29.11.2023 09:04
Рубрики
Общество
Фото
из архива Николая Пахомова
Фото:
из архива Николая Пахомова
29.11.2023 09:04

Забытый подвиг русского корабля

«Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется», – писал великий поэт Тютчев. В одном из номеров газеты «Областная» в статье «Рюмка сакэ в порту Нагасаки» мы рассказали о подвиге моряков крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» времен Русско-японской войны 1904 года. Речь шла об уроженцах Иркутской губернии, воевавших на этих кораблях. Спустя полгода история получила неожиданное продолжение.

 

 

В нашу редакцию пришло письмо из Саратова от историка Николая Пахомова. Он написал, что тема его исследования – подвиг крейсера «Рюрик», который в 1904 году также храбро сражался с японской эскадрой. И на этом корабле воевали сибиряки, список которых историк передал нашей редакции.

 

«Погибаю, но не сдаюсь»

О гордом крейсере «Варяг» сложили песню. О крейсере «Рюрик» знают до обидного мало. 119 лет назад он вышел на свой последний бой с 14 японскими кораблями и, не сдавшись, погиб. «Подвиг экипажа этого корабля сродни подвигу «Варяга», а по накалу боя и трагизму ситуации даже превосходит его», писали историки.

1 августа 1904 года произошла ожесточенная схватка Владивостокского отряда крейсеров с японской эскадрой. Бой завязался, чтобы помочь прорваться другим российским кораблям из заблокированного японцами Порт-Артура. Три корабля и «Рюрик» пытались отвлечь внимание противника, стянуть силы японцев на себя.

Спустя пять часов боя от «Рюрика» осталась лишь груда покореженного металла, корабль чудом держался на плаву. Более 200 членов экипажа погибли, более 300 получили ранения. Командир крейсера, капитан 1-го ранга Евгений Александрович Трусов все время находился в боевой рубке, откуда управлял кораблем, будучи раненым. Японцы, предвкушая добычу, подошли к кораблю, чтобы захватить то, что от него осталось.

Однако оставшиеся в живых русские моряки с «Рюрика» подняли над кораблем Андреевский флаг и открыли кингстоны. Под сигнал «Погибаю, но не сдаюсь» корабль ушел на дно!

 

 

К сожалению, подвигу экипажа «Рюрика» на протяжении 100 с лишним лет не было уделено должного внимания – его затмил подвиг «Варяга».

 

Любовь к истории

Люди у нас мало знают о своих героях, в частности о тех, кто защищал родину до 1917 года. О подвиге крейсера «Рюрик» широкому кругу читателей неизвестно ничего, – рассказал в интервью «Областной» историк Николай Пахомов. – Я занимаюсь историей флота и выяснил, что на крейсере «Рюрик» приняли участие в смертном бою 1 августа 1904 года 25 героев-иркутян, пятеро из них погибли. «Дело «Рюрика» много выше Варяжского», – говорил наместник государя императора на Дальнем Востоке адмирал Евгений Алексеев, воздавая должное незаслуженно забытым матросам и офицерам корабля, стоявшим насмерть в бою с превосходящими силами противника.

 

– Николай Анатольевич, откуда такая любовь к истории?

– С детства, думаю, так в каждой семье. Сначала ее прививали бабушка и дедушка, ветераны труда, работавшие в войну на Саратовском авиационном заводе, позднее – папа и мама. Здесь и постоянные экскурсии с бабушкой в краеведческий и Радищевский музеи, отцовские учебники истории, которые мной были прочитаны очень рано. В пятом классе я пришел в судомодельный кружок, который вел преподаватель речного училища Владимир Константинович Филимонов, бывший соловецкий юнга, ветеран войны, ходивший на катерах МО-4. Он заинтересовал меня историей флота через постройку моделей кораблей.

Потом я прочитал «Цусиму» Новикова-Прибоя и «Порт-Артур» Степанова. И впервые задал себе вопрос, почему в обоих романах рассказывалось обо всех кораблях нашего Тихоокеанского флота, героически погибших в бою с неприятелем, кроме одного – крейсера «Рюрик». В отличие от сражавшегося 55 минут «Варяга», «Рюрик» сражался свыше пяти часов и потерял каждого четвертого члена экипажа. С изучения нашего флота и общего хода Русско-японской войны началось мое погружение в тему.

В 1989 году вышла книга историка инженера-кораблестроителя Рафаила Мельникова «Рюрик» был первым». В ней впервые подробно излагались события столетней давности и неизвестные факты из жизни команды корабля. На долгие годы эта книга для Николая Пахомова стала настольной.

 

Круги на воде

Путь от истории собственно корабля до истории конкретных матросов его команды у Николая Анатольевича был небыстрый. Все началось с постройки модели крейсера и выяснения его внешнего вида. Историк сделал запрос в Центральный военно-морской музей (ЦВММ), обращался к коллекционерам фотографий за помощью.

Систематическое изучение документов, архива ВМФ начало приносить результаты. Информацию историк выкладывал на «Цусимских форумах», в соцсетях.

Что касается источников, по восьмистам членам команды крейсера мною были изучены Алфавитные книги 17-го флотского экипажа, Скорбные листки по раненым нижним чинам, японские карточки военнопленных. Также я изучил несколько рукописных представлений к награждению за бой, написанных рукой последнего капитана «Рюрика» лейтенанта Константина Петровича Иванова-Тринадцатого, – поделился автор исследования.

 

– Известны ли подробности об участии наших земляков в боях «Рюрика», может быть, известны чьи-то имена?

– На сегодняшний день выявлено 26 нижних чинов команды крейсера «Рюрик», уроженцев Иркутской губернии, принявших участие в бою. Крейсер комплектовался призывниками двух округов: Балаганского и Иркутского. Возможно, цифра может незначительно увеличиться, так как пока неизвестны места призыва еще около 50 человек.

Николай Анатольевич рассказал, что пятеро наших земляков погибли в бою, 15 моряков получили различные ранения и только шестеро вышли из этого ада невредимыми.

Наибольший процент смертности был среди матросов, находившихся по боевому расписанию на верхней палубе, среди подносчиков снарядов, работавших на подаче, сигнальщиков, горнистов. Но нельзя утверждать, что кочегары и машинисты не несли потери. Свободные от вахты кочегары за убылью людей добровольно подавали снаряды, – рассказал историк. – Многие из нижней команды получили ранения, выходя наверх, когда «Рюрик» уже наполнялся водой, и была отдана команда «Спасаться!», так как японцы огня не прекращали. Некоторые получили ранения, будучи в воде, японские снаряды падали среди плавающей в воде команды.

 

 

По словам историка, найденная информация об иркутянах лаконична, встречаются разночтения в документах, особенно в написании русских фамилий, записанных на слух по-французски, по-японски и обратно переведенных на русский язык или переданных французским консульством в Россию по телеграфу.

 

 

Часть моряков с героического крейсера томились в плену, здоровые находились в лагере Химедзи, раненые после излечения в госпиталях оставались в лагере Мацуяма. Передача пленных состоялась 23 декабря 1905 года.

Оставшиеся в живых члены команды были награждены знаком отличия Военного ордена 4–3 степени и бронзовой медалью «В память Русско-японской войны».

Пользуясь случаем, хочется поблагодарить сотрудников РГА ВМФ, в частности Наталью Алексеевну Гоц и заведующую читальным залом Елену Викторовну Никандрову за доброжелательную помощь в архивной работе, сотрудников ЦВММ, ныне здравствующих и уже ушедших, а также редакцию газеты «Областная» за возможность рассказать об уроженцах Иркутской губернии, – отметил Николай Пахомов. – Возможно, что взгляд кого-нибудь из ваших читателей задержится на знакомой фамилии, и тогда разговор о нашей истории продолжится.