Отец Киприан: СВО касается каждого
Герой Советского Союза, участник боевых действий, монах Русской православной церкви отец Киприан приехал в Иркутск в рамках подготовки к празднованию юбилея Победы. С 23 по 26 апреля он провел встречи с представителями духовенства, молодежью, семьями участников СВО. На творческом вечере в Иркутском ТЮЗе им. А. Вампилова отец Киприан говорил со зрителями о жизни и смерти, любви и ненависти и о том, как сохранить свою душу.
Испытание войной
– Смерть – часть нашей жизни, она с нами со всеми случится, и чего ее бояться тогда? – обратился он к зрителям. – Нужно бояться умереть предателем, трусом, бесчестным, бессердечным и бессовестным человеком. Вот это точно ад. А если ты за правду Божию, даже на войне, когда тебе необходимо убивать, но ты этому не радуешься. Просишь прощения за то, что вынужден это делать, а если убил противника, говоришь: «Господи, упокой его душу». Только тогда человек вернется с войны со здоровой психикой. Война – это испытание, одно из самых тяжелых в жизни человека.
Богоизбранный народ всегда подвергался гонениям, когда отступал от Бога. А что произошло на Украине? Задолго до госпереворота в 2014 году, в начале 1990-х раскололи церковь. И православные люди стали ненавидеть друг друга. Вспомним 1941 год. Что было тогда? Когда враг стоял у Москвы, духовенство было в лагерях. Тогда вдруг Сталин выпустил священнослужителей на волю, был совершен крестный ход на самолете вокруг Москвы. Сталин – бывший семинарист, он понял, что без веры нам не выстоять.
Бог, конечно, борется за каждого. Но Бог есть любовь. А в чем воспитывают украинцев по отношению к русским? В ненависти. Вспомним, что сатана – человеконенавистник и убийца. И если в сердце человека живет ненависть, то тогда с кем этот человек? С Богом или с сатаной? Если бы я сейчас был светским человеком, то, скорее всего, осуждал бы решение начать СВО. Сказал бы, что мы – агрессоры и нападаем на чужую страну. Но сейчас я рассуждаю по-другому. Смотрю на то, кто отстаивает правду Божию, а кто дьявольскую ложь? Когда я встречаюсь с молодежью, я задаю им вопрос: «Вы патриоты?». Обычно все поднимают руки. Тогда я спрашиваю: «А как вы думаете, бандеровцы патриоты?». Тогда получается, что одни патриоты воюют с другими патриотами, каждый любит свою Родину, а мы еще и на них напали, значит, мы – агрессоры? Потом я спрашиваю: «А кто-нибудь люто ненавидит этих бандеровцев?». Давайте спрошу и у вас. Кто ненавидит их, поднимите руки. Никто! В том-то и дело. Не может в человеке жить одновременно любовь и ненависть. Нельзя любить одних и ненавидеть других. Это расизм, фашизм, гордыня как у американцев, которые считают себя исключительной нацией. А все остальные, понятно, недочеловеки. Вот в чем разница. У вас нет ненависти, а лжепатриоты на Украине даже маленьких детей воспитывают в ненависти к русским.
Главное сохранить душу
– Да, у фашистов на бляхах было написано: «С нами Бог», но если бы это было так, они бы водрузили свой стяг над Кремлем, а вышло все наоборот, – продолжил отец Киприан. – Когда враг стоял у ворот Москвы, вдруг ударили морозы, как в 1812 году, необычные. И танки немецкие, которые были на бензине, просто останавливались и не могли двигаться. Понимаете, Бог только с теми, в ком нет ненависти. Поэтому когда я бываю на СВО и беседую с бойцами, я говорю им, что главное сохранить свою душу. Ведь Господь нам дал такую заповедь – любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, делайте добро ненавидящим вас и обижающим вас. И во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. Ведь любовь – это дела. Мы тоже должны молиться за них, как говорил Господь: «Прости их, ибо они ведают, что творят».
Приведу вам пример Великой Отечественной войны. В 1943 году после Курской битвы наши войска наступали. Навстречу им шла колонна пленных немцев. И вдруг один боец хватает винтовку, влетает в колонну и втыкает штык одному немцу в горло. Его естественно, оттащили, но было уже поздно. На следующий день бойца расстреляли. Выяснилось, что у этого парня немцы сожгли его деревню и убили всех родственников, поэтому, когда он смотрел на пленных немцев, у него сдали нервы и он убил безоружного. По-человечески его очень жалко. Но убийство безоружного человека – это преступление.Я встречался в прошлом году в госпитале с человеком, который расстрелял пленных, и на него было жалко смотреть. Он мучается, совесть-то ведь есть. И если так поступать, то и наших пленных будут расстреливать, ведь зло порождает зло. На войне преступлением не является убийство в ходе боя. Это просто твоя работа. Но если враг сдается, помни заповедь. И мы здесь, чтобы у наших ребят сердца не очерствели, не ожесточились, должны молиться за них.
Победа, конечно, будет за нами
– Многие бойцы приезжают в отпуск и идут не в храм замаливать грехи, а в кабак водку пить, – продолжил отец Киприан. – И людей в храмах не прибавилось, все живут как раньше, гуляют, веселятся. Кладбища растут, а за упокой убиенных молятся немногие. И вот это на самом деле печально. Нам надо все-таки прийти в себя, понять, что происходит. Ведь СВО касается каждого из нас, и пока мы это не поймем и не начнем молиться, будет только хуже. Все очень серьезно. Что будет дальше, мы не знаем, но от нас тоже многое зависит. И каждый должен делать для победы все, что он может. Тогда перед Богом, перед людьми и перед самим собой ваша совесть будет чиста. И победа, конечно, будет за нами, потому что с нами Бог. Это было во все века, происходит и сейчас. Ну, как говорят в народе, каждые 100 лет Запад объединяется для того, чтобы прийти и наказать Россию. В результате получает отпор и успокаивается.
Справка
Отец Киприан (в миру Валерий Анатольевич Бурков) родился 26 апреля 1957 года в городе Шадринске Курганской области в семье военного летчика. В 1978 году окончил Челябинское высшее военное авиационное училище штурманов. С января 1984 года служил в Афганистане, в качестве авианаводчика неоднократно принимал участие в боевых операциях на территории провинции Кандагар. Был тяжело ранен, потерял обе ноги, но впоследствии вернулся в строй и продолжил службу в Главном штабе Военно-воздушных сил. 17 октября 1991 года указом президента СССР ему было присвоено звание Героя Советского Союза.