Даниил Литвинов: Тепло родного дома помогало побеждать страх на СВО
Первые поездки на Донбасс депутата Законодательного Собрания Иркутской области Даниила Литвинова были связаны с волонтерской деятельностью. А осенью прошлого года он принял решение и уехал добровольцем на СВО, где по контракту с минобороны РФ проходил службу в бригаде аэроразведки ГРОМ «Каскад» – первой в армии России бригаде беспилотной авиации. Домой Даниил вернулся 9 мая и сразу принял участие в Параде Победы и шествии «Бессмертный полк». О своей службе на СВО парламентарий рассказал в интервью газете «Областная».
Непростое решение
– Даниил, вы самый молодой депутат областного парламента. Почему в свои 25 лет приняли решение уехать добровольцем на СВО?
– Мотивов было несколько. Так получилось, что я не служил в армии, и мне хотелось отдать долг Родине. С другой стороны – по работе мне часто приходится общаться с бойцами, которые приезжают с передовой на лечение или в отпуск. Во время каждой из таких встреч я все больше понимал, что настоящий мужчина должен пройти эту школу жизни. А именно встать на защиту своей страны, внести свой вклад в приближение Победы.
– Но вы в числе первых волонтеров приехали в Мариуполь, когда там шли бои, помогали местным жителям. Разве этого мало?
– Когда началась спецоперация, то сразу принял решение, что буду помогать и не останусь в стороне. Вместе с ребятами из «Молодой Гвардии» собирали гуманитарную помощь для наших парней «за ленточкой». Здесь, в тылу, поддерживали семьи мобилизованных и контрактников. Иркутские добровольцы приезжали в новые регионы и работали в госпиталях, участвовали в разборе завалов, развозили воду и питьевую воду людям, которые прятались в подвалах. Но я чувствовал, что могу и хочу сделать больше. И потом, молодежь надо воспитывать собственным примером.
– Как к вашему решению отнеслись друзья, коллеги?
– В моем окружении не было ни одного человека, который бы пытался меня отговорить. Одним из первых о моем решении узнал губернатор Игорь Иванович Кобзев. Сказал, что это мужской поступок, и он его уважает. Мы договорились, что будем на связи, и глава региона сдержал свое обещание. Поверьте, не каждый руководитель субъекта с таким вниманием и заботой относится к бойцам на передовой, как это делает наш губернатор. За поддержку благодарен спикеру Заксобрания Александру Ведерникову, мэру Иркутска Руслану Болотову, моим однопартийцам, всей команде Приангарья.
– А семья как отреагировала?
– Для семьи это было непростое решение, особенно для мамы. После гибели отца она воспитывала меня одна. На такой большой срок я никогда не уезжал из дома, и для мамы всегда и во всем был опорой. Но и скрывать свое решение я не мог. Благодарен маме, что она справилась с эмоциями, поняла и отпустила меня. Конечно, она переживала, молилась за меня, ждала моего возвращения. Во время службы из пунктов временной дислокации старался при первой возможности выходить на связь. Понимал, насколько для мамы важно хотя бы услышать мой голос.
«Глаза армии России»
– Вы заключили контракт с минобороны РФ. Где проходили службу?
– Попал в бригаду беспилотной авиации ГРОМ «Каскад», ее называют «глазами армии России». До службы дрон использовал для видеосъемки. Обучение по управлению БПЛА самолетного типа проходило на СВО, ближе к прохождению службы на позициях.
– Какие боевые задачи выполняли?
– ГРОМ «Каскад» занимается аэроразведкой, производит поиск целей в тылу противника на расстоянии 90–100 км от линии боевого соприкосновения. В фокусе нашего внимания была военная техника, особенно системы залпового огня, скопление живой силы противника, пункты временной дислокации. Все координаты мы передавали в штаб, где принимались решения об их уничтожении. Для противника операторы беспилотников и техники, обслуживающие дроны, это цель номер один, за наши головы была объявлена большая награда. Но мы ко всему были готовы. Как только позволяли погодные условия, влажность, нижняя граница облаков, мы поднимали наших «птичек» в небо. Полеты совершали и днем, и ночью при благоприятных условиях.
– На СВО у вас был оберег?
– Да, я верующий человек, на всех позициях со мной была Библия. До того, как мне ее передала мама, она была у отца.
– Наверняка были случаи, когда вам боевые товарищи жизнь спасали.
– Да, такие эпизоды есть. Так, одно из заданий выполнял на крыше. Взял с собой рацию, хотя со связью на той позиции плохо было. Обратил внимание, что рация шипит. Сначала не понял, что происходит. Потом слышу, как мне ребята с расчета кричат: «Даня, уходи с крыши!». Это, по сути, спасло мне жизнь. Уже в укрытии узнал, что вокруг нашей позиции вражеские дроны кружили.
Сила окопных свечей
– А еще что помогало выжить на фронте?
– Окопные свечи. Когда был волонтером, не до конца понимал их реальную пользу, по-настоящему их оценил зимой на Донбассе. На передовой из-за высокой влажности даже при минус 15 зуб на зуб не попадает. Как-то наш расчет размещался в здании, построенном из бетона. Чтобы хоть как-то согреться, за ночь приходилось несколько раз подкидывать дрова, и все равно пар шел изо рта. А когда получил окопные свечи, оказалось, что они горят дольше дров и тепло держат лучше.
– Каким новым навыкам вы научились «за ленточкой»?
– В первую очередь управлять беспилотниками. Эти технологии теперь с нами навсегда. Укрепил навыки обращения с оружием, которые еще в школе получил, – приходилось часто разбирать, чистить и собирать оружие. Если говорить о бытовой стороне жизни, то научился готовить, часто приходилось колоть дрова, особенно когда окопных свечей не было. Вообще, во время службы делать все приходилось быстро, без промедления – чуть затормозить и можешь подвергнуть себя и товарищей опасности. А еще постоянно чувствовал огромную ответственность, был начеку – эти навыки у меня были до службы, но на СВО, выражаясь молодежным языком, я их сильно прокачал.
– Вы до СВО и сейчас – это два разных человека?
– Однозначно да. Я пересмотрел ценности жизни. Конечно, раньше я понимал, что самое главное в жизни человека – это семья и его близкие сердцу люди. Но осознал и глубоко прочувствовал это только на СВО. Тепло родного дома, которое я получал с каждым письмом, с каждым звонком, с каждой посылкой помогало побеждать страх на фронте. А еще сегодня превыше всего ценю человеческие отношения. Теперь, когда я отслужил, мне не стыдно смотреть в глава моим близким, бойцам СВО, молодым ребятам, которые верят в меня.
«Горжусь своими прадедами»
– Вас увидели в Иркутске 9 мая на Параде Победы. В колонне «Бессмертного полка» вы несли портрет своего прадеда. Расскажите о герое своей семьи.
– У меня три прадеда принимали участие в Великой Отечественной войне. Иван Афанасьевич Марченко воевал под Москвой, получил ранение в 1941 году, и его комиссовали. Второй прадед Лука Иванович Литвинов пропал без вести под Ржевом.
Третий прадед, с чьим портретом я всегда участвую в «Бессмертном полку», это Константин Никонович Рукосуев. Одного года ему не хватило до ста лет. Он коренной сибиряк, родом из села Новочунка Чунского района. Был командиром 45-мм противотанкового орудия и бессменным знаменосцем 114-й Свирской Краснознаменной мотострелковой дивизии, которая была сформирована в 1939 году на станции Мальта в Иркутской области. Дивизия свой боевой путь начинала в Монголии на Халхин-Голе и в Маньчжурии, а после, уже в 1941 году, дивизия воевала в составе 7-й армии Карельского фронта. Солдаты 114-й дивизии освобождали Ленинградскую область, Карелию, Советское Заполярье и Норвегию. В 1944 году дивизия получила орден Красного Знамени за участие в сражениях по освобождению Советского Заполярья. К счастью, за всю войну мой прадед не получил ни одного ранения!
9 мая 1945-го Константин Никонович вместе с однополчанами отмечал в Норвегии и прощался с братскими могилами своих товарищей по оружию. На памятниках солдатам-освободителям там высечены надписи «Норвегия благодарит вас».
Помню, прадед рассказывал историю, как он в окопе под Мурманском у одного бойца гармошку выменял за фляжку немецкого шнапса. Эта гармонь прошла все военные маршруты Свирской дивизии, украшала жизнь в мирные дни. Школьником я приходил на экскурсии в Дом офицеров и всем говорил, что вот на этой гармони, которая хранилась в Музее боевой славы, играл мой легендарный прадед.
В 2010 году у мемориала «Вечный огонь» в Иркутске мы вместе с Константином Никоновичем заложили капсулу с землей Ленинградской области, которую освобождала 114-я Свирская Краснознаменная мотострелковая дивизия. Горжусь, что в конце июня в составе делегации из Иркутской области смогу посетить места боевой славы на территории Ленинградской области. Там состоится открытие монумента, посвященного 114-й Свирской Краснознаменной мотострелковой дивизии, где воевал мой прадед.
– Чем дальше планируете заниматься?
– Буду работать с еще большим энтузиазмом. Заниматься парламентской деятельностью, руководить «Молодой Гвардией», принимать участие в патриотическом воспитании молодежи, помогать семьям участников СВО. Жду результатов конкурса по участию в областной программе «Герои Приангарья». Это хорошая возможность для всех, кто прошел СВО, проявить себя в мирной жизни, поработать на благо родного региона, получить навыки, знания, компетенции в разных сферах. Также подал заявку на участие в федеральной программе «Время героев».
Досье
Даниил Литвинов имеет ряд наград и поощрений, в том числе медаль «За ратную доблесть», медаль подразделения ГРОМ «Каскад» «За отличную службу», благодарность президента России, которую ему вручил первый командир бригады аэроразведки ГРОМ «Каскад», Герой России, Герой Донецкой Народной Республики Дмитрий Саблин.