Законопроект, который давно ждут

О нормативах отчислений доходов в местные бюджеты

Председатель правительства Иркутской области Константин Зайцев рассказал журналисту Наталье Ветровой о том, почему в регионе принято решение пересмотреть порядок распределения средств, поступающих в бюджет по упрощенной системе налогообложения (УСН).

 

– Губернатор Иркутской области Игорь Кобзев внес в Законодательное Собрание законопроект, который предусматривает изменения в региональный закон о межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений доходов в местные бюджеты. Закон очень нужный, мэры давно об этом говорят, но почему именно сейчас начали воплощать эти пожелания в жизнь?

– Давайте начнем с того, что мэры много и других инициатив проявляют, очень здравых, нужных и полезных. Просто не для всех инициатив наступило время.

Еще в 2020 году губернатор Игорь Иванович Кобзев поставил задачу правительству региона обратить внимание на наполнение бюджетов муниципалитетов как собственными финансами, так и средствами, поступающими из регионального бюджета. И мы занимаемся этим уже три года. Приведу две цифры: межбюджетные трансферты, которые идут на собственные нужды муниципалитетам, в 2019 году составляли 31 млрд, а в 2023-м – уже 61 млрд рублей. То есть рост в два раза, при этом бюджет Иркутской области в два раза не увеличился. Хочу подчеркнуть: мы очень активно работаем с муниципалитетами и делаем все, чтобы как можно больше напитать их собственными деньгами, которые они могли бы потратить на их собственные приоритеты.

Мы создали межбюджетную комиссию, которая у нас постоянно в рабочем состоянии, туда входят в том числе мэры, эксперты, ученые, которые предлагают свои подходы. Как раз перед внесением губернатором этого закона была бюджетная комиссия, на которой как раз и обсуждали вопросы, связанные с межбюджетными отношениями и налогами. Пришли к выводу, что да, мы готовы пойти на то, чтобы отдать большую часть отчислений по упрощенной системе налогообложения муниципалитетам.

Упрощенная система налогообложения (УСН) – это один из налоговых режимов, который подразумевает особый порядок уплаты налогов и ориентирован на представителей малого и среднего бизнеса. Если предприятие попадает под определенные условия, например, численность сотрудников не превышает 130 человек, а ежегодный доход составляет менее 200 млн рублей, то оно может вместо налога на прибыль, налога на имущество организаций и налога на добавленную стоимость платить ставку УСН в 6%. Налог, взимаемый в связи с применением УСН, включая минимальный налог, полностью зачисляется в бюджет субъекта РФ.

Если раньше муниципалитеты и городские круга имели 30% от сбора УСН, а 70% шло в областной бюджет, то теперь 50% будет оставаться в муниципалитете, а 50% – в областной бюджет.

Почему мы так сделали? Сегодня министерство экономического развития активно работает с малым и средним бизнесом, мы предлагаем им разные условия, у нас большой набор инструментов поддержки малого и среднего бизнеса. И мы хотим, чтобы мэры на местах, которые лучше видят, как малый и средний бизнес работает, тоже активно включались в эту повестку и энергичней помогали бы развитию малого и среднего предпринимательства, поощряли экономическую активность граждан.

 

– Значит, муниципалитеты теперь смогут получить «бонус» за эффективную работу с предприятиями-налогоплательщиками?

– Мэр будет видеть, что он поработал и получил больше налогов в местный бюджет. Поэтому он может потратить больше на свои приоритетные точки социального развития. Вот это была самая главная задача.

А в муниципальные округа мы направляем вообще 75%, и это уже серьезная цифра. Первый такой округ скоро будет – Чунский район, который провел все необходимые мероприятия для объединения в единый муниципальный округ. Так вот, как только он юридически зарегистрирует эти изменения, у него станет оставаться 75% УСНа.

Муниципальные образования Чунского района с 1 января 2024 года будут преобразованы в единый муниципальный округ с административным центром в поселке Чунский. Это первый опыт на территории Иркутской области. Создание муниципальных округов, при котором полномочия муниципальных образований и сельских поселений по решению вопросов местного значения передаются на уровень района, – дополнительный толчок развитию территории.

Мэр Чунского района пошел на это осознанно, потому что посчитал расходную часть бюджета, доходную часть и понял, что оставаться в позиции десятилетней давности уже опасно. Смотрите, мы как государство, как страна постоянно меняемся, у нас новые вызовы. Находясь под очень серьезным санкционным давлением, создаем новые условия для бизнеса, меняем подходы, постоянно пребываем в динамике. А муниципальная история, она почему-то застыла в каком-то одном состоянии и не имеет возможности меняться.

Поэтому те, кто будет меняться (например, переходить на муниципальные округа), будут иметь дополнительные преференции в доходной части своих бюджетов.

 

– На какие суммы в итоге могут рассчитывать муниципальные образования, расскажите на конкретных примерах?

– Мы – областной бюджет – потеряем в результате выпадающих доходов 2,2 млрд рублей. Куда эти деньги пойдут? 1,4 млрд пойдут в город Иркутск. По 300 млн дополнительно получат Ангарск и Братск, Усть-Илимск получит плюс 100 млн.

И это только исходя из сегодняшней доходной базы. Но при этом у мэров должна появляется заинтересованность заниматься развитием малого и среднего предпринимательства, чтобы их доходы росли.

 

– Не планируется ли в связи с увеличением нормативов отчисления от упрощенной системы налогообложения отменить дифференцированные нормативы, которые сегодня устанавливаются за достижение высоких темпов роста поступлений от УСН?

– Точно ничего не отменяется. Мы эту меру поощрения оставляем, потому что ее вводили тяжело, было очень много дискуссий, связанных с тем, как оценить то, что кто-то работает, а кто-то нет. Когда есть объективная история, построенная на цифрах: кто-то в базе вырос, тот и получит больше с областного бюджета в качестве бонуса. Это останется.

 

– А как будет регулироваться распределение полученных средств мэрами? Могут они в рамках своего бюджета перераспределять их на любые статьи, которые именно в данный момент очень важны?

– Безусловно, вся доходная часть бюджета мэров, которая есть, это сугубо их право определять, куда и на какие цели они считают нужным данные средства потратить. У них есть депутаты муниципальных дум, есть население, которое поможет определиться в приоритетах.

 

– Не повлияет ли перераспределение нормативов по отчислениям на формирование уже нашего общего бюджета? Какой сегодня у нас бюджет – дефицитный, профицитный?

–Дефицитный, профицитный… Как жителю Иркутской области, непрофессионалу объяснить про бюджет? Вот есть у вас семейный бюджет. Какая разница нашим детям, есть у мамы деньги или нет у мамы денег? Профицитный у нее бюджет или непрофицитный? Главное, чтобы мама выполнила все свои обязательства по отношению к своим детям: кормила, одевала, помогла в школу пойти.

И здесь история простая: в связи с введением этих новаций стабильность областного бюджета никаким образом не пострадает. Мы все свои обязательства, связанные с выплатой заработной платы, с социальными выплатами, с учебным процессом в школах, выполним. И на качество оказания услуг населению это не повлияет.