«Сибирский казачий фольклор – особенный!»
Областной фестиваль традиционной казачьей культуры и художественного творчества «Моя любимая станица» прошел в селе Хомутово Иркутского района. На него приехали более 300 участников из 15 муниципальных образований, возраст самых юных – шесть-семь лет.
Казаки из детсада
В первый день состоялся смотр-конкурс фольклорных и хореографических коллективов, которые имеют в репертуаре казачьи песни и танцы, а также реестровых казачьих коллективов, занимающихся непосредственно казачьей культурой. За звание лучшего боролись 29 творческих коллективов и девять солистов.
– Нам всего три года, – рассказал руководитель Центра казачьей культуры Заларинского района Андрей Крупенько, солист коллектива «Возрождение». – Создали центр в рамках президентского проекта. Также организовали четыре юношеских казачьих объединения, с которыми начали изучать казачью культуру, орудия, фланкировку. В прошлом году мы выиграли президентский грант на 870 тыс. рублей и построили казачье подворье на территории парка. На мой взгляд, совсем не обязательно иметь в роду казаков – тут важен дух, состояние души. Я в прошлом милиционер. Всю жизнь стоял на страже закона, поэтому мне очень близко казачество.
Впервые на фестиваль приехали малыши – танцорам из Нижнеилимского района всего по шесть-семь лет. Это воспитанники детского сада «Елочка» из Железногорска-Илимского. По словам их наставника, старшего воспитателя Ольги Луговцевой, казачья культура – недавнее увлечение. Ребятишки изучают ее только первый год, но им очень нравится.
– Нижнеилимский район, как и многие другие в регионе, основан казаками, – напомнила Ольга Луговцева. – Наши проекты выстроены так, что ребята не только поют и танцуют, но и изучают историю казачества. Начиная со следующего года, в городе открываются казачьи классы в школах. Мы обязательно продолжим развивать это направление.
Песни наших предков
Песни и танцы, прозвучавшие на смотре-конкурсе, были самые разнообразные. Знакомые и малоизвестные, лирические и танцевальные. На вопрос, чем все-таки отличается казачий фольклор от народного, участники в один голос отвечали – особо ничем. Все песни написаны очень давно, передавались из поколения в поколение, авторы неизвестны.
– Я сама из села Кеуль Усть-Илимского района, которого уже нет на карте, оно попало в зону затопления, – делится руководитель ансамбля «Родники» Марина Жмурова. – Основателями Кеуля были казаки. И наш ансамбль – это потомки старожильческих династий села. Мы исполняем песни наших предков. Кстати, когда бабушек переселяли из островных деревень в Новый Кеуль, они образовали ансамбль, пели народные песни. У них внутри коллектива даже были споры по содержанию и мелодиям этих песен – каждый привык петь так, как его учили с детства. Хорошо, что у многих сохранились аудио- и видеозаписи бабушек. Там и тексты песен, и танцы. Мы, когда записывали их для семейных архивов, даже и не думали, что это будет какая-то ценность.
Эксперты казачьей культуры не раз отмечали уникальность кеульского фольклора. Например, исследователь ангарской песни из Красноярска Игорь Горев считает его синтезом семейских – старообрядческих и казачьих песенных традиций. Кроме того, отличается манера исполнения, в частности женщины часто поют в нижнем регистре, по-мужски.
«Красная книга» народного творчества
– Казачий фольклор Иркутской области – «красная книга» русского народного творчества, – отметил в свою очередь Андрей Каргополов, заведующий кафедрой народно-певческого искусства Московского государственного института культуры, солист Московского казачьего хора. – Сибирь – родина переселенцев, и при желании и усердии всегда можно найти то место, откуда фольклор пришел. Особенно это касается казаков. Нужно обязательно собрать в деревнях все, что осталось, отыскать в архивах наше общее достояние и сохранить это наследие. Но уже по тому, что есть, можно говорить, что сибирский казачий фольклор – особенный!
Член жюри смотра-конкурса Андрей Каргополов, заведующий кафедрой народно-певческого искусства Московского государственного института культуры, провел мастер-классы по инструментальному фольклору
Кстати, Андрей Каргополов стал одним из членов жюри смотра-конкурса. Судьями также были заведующая фольклорно-этнографическим отделением Новосибирского областного колледжа культуры и искусств, художественный руководитель фольклорного ансамбля «Сибирочка» Елена Конева, атаман Иркутского войскового казачьего общества Дмитрий Смоликов и настоятель храма Александра Невского отец Марк.
– Когда видишь, с каким трепетом дети тянутся за старшими и перенимают традиции своих предков, понимаешь – казачья культура будет жить, – поделилась впечатлением председатель жюри Ирина Повх, заведующая отделом «Центральный музей российского казачества» Государственного исторического музея.
Гости из Москвы и Новосибирска провели для участников фестиваля творческую лабораторию и мастер-классы по песенному, инструментальному и танцевальному фольклору.
– По сравнению с прошлыми годами, уровень профессионализма коллективов Приангарья вырос кратно, – подчеркнул Андрей Каргополов. – Большинство из них любительские, но многие уже на добротном исполнительском уровне. Работая в хоровом коллективе, малых ансамблях или сольно, всегда нужно обращать внимание на техническую сторону творчества, интонацию, ритмику, пульсацию, диалект и многое прочее. Это станет драйвером роста. А участие в конкурсах является важной ступенью развития.
Завершился фестиваль большим гала-концертом на уличной сцене перед Домом культуры «Современник» и награждением победителей смотра-конкурса. Также были организованы интерактивные площадки, на которых можно было ознакомиться с традициями и культурой казаков, приобрести красивое изделие ручной работы.
Справка
Областной смотр-конкурс казачьей культуры проходит ежегодно на разных площадках в рамках проекта «Создание условий для сохранения и развития российского казачества на территории Иркутской области». В этот раз фестиваль принимало село Хомутово. Организаторы – Иркутский областной дом народного творчества и Иркутское войсковое казачье общество.