Как сохранить внеурочное образование
Детские школы искусств не выдерживают конкуренцию с гаджетами. С каждым годом в них учится все меньше юных музыкантов и художников. О будущем дополнительного образования в Иркутской области говорили на заседании Совета Законодательного Собрания региона по взаимодействию с представительными органами муниципальных образований.
Открывая обсуждение, председатель областного парламента Александр Ведерников напомнил, что на площадках Заксобрания не раз уделяли внимание проблемам развития дополнительного образования, в числе которых дефицит кадров, недостаточная поддержка педагогов, необходимость капитальных ремонтов и обновление материально-технической базы.
– Мы видим, что современные дети «проваливаются» в гаджеты, у многих из них нет интереса учиться, развиваться, получать музыкальное, художественное образование, серьезно заниматься спортом. Но бесплатная система дополнительного образования детей – это большое достояние нашей страны. Мы обязаны ее сохранить. Нам нужны всесторонне развитые граждане, – сказал в приветственном слове Александр Ведерников.
Вместе с тем, в регионе создаются новые пространства для внеурочной деятельности школьников. В качестве примеров он привел технопарк «Кванториум» и территорию развития «CUBE», работают кружки по БПЛА и другие. Об этом в своем докладе говорил министр образования Максим Парфенов. В целом, по его словам, сегодня в Приангарье работают 267 учреждений дополнительного образования, в которых реализуется более 15 тыс. программ.
И.о. министра спорта Владимир Удовенко сообщил, что реализуемая в регионе система спортивной подготовки ориентирована не только на достижение высоких результатов, но и на всестороннее физическое воспитание и формирование здорового образа жизни у молодежи. В регионе функционирует разветвленная сеть учреждений спортивной подготовки, включающая более 60 спортивных школ, 11 школ олимпийского резерва, училище олимпийского резерва, три центра спортивной подготовки и одно обособленное федеральное образовательное учреждение спортивной направленности. Спортсмены области в 2024 году завоевали около 1500 медалей на всероссийских и международных соревнованиях. Несмотря на позитивные тенденции, одной из острых проблем является нехватка специализированной спортивной инфраструктуры, потребность в современных и оснащенных объектах остается высокой. И.о. министра выразил надежду на продолжение программ модернизации спортивной инфраструктуры.

Доступность и многопрофильность детских искусств имеет решающее значение для выявления и поддержки талантов на ранних этапах. Эта первая ступень на пути будущего музыканта, художника и артиста. Однако, обратила внимание министр культуры Олеся Полунина, наблюдается тенденция к уменьшению количества детей, посещающих ДШИ, а также сокращение преподавательского состава:
– Поменялись приоритеты у родителей – для них очень важно подготовить детей к ЕГЭ. Поэтому организован досуг детей на эту цель. Поменялась в том числе организация досуга наших детей, которые имеют огромную конкуренцию частных курсов, онлайн-обучения.
О сокращении преподавательского состава и оттоке детей в учреждениях допобразования говорили мэры территорий и председатели муниципальных дум. Александр Ведерников порекомендовал изучить опыт других регионов и учесть предложения муниципалитетов в вопросе финансирования культурных и спортивных объектов:
– Сегодня непростые времена, но жизнь продолжается, дети растут и требуют нашего внимания. Настало время для нестандартных решений. Это не всегда вопрос денежных вливаний, нам нужно сфокусироваться на поиске оптимальных моделей развития.
Председатель комитета по социально-культурному законодательству Дмитрий Мясников обратил внимание на важность создания государственной программы с соответствующим финансированием:
– Мы видим, что в учреждениях основного и дополнительного образования снизилась ротация кадров, необходимо увеличить набор на программы высшего педагогического образования.
Проект решения Совета по взаимодействию с представительными органами муниципальных образований будет доработан с учетом поступивших предложений.



