Цифровых сервисов в Приангарье станет больше
Не убирают в подъезде, не вывозят мусор, сложно записаться к врачу – по этим и многим другим вопросам жители Приангарья звонят по номеру 122. О том, как электронные сервисы делают жизнь населения региона комфортнее, в интервью газете «Областная» рассказал министр цифрового развития и связи Иркутской области Александр Селедцов.
Ликвидация цифрового неравенства
– Александр Анатольевич, сколько жителей региона имеют подтвержденную учетную запись на портале госуслуг?
– По состоянию на 1 января 2025 года это 1 млн 945 тыс. человек, то есть примерно 82% населения. Активно пользуются сервисами портала более 1,5 млн жителей Приангарья. Из года в год мы видим рост этих показателей.
– Но далеко не везде в Иркутской области есть Интернет и сотовая связь. Когда будет ликвидировано цифровое неравенство?
– За последние три года благодаря федеральной программе устранения цифрового неравенства нацпроекта «Цифровая экономика» наш регион обеспечил доступом к услугам связи, в том числе с предоставлением доступа к Интернету, 79 населенных пунктов, где проживает от 100 до 500 человек. В планах на этот год обеспечить связью более 40 муниципальных образований. В настоящее время в минцифры России ведется работа по расширению участников получения федеральной субсидии, речь идет об увеличении критерия населения до 1000 человек. У нас таких муниципалитетов около 10.
– А как быть с населенными пунктами, где меньше 100 человек проживает?
– По поручению губернатора Игоря Кобзева была разработала региональная программа, направленная на обеспечение связью малонаселенных территорий. То есть где живет меньше 100 человек. В прошлом году нам удалось обеспечить связью семь таких населенных пунктов. Свыше 900 человек получили возможность не только свободно общаться по телефону с родными и близкими, но и пользоваться в режиме онлайн государственными и муниципальными услугами, дистанционно получать образование и медицинские консультации. Поставлена задача к 2030 году ликвидировать цифровое неравенство в Иркутской области.
– Жителей сельских и отдаленных территорий волнует состояние отделений почтовой связи. Когда их приведут в порядок, отремонтируют?
– Модернизация почтовых отделений страны по поручению президента России стартовала в 2022 году. Всего за год за счет технологии быстровозводимых конструкций был введен в эксплуатацию 31 объект. Модули используют в тех территориях, где почтовые отделения не подлежат капитальному ремонту. И еще восемь отделений были капитально отремонтированы. На сегодняшний день в регионе порядка 100 отделений почтовой связи нуждаются в модернизации.
Электронные услуги в действии
– Сколько государственных и муниципальных услуг в электронном виде доступно жителям региона? Чем чаще всего пользуются?
– В настоящее время доступно порядка 140 региональных и муниципальных услуг. Востребованными являются социально значимые – их число сегодня достигло 93. Только по итогам прошлого года за ними обратилось свыше 600 тыс. человек. В их числе запись ребенка в школу, также в лидерах подача документов на поступление в учреждения средне-профессионального образования. Популярностью пользуются услуги земельно-имущественного характера (приватизация жилья, согласование перепланировки и т.д.).
Благодаря специальному инструменту, который предоставлен минцифрой России субъектам страны, мы самостоятельно проектируем и вводим на единый портал новые услуги. Это выдача путевок ветеранам на санаторно-курортное лечение, включение детей-сирот в список на обеспечение жильем и другие. В целом с 2023 года Иркутская область вывела на портал 15 новых региональных услуг.
– С 1 марта 2025 года на госуслугах заработал сервис по самозапрету на кредиты и займы. Сколько человек в регионе им воспользовалось?
– По данным ситуационного центра минцифры России, по региону почти 120 тыс. человек уже воспользовались этим сервисом. Мы получили хороший отклик от населения по данному инструменту. Всего на территории страны, по последним данным, 8,5 млн использовали самозапрет на кредиты и займы.
– Не всегда люди могут разобраться, как пользоваться той или иной услугой. К кому они могут обратиться за помощью?
– В регионе открыто 48 офисов многофункциональных центров и 143 территориально обособленных структурных подразделения. На базе МФЦ созданы секторы пользовательского сопровождения, где жители с помощью консультантов могут зарегистрироваться на портале госуслуг и подать заявления на оказание необходимых услуг в электронном виде. Также нашим жителям доступен такой сервис, как «Видеоконсультант». Специалист в режиме реального времени помогает в навигации по порталу госуслуг. Сервис доступен в круглосуточном режиме.
Обратная связь 24/7
– Для оперативного решения вопросов жителей с 2023 года работает Единый контакт-центр правительства региона. Говорят, что на звонки отвечает робот.
– Действительно, когда люди набирают номер 122, они слышат голосового помощника Василису Лисович, который обладает эмоциональным интеллектом. То есть робот способен поблагодарить или поддержать человека в трудную минуту. Внедрение такой технологии увеличило производительность контакт-центра. Раньше операторы могли обрабатывать примерно 6 тыс. звонков в неделю, с появлением Василисы Лисович это число увеличилось в два раза – до 12 тыс. Еще одно техническое преимущество контакт-центра – внедрение единого окна, что позволило объединить все каналы и историю обращений в них. Сейчас оператор, просматривая историю, может сообщить интересующую человека информацию. Например, гражданин звонит, чтобы узнать, почему не убирают подъезд, а оператор, ответив на вопрос, видит, что ранее этот же человек интересовался условиями поступления на службу по контракту, и сообщает ему, что контрактникам увеличена выплата.
– Иркутская область вошла в число пилотных регионов, где началось использование «дашборда губернатора». Что это такое? Для чего нужно?
– Наш регион вошел в число 28 пилотных территорий, где ведется апробация нового инструмента. Это цифровая управленческая панель, разработанная для повышения эффективности государственного управления. Система предоставляет актуальную информацию по ключевым направлениям деятельности региона и его взаимодействию с федеральным центром. В их числе данные о работе с федеральными поручениями, исполнению бюджетов, реализации национальных проектов, а также сведения о планах строительства объектов социальной инфраструктуры. Это позволит принимать более точные управленческие решения.
С опорой на искусственны интеллект
– В Иркутске недавно прошел II Байкальский ИТ-форум. Войдет ли он в календарь событий Минцифры России?
– Участниками второго Байкальского ИТ-форума стали больше 500 человек. К нам приехали делегации из Москвы, Татарстана, Кемеровской, Челябинской, Свердловской и Новосибирской областей. Форум прошел на площадке Дома молодежи в Иркутске. Основными его темами стали – начало реализации нового национального «Экономика данных и цифровая трансформация государства», кибербезопасность, беспилотные летательные аппараты, кадры для ИТ-отрасли, цифровое государственное управление. Кроме того, 20 отечественных компаний представили свои решения на специальной отраслевой выставке. В следующем году географию будем расширять. Думаю, форум станет традиционным и сможет претендовать на включение в календарь событий Минцифры России.
– В 2024 году был создан Байкальский центр изучения искусственного интеллекта и цифровых технологий. Есть ли уже первые разработки?
– Центр искусственного интеллекта позволит расширить применение технологий искусственного интеллекта в нашем регионе. Сегодня здесь работают над такими проектами, как «Экологический ассистент», «Создание цифрового двойника по модульному обстановке для производства химических веществ», «Цифровой помощник абитуриента». Также данный проект направлен на формирование движения цифровых волонтеров в Иркутской области, устойчивого рынка трудовых отношений между студентами и бизнесом.
– В каком направлении будет идти развитие цифровых технологий в нашем регионе?
– Цифровизация затронет еще больше сфер деятельности органов власти, касающихся предоставления услуг. В рамках нового национального проекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства» планируется значительно расширить перечень социально значимых услуг. Уже намечена тенденция на оказание госуслуг в беззаявительном порядке. Например, при наступлении жизненной ситуации в личном кабинете гражданина будет уведомление со всем списком льгот и различных выплат, которые ему гарантированы законом. Никуда не надо будет ходить. Система сама будет все отслеживать. Гражданину останется только войти в приложение, чтобы воспользоваться услугами.
Для получения быстрой обратной связи от власти жители региона активно используют Платформу обратной связи. В списке популярных обращений – запись на прием к врачу, ремонт дорог, благоустройство территорий, содержание многоквартирных домов и т.д. За 2024 год поступило более 56 тыс. обращений, все были отработаны. За первый квартал текущего года обратилось почти 17 тыс. граждан.