В пятерке лучших опер мира
В «Тальцах» прошел фестиваль русской оперы
Спектаклем «Пиковая дама» театра «Геликон-опера» завершился V Фестиваль русской оперы в Архитектурно-этнографическом музее «Тальцы». 5 и 6 июля зал на открытой площадке был полон. Зрители более трех с половиной часов сопереживали героям постановки по мотивам повести Александра Пушкина. В этом году фестиваль посвятили 185-летию композитора Петра Чайковского. Его посетило более 2,5 тыс. человек.
Чайковский, Бородин, Мусоргский и не только
Илимский острог – деревянная крепость XVII века – вновь превратился в концертную площадку, где прозвучали уникальные шедевры русского оперного искусства.
– Это было настоящее погружение в мир русской музыки и уникальную атмосферу сибирской старины, – отметил губернатор Иркутской области Игорь Кобзев. – Фестиваль помогает зрителям знакомиться с оперной музыкой. Благодаря его автору и идейному вдохновителю дирижеру Илмару Лапиньшу в Приангарье приезжают известные солисты. Зрители могут насладиться их вокальным мастерством, узнать о музыкальных традициях России, русской культуре и ее богатейшем наследии.
Фестиваль открылся 28 июня гала-концертом Фонда Елены Образцовой «Торжество русской оперы». В нем приняли участие звезды отечественной и мировой оперы: солисты Московского театра «Новая опера» им. Е.В. Колобова меццо-сопрано Юлия Меннибаева и тенор Алексей Татаринцев, выпускник Молодежной оперной программы Большого театра России баритон Николай Землянских, сопрано Амра Барганджия и бас Виктор Спорышев. Они исполнили арии, дуэты и сцены из опер Римского-Корсакова, Бородина, Рубинштейна и Мусоргского в сопровождении Губернаторского симфонического оркестра под управлением художественного руководителя и главного дирижера Ильи Дербилова. Второе отделение было посвящено музыкальному наследию Чайковского. Впервые вместе с артистами приехала генеральный директор Фонда Наталья Игнатенко.
«Пиковая дама» без купюр
5 и 6 июля иркутские зрители впервые увидели оперу «Пиковая дама» Петра Чайковского по мотивам повести Александра Пушкина в постановке народного артиста России Дмитрия Бертмана для московского театра «Геликон-опера».
Декорации спектакля пришлось адаптировать к открытой площадке. Например, роскошные люстры и другие детали фона возникали на больших экранах, которые заменяли задник сцены. Остальные части декорации повторяли интерьер, где разворачивается действие в «Геликон-опере». Это огромный игральный стол, на котором в начале постановки как парадное блюдо лежал Герман, большое мутное зеркало, откуда возникал призрак графини, часы с боем, патефон.
– В принципе основа спектакля такая же, как в театре, но открытая площадка всегда диктует свои условия, – отметил художник-постановщик, заслуженный работник культуры России Ростислав Протасов. – Например, приходится работать более укрупненно, ведь какие-то мелкие детали перестают читаться. Соответственно, поскольку здесь такая мощная энергетика природы и прекрасная старинная архитектура, все это, с одной стороны, подпитывает, с другой – заставляет работать в определенных условиях. Например, нам нужно было подзвучивать голоса артистов, ведь здесь другая акустика. Но все равно я очень доволен, потому что спектакль сложился на новой площадке музыкально и драматически, и нам удалось слиться с этим местом.
Всего в иркутском спектакле был занят 21 артист «Геликон-оперы». Главные партии исполнили: Ольга Щеглова, Лариса Костюк, Галина Барош, Валентина Гофер, Ольга Спицына, Шота Чибиров, Виталий Серебряков, Станислав Швец, Михаил Никаноров, Дмитрий Чернов, Дмитрий Хромов, Егор Федоров и Виталий Фомин. Вместе с ними на сцене выступали Театр хоровой музыки Иркутской областной филармонии и Детский музыкальный театр «Стрекоза» театра им. Н.М. Загурского. За дирижерским пультом Губернаторского симфонического оркестра в этот день был заслуженный деятель искусств России Илмар Лапиньш, который выступил дирижером-постановщиком иркутской версии оперы. Кстати, в этом варианте постановки оркестр был размещен перед сценой, тогда как в «Геликон-опере» – в глубине сцены.
– «Пиковая дама» Чайковского входит в пятерку лучших опер мира, – отметил Илмар Лапиньш. – Она очень органична, там нет ни одной лишней ноты, ни одного лишнего слова. Все-таки Пушкин – гений и Чайковский – гений. И под стать им режиссер Дмитрий Бертман, который совершенно потрясающе сделал этот спектакль. Кстати, для меня главный герой в постановке – Лиза. Это чистейший образ! Лиза не может кривить душой и делать вид, что она влюблена в князя. Кстати, в этой постановке Елецкий – настоящий нарцисс. Я впервые это понял, хотя все это есть в музыке Чайковского. И Лиза его не принимает, а влюбляется в Германа со всеми его минусами. Герман же проходит трансформацию от влюбленного человека до одержимого игрока, а потом все осознает, поэтому в финале и зрителю, и артистам, и музыкантам хорошо, несмотря на трагический финал.
В финале зрители аплодировали артистам стоя.