Красота по-казачьи
На один вечер Ремесленное подворье Иркутского областного Дома народного творчества стало демонстрационным залом. В центре внимания казачья женская мода на рубеже конца XIX – начала XX века. На манекенах наряды, бережно воссозданные родовой донской казачкой Натальей Чешевой.
Швея – родовая донская казачка, воспитанная мамой и бабушкой в традициях, когда девочки начинали помогать старшим с раннего возраста. Начиналось воспитание будущей хозяйки с малого – смотать клубок пряжи, затем Наталья начала приглядывать за младшей сестрой. Под влиянием бабушки в юном возрасте она встала за раскройный стол.
– Бабушка – мой главный вдохновитель! Она сама чудесно шила, вышивала, вязала. А в старину все женщины это умели, – рассказала Наталья Чешева. – Швейное дело стало моей профессией. Прежде я работала в разных направлениях, а теперь казачья мода – дело всей моей жизни. Мой второй вдохновитель – Москвитина Эльвира Ильинична, она работает с русским традиционным костюмом. Она увидела мои работы и сказала, что у меня все получится.
Впервые коллекция казачьих костюмов Натальи была представлена в селе Анга, а затем на «Этноподиуме» в Тальцах.
– Казачество в области возрождается, наши мужчины, как и прежде, защищают отечество. Вместе с супругом с прошлого года мы состоим в «Хуторе «Яндашский» – это несколько семей, занимающихся возрождением казачьей культуры.
Девица на выданье
В старину по одежде можно было понять, кто стоит перед тобой, какого сословия. Наряд казачки говорил сам за себя: девица на выданье это или замужняя женщина.
– Первый костюм, который мы рассмотрели, – девичий. Именно в конце XIX – начале XX века в казачью моду вошли «парочки» (комплект из юбки и блузы, сшитый из одной ткани). С этой одеждой до сих пор ассоциируют казачек, хотя это не совсем так: в XVIII веке казачки носили сарафаны, поневы, рубахи. В казачестве были разные костюмы, бытовали даже близкие к турецким. Парочки – это городская мода того периода, но казачки переработали ее под себя. Застежка блузы у девушки на выданье могла находиться сзади, потому что за ней ухаживают еще мама и бабушка, – рассказала гостям Наталья Чешева.
Молодежь одевалась ярко. Иркутским казакам в этом помогала близость к Цинской империи. Именно из Китая на прилавки купцов попадали ткани ярких расцветок: от хлопка до шелка.
Были и маленькие нюансы, которые могли многое рассказать жениху: пуговицы из самоцветов на рукавах, богатое кружево, бусы и сумочка на «поцелуйчиках» говорили о благосостоянии семьи невесты. О мастерстве девушки говорил платочек, который всегда был при ней – по этому аксессуару будущий муж мог оценить таланты невесты в рукоделии. Но самое главное – здоровье, а об этом уже могла рассказать коса. Чем она толще, тем здоровее девушка. Обратить внимание на эту черту казачки помогал украшенный множеством лент накосник – и украшение, и оберег от дурного глаза.
– Накосники были не только в казачьей традиции. С распущенными волосами ходить было не принято, – уточняет швея. – Богато оформленный накосник давал понять, что за невесту дадут хорошее приданное. Например, на Дону носили накосники из металлических пластин, обвешанные цепочками и копеечками. Их специально делали такими тяжелыми, чтобы девушка держала голову ровно.
Когда семьи договаривались, наступала предсвадебная пора.
– Казачек не отдавали замуж насильно, – подчеркивает Наталья Чешева. – Мнение девушки тоже учитывалось. К будущей жене казак относился с уважением, ведь это помощница стареющей матери, мать детей и хозяйка дома.
Свадебная парочка, представленная на творческой встрече, сшита из китайского розового шелка. Мода на белые платья, отмечает эксперт, пришла из-за границы, а в русской культуре белый цвет изначально обозначал траур.
– О том, что перед вами невеста, говорил не столько цвет ткани, сколько ее качество. Для такого важного дня нужна была самая лучшая ткань. В силуэте ярко подчеркнута фигура, чтобы показать, что казачка дородная, родит много детей.
Важный аксессуар в день свадьбы – венок. Его в семье передавали от матери к дочери как талисман. В обычные дни он хранился рядом с иконами в красном углу.
Хозяйка дома
С момента заключения брака накосник невесты уступает место шлычке – небольшой круглой шапочке. Она надевалась на пучок из двух кос, традиционной прически замужних казачек. Шлычка могла быть двусторонней – для торжественных случаев оборотная сторона расшивалась кружевом, бисером.
Наряд замужней казачки и казачки-матери – в сдержанных цветах. Блуза уже не приталенная, а скроенная по типу «бабешка», где множество защипов для маскировки беременности и застежки на левом плече, чтобы иметь возможность накормить грудничка.
– Казачки не носили корсетов, – отметила Наталья Чешева. – Несмотря на то что хотели выглядеть красиво и нарядно, они все-таки занимались бытом. Чтобы тело было подтянутым, носили нижние рубахи, пришитые сразу к блузе. Наши предки были очень практичные люди, в этом выражается традиционная казачья «хвостатая» юбка – когда спереди она прямая, а сзади – в складку и на завязках.
Все представленные на творческой встрече наряды – не просто висят в шкафу и выходят в свет от случая к случаю, для Натальи это – повседневная и праздничная одежда.
– Надеюсь, что с подъемом казачьей культуры в Сибири появится и больший интерес к традиционной моде не только на сцене, – выразила надежду Наталья Чешева. – Может быть, недалек тот день, когда казачьи парочки станут в один ряд со свадебными платьями.