Память о героях не меркнет с годами

В семье губернатора Игоря Кобзева есть особая реликвия. Это Книги памяти о фронтовом пути Алексея Григорьевича Кобзева и Евсея Петровича Миронова. Оба деда главы региона – участники Великой Отечественной войны. Первый пал смертью храбрых в 1941 году, второй дважды был ранен, но вернулся домой с наградами. Их пример безграничной преданности своему делу не только оказал влияние на выбор жизненного пути Игоря Ивановича, но и по сей день служит ориентиром в его повседневной деятельности.

 

Ценой своей жизни

Мой дедушка по отцовской линии Алексей Григорьевич Кобзев на фронт попал, когда ему было 26 лет. Особых навыков военной службы у него не было. Воинское подразделение, где он служил, входило в состав Северного флота. Будучи рядовым, выполнял функции ездового, то есть управлял лошадьми, которые использовались для перевозки орудий, – поделился воспоминаниями губернатор.

Красноармеец Кобзев 122-й стрелковой дивизии был убит 7 июля 1941 года в районе поселения Куолаярви. Этот район в составе Карело-Финской ССР был приграничным опорным пунктом обороны Северного фронта. С первых дней войны район подвергся ожесточенным бомбардировкам. Немецкое командование планировало открыть себе путь для быстрого продвижения к Мурманской железной дороге в районе Кандалакши.

Первого июля немецкие и финские войска начали массированное наступление на Кандалакшу. К 6 июля в бой вступили немецкие бомбардировщики, и это сорвало планирующееся советское контрнаступление в районе горы Кейнувара. Обороняться 122-й дивизии становилось все сложнее. И ночью 7 июля советская группировка начала отступление в Кайралу. Июльское сражение за Куолаярви было сложным, изматывающим.

Под Кандалакшей погибло больше тысячи человек, в том числе и Алексей Григорьевич. Его похоронили в братской могиле. Когда началась война, моему папе было четыре года. Уже взрослым он искал захоронение своего отца. И не успокоился до тех пор, пока сам все не нашел, – сказал Игорь Иванович.

Имя Алексея Ивановича Кобзева можно найти в музее «Дорога памяти». Это галерея протяженностью 1418 шагов (именно столько длилась Великая Отечественная война) опоясывает Главный храм Вооруженных сил России, посвященный ратным подвигам русского народа во всех войнах, выпавших на долю нашей страны.

 

Был ранен, но продолжал бить врага

Дедушка по маме Евсей Петрович Миронов пришел на фронт уже зрелым 40-летним мужчиной. Был снайпером, прошел Волховский и Ленинградский фронты. Дослужился до командира стрелкового отделения 77-го стрелкового полка 80-й стрелковой дивизии. Дважды был ранен. Второе ранение оказалось тяжелым, – рассказывает Игорь Кобзев.

Второе ранение Евсей Петрович получил 6 апреля 1944 года в районе деревни Липсу. В наградном листе имеется запись, что «немцы после артиллерийской подготовки яростно стали наседать на огневую точку старшего сержанта Миронова. Бойцы его отделения метким огнем ручных пулеметов с успехом отразили одну за другой пять вражеских атак, нанося ему каждый раз большие потери в живой силе и технике. Несмотря на полученное в этом бою ранение старший сержант Миронов продолжал вести борьбу против в несколько раз превосходящего противника». Только к вечеру, когда все атаки были отбиты, Евсей Петрович был эвакуирован в медсанчасть. За этот подвиг был представлен к награждению орденом Славы III степени.

Из-за ранений, полученных на войне, дедушка практически потерял зрение. Он уже не мог работать по специальности пожарным, поэтому ушел на завод аппаратчиком. Когда я к нему приходил, то обращался так: «Товарищ сержант, здравия желаю! Курсант прибыл в ваше распоряжение». Он поднимался с кровати, принимал строевую стойку. Говорил: «Ну-ка, подойди поближе». Я подходил, он смотрел на мои курсантские погоны и произносил: «Теперь спокоен», – поделился воспоминанием Игорь Иванович.

Свой парадный мундир Евсей Петрович надевал раз в год – как и многие ветераны – на 9 Мая. Губернатор отметил, что его дедушка один раз сделал исключение. Это случилось, когда Игорь Иванович стал курсантом и приехал к нему после принятия присяги.

Мы вместе вышли во двор. Все, кто был около подъезда, встали. И дед, уже будучи тяжелобольным человеком, почти слепым, с гордостью сказал: «Это мой внук!». Для меня тот день навсегда остался в памяти, я испытал необыкновенную гордость, – признался Игорь Иванович.

С победных залпов мая 1945 года прошло уже 80 лет. Но каждый год мы открываем окно в прошлое, когда берем в руки фотографии, письма, награды… Жить и помнить о героях и событиях – это лишь малая часть того, что мы можем сделать во имя тех, кто ковал Победу в этой страшной войне.

Областная газета № 50 (2849) от 7 мая 2025