Ишь ты, пряник!

Лепные, вырубные, печатные, скульптурные, объемные – каких только пряников не было на областном фестивале «Ишь ты, пряник!». Его организовал Иркутский областной Дом народного творчества совместно с Иркутским отделением Всероссийской Гильдии мастеров пряничного дела и знаменщиков.

Наталья Серова – мастер  Иркутского отделения Гильдии, в день открытия фестиваля, 18 апреля,  познакомила гостей с экспозицией и рассказала про историю русского пряника, начавшуюся с «медового хлеба»:

В IX веке пекли медовые лепешки из ржаной муки с добавлением меда и ягодного сока. Со временем, когда в Россию привезли пряности, рецептуру обогатили  специями, и тогда «медовый хлеб» превратился в «пряник», от слова «пряность».

Пряники на Руси были на столе у всех слоев населения, от царя до крестьянина. Эта выпечка связана со многими народными обычаями и традициями.

– Пряники дарили, приносили на панихиды. Пряниками заигрывали. Была такая поговорка «Без пряника не заигрывай!». Пряниками просили прощения на Пасху. В истории даже есть случаи, когда везли пряники на двух телегах, чтобы вымолить прощения у тех, кого обидели, – рассказала Наталья Серова.

Еще пряники связаны с сельскохозяйственными обрядами и религиозными праздниками. Например, лепные козули – пряники из ржаной муки, воды и соли – сделаны в виде образов домашней скотины. В старину для повышения плодовитости их скармливали домашнему скоту. На выставке их представила Наталья Малыгина. Она же изготовила пряники-тетеры, сделанные в виде круга со сложными узорами, которые несут защитные функции. Создать такой пряник на фестивале может каждый желающий, но в XII веке, когда они только появились, это было бы под силу не каждому.

Еще пряники связаны с сельскохозяйственными обрядами и религиозными праздниками. Например, лепные козули – пряники из ржаной муки, воды и соли – сделаны в виде образов домашней скотины. В старину для повышения плодовитости их скармливали домашнему скоту. На выставке их представила Наталья Малыгина. Она же изготовила пряники-тетеры, сделанные в виде круга со сложными узорами, которые несут защитные функции. Создать такой пряник на фестивале может каждый желающий, но в XII веке, когда они только появились, это было бы под силу не каждому.

– Ржаное тесто очень тугое, месили его обычно мужчины, – объяснила мастер. – Недаром говорили: «Пока седьмой пот не сойдет, тесто не готово». Замешивать его нужно долго, чтобы оно стало пригодным для скатывания в жгуты, иначе будет ломаться, крошиться. Потом появилась хорошая мука, и процесс стал легче. Тетеры стали катать из медового теста на белой муке.

Еще среди ее работ – пряники с илимской росписью, на пряниках изображена сибирская флора: шишки, лютики, иван-чай, клевер, брусника.

Наталья Малыгина занимается пряничным делом уже десять лет:

– Сначала родственникам пекла, потом – на заказ. Мастерство с опытом приходит. Тесто надо чувствовать. Не доложил муки – пряник расплывется. Переложил – станет сухим, твердым при выпечке.

В разных регионах использовалась разная рецептура для приготовления пряников, ее держали в тайне, что сыграло злую шутку: пряничное дело в России почти на 60 лет было забыто.

После революции стало невыгодно печь качественные пряники, понизился спрос, исчезли ингредиенты. В конце прошлого столетия начали возрождать пряничное дело. Рецептуру собирают по крупицам. Члены Гильдии ездят по городам, деревням, чтобы вернуть утраченное. Вязьма, Тула, Москва, Городец, Тверь, Архангельск – исторически знаменитые пряничные города. А вот иркутская история пряников пишется именно сейчас, отмечает Наталья Серова:

– Мастера Иркутской области делают пряники носителями культурного кода нашего региона. В частности, на пряниках появляются Байкал, нерпы…

Сама она – специалист по печатным пряникам, они делаются с помощью пряничных досок (форм), на которых вырезается нужный узор. Таких мастеров называют знаменщиками.

Пряничные доски Наталье делает на заказ мастер из Краснодара. Одна из ее работ – «разгонный» пряник. Его история связана с застольями, когда засидевшихся гостей угощали такой выпечкой, намекая на то, что пора расходиться по домам.

Марина Корикова представила пряник в виде заварочного чайника голубого цвета, украшенного цветочками. Оказалось, что баночки варенья, разместившиеся на стеллажах, –тоже пряники. Очень правдоподобно выглядели тыква и яблоки, выполненные в технике 3Д.

– Многие люди думают, что это муляжи. Нет, это пряники. Например, яблочки, чайник выполнены из двух сфер, склеенных между собой, отшлифованы и расписаны. А тыква, банки из плоских бубликов, собранных по принципу пирамиды скрепленных глазурью. Потом материал обтесывается, ему придается нужная форма, – объяснила мастер.

Пряничная выставка будет работать до 30 апреля, а фестиваль продлится до 27 апреля. Он включает серию мастер-классов от Иркутской Гильдии мастеров пряничного дела.

Областная газета № 45 (2835) от 23 апреля 2025