе. В магазинах одежда часто неоправданно дорогая, а здесь серьезная экономия. Скорее всего, у большинства иркутян много одежды в гардеробе, которую они просто не носят и которую им лень или некогда перебрать. Но если они будут больше знать про такие акции, то, возможно, займутся этим.

Благотворительный проект «Вторник» в декабре отмечает девятилетие. Начиналось все с трех контейнеров по сбору вещей и маленького магазинчика. Сейчас в супермаркетах Иркутска установлено уже 40 «Вторник-боксов», работают три магазина и склад площадью в 600 квадратных метров. Вещевой оборот – в среднем 20 тонн в месяц.

Покупательская способность у многих падает. С одной стороны, все заполонили товары из маркетплейсов, но они зачастую одноразовые. Купил кофточку, постирал, а она сразу же покрылась катышками. Тенденция идет к тому, что люди начали обращать внимание на секонды, потому что это стало в тренде. Сейчас пропагандируется экологичное отношение к жизни, – уверена руководитель проекта «Вторник», социальный предприниматель Мария Косторная.

Перешить или сдать в переработку

Все вещи, которые принимают во «Вторнике», должны быть носибельными. Как правильно их носить, новых потенциальных владельцев здесь тоже научат. Создать индивидуальный образ помогут профессионалы во время акций «Стильный вторник». К слову, на самой Марии во время нашего разговора была очень оригинальная блуза. Ее из фрагментов мужских рубах сшила дизайнер Яна Чудинова:

Я занимаюсь творческой переработкой бывших в употреблении вещей, у которых уже есть какая-то память – это для меня первоочередное. А здесь можно найти просто уникальные изделия, сокровища, чему радуешься, как ребенок, и даешь им новую жизнь. Есть одежда очень хорошего качества, но не совсем модная сейчас. Тогда ее можно переделать. Да даже просто поменять на надоевшем жакете фурнитуру – и он получает новый актуальный вид. При этом не надо бояться ошибок, как чувствуете, так и делаете, – советует Яна.

Во «Вторнике» не забыли и про прокат. Сейчас на складе организации в Юбилейном можно взять в аренду новогодний костюм, причем не только для ребенка, но и для себя.

В «добрых секонд-хендах» продается лишь порядка 10% от собранных вещей. Остальные идут на благотворительные цели: проект сотрудничает с различными фондами и реабилитационными центрами. Также порядка 5 тонн текстиля каждый месяц общественники отправляют на переработку в Новосибирск. Правда, там принимают далеко не все вещи. Например, не перерабатывают обувь и еще широкий спектр предметов: от синтетических штор до поролоновых изделий.

То, что в нашей области нет такого перерабатывающего производства, большая боль. К примеру, даже выброшенная хлопковая футболка, если бы лежала одна, то разложилась бы за считанные месяцы. А когда она находится на полигоне – то за годы, если же там, в куче мусора, нет кислорода – то и вовсе понадобятся десятилетия. Я уже не говорю о синтетике, тут речь идет о столетиях. Соответственно, чем большее количество вещей мы спасем от свалки, дадим им вторую жизнь, тем меньше загрязним те же полигоны, – подчеркивает Мария Косторная.

«Горжусь, если ношу вещь годами»

В мире каждый год производится более 80 млрд единиц новой одежды. Из них 85% отправляется на свалки или сжигается. Причем зачастую после всего одного сезона использования. Есть такое понятие, как быстрая мода, когда компании выпускают несколько коллекций одежды за сезон. По стоимости эти вещи не очень дорогие, остальные производители это подхватывают, люди активно скупают, а что вдруг стало немодным – выбрасывают. Я же, честно говоря, горжусь, если ношу вещь годами, – рассказывает директор филиала экоцентра «Добрые вещи» на Академической Антонида Шалимова.

Она поделилась, что когда-то и сама не знала, куда деть одежду ребенка, из которой он вырос. Так и пришла в благотворительный фонд «Оберег», где стала волонтером. Фонд был одним из пионеров по сбору вещей у иркутян. В 2009 году его основатель Александр Соболев начал оказывать помощь мамам, которые попали в сложную жизненную ситуацию.

Мамочки нуждались в том числе и в одежде. Со временем таких мам становилось больше, был открыт Кризисный центр. Иркутяне приносили им одежду, обувь и прочее. Когда мам одели с ног до головы, было решено открыть пункт выдачи вещей всем нуждающимся – пенсионерам, многодетным семьям, малоимущим, людям без определенного места жительства. Одежды приносили так много, что было решено часть ее продавать по невысоким ценам. Ведь общественная организация существует на пожертвования и средства учредителя. На вырученные средства покупаем лекарства, детские смеси, памперсы и проч. Но при этом продолжаем бесплатно передавать вещи, в том числе в деревни, – уточняет Антонида Шалимова.

В ноябре экоцентру «Добрые вещи» исполнилось два года. В его филиалы иркутяне приносят не только предметы обихода, но и более 20 фракций разного вторсырья: от таблеточных блистеров, изделий из пластика до бытовой техники и батареек. В итоге за это время удалось спасти от попадания на свалку почти 100 тонн отходов.

840 человек – детей и взрослых – прослушали здесь лекции о том, как стать экологичнее в быту. А сотни нуждающихся сельских семей из Заларинского, Боханского, Иркутского, Усольского и других районов получили в дар 44500 кг одежды. Среди благополучателей также есть погорельцы и бездомные.

Помощь животным

2153 кг – именно столько ветоши общественники экоцентра «Добрые вещи» передали в приют животных в Искре. О том, почему в текстиле нуждаются четвероногие обитатели таких учреждений, напоминает президент общественной организации «ЗооЗабота» Анна Шломина:

– Одеяла, покрывала, полотенца, простыни и другое постельное белье нужно в первую очередь для больных животных. В приютах немало лежачих собак, в том числе с онкологией. Они там находятся на доживании. У кого-то бывают пролежни. Есть и избитые животные, покалеченные, ставшие жертвами аварий, а также перенесшие операции. Они часто ходят под себя, и поэтому требуются пеленки и другой расходный материал.

Кроме того, волонтерам, которые приезжают в приют ухаживать за живущими в будках собаками, пригодятся теплые куртки и другая верхняя одежда – желательно не менее 46 размера, и еще зимняя обувь, начиная от 38–39 размеров. Также там нужны цепи, металлические ведра и посуда, лекарства, шприцы и крупы.

«ЗооЗабота» работает с приютами «Искра» в Иркутске, «Надежда» – в Усолье и «Помоги выжить» – в Ангарске. Для оказания им помощи 20 и 21 декабря общественная организация планирует провести в областном центре акцию по сбору вещей под названием «Подарок для Шарика». Фотографии приютских собак лишний раз показывают, что даже старое одеяло или платок, которые тянет выбросить на мусорку, могут еще подарить кому-то частичку тепла.

 

Из переработанных текстильных отходов в России делают, например, регенерированное волокно и обтирочную ветошь. Однако на наш рынок зашли китайские изготовители ветоши, где это производство поставлено на поток, а к 2030 году планируется перерабатывать треть всех этих отходов, включая те, что не поддаются биологическому разложению. В общем, экологи считают – нашей стране здесь есть к чему стремиться.

Областная газета № 134 (2924) от 26 ноября 2025