18.10.2023 12:11

Роман Быков: Во всем мире на таком уровне с соцсетями никто не работает

Начальник Управления по работе с Сибирским федеральным округом АНО «Диалог Регионы» Роман Быков рассказал журналисту Наталье Ветровой о том, как госслужащие сегодня работают в соцсетях, зачем нужны госпаблики и как человеку справиться с потоком информации.

Роман, сейчас очень многие чиновники, что в принципе уже обязательно для госучреждений, – ведут паблики, в которых рассказывают о деятельности своих ведомств и своей работе. И делают это очень оперативно, так, например, в социальных сетях проводят прямые эфиры с жителями. Население может получить информацию в режиме реального времени из первых уст. Насколько подобное взаимодействие граждан и госчиновников сейчас востребовано?

– Цифры говорят сами за себя. В прошлом году с января по июль в социальных сетях, в комментариях разных пабликов в Иркутской области было выявлено 24 тысячи обращений от населения. Люди жалуются на какие-то свои бытовые проблемы, дороги, благоустройство, вносят какие-то предложения. В этом году за этот же период – 35 тысяч обращений, то есть на 50% больше. И пока мы не можем сказать, что достигнуто некое плато, потому что по статистике доверие к такому инструменту коммуникации с властью только растет.

Больше половины всех обращений (59%), которые получили органы власти в Иркутской области, поступило через страницы официальных органов власти, муниципальных образований, учреждений или региональных министерств в сети интернет, так называемые госпаблики. Кстати, эти 59% – это выше, чем в среднем по стране, в среднем по России 52%. Мне кажется, на самом деле люди только вошли во вкус, и это совершенно не финальные цифры.

– Иногда мы видим у чиновников, особенно старшего возраста, своего рода отрицание: не всегда они ведут соцсети. Я знаю министров, у которых нет страничек в соцсетях.

– В целом по стране еще есть представители органов власти, которые скептически относятся к этой работе, либо она им немного в тягость. Думаю, им нужно понять, ответить себе на вопрос, зачем я это делаю. В Иркутской области есть два замечательных примера ответа на вопрос, зачем чиновнику вести страницы в соцсетях.

Мы – АНО «Диалог Регионы» – помимо работы с жалобами и обращениями в интернете рекомендуем нашим Центрам управления регионами (ЦУР) готовить аналитику, которая помогает в принятии управленческих решений для глав регионов и муниципалитетов. Это делается на основе анализа обращений граждан. Например, мы видим, что есть сто или триста обращений по одной и той же теме. Значит, у людей какой-то высокий запрос на решение какой-то конкретной проблемы. Вполне логично подумать, как эту системную проблему решить и удовлетворить большое количество людей.

Есть два таких примера. В Братске хотели перенести Целлюлозно-бумажный колледж из центра в отдаленный район. В колледже учатся студенты из малообеспеченных семей, сироты. У них бы резко выросли расходы на проезд, им это было тяжело, все начали переживать и в комментариях в пабликах соцсетей просить что-то с этим сделать. ЦУР зафиксировал эту проблему, довел до регионального руководства, и было принято решение оставить колледж на том же месте.

Примерно такая же история была в Иркутском районе, когда там были регулярные перебои с электроэнергией. Строительство необходимой подстанции затянулось на пять лет, и было огромное количество жалоб. ЦУР фиксировал регулярные систематические обращения. После доклада ЦУР губернатор лично подключился к решению вопроса. Игорь Иванович включился в эту проблему, и буквально за год ее решили. Строительство подстанции удалось оперативно завершить, это позволило обеспечить бесперебойным электроснабжением 9 тысяч человек.

В прошлом году мы за первые полгода в Иркутской области фиксировали семь принятых управленческих решений на основе аналитики ЦУР, а в этом году за этот же период принято уже 12 управленческих решений. И это, так сказать, минимум – те решения, в которых четко видна роль ЦУР.

И таких примеров по стране очень много. Для чиновников неплохое подспорье, чтобы понять, как скорректировать свои решения. Надеемся, что эффективность в конечном итоге победит.

– Роман, если говорить о всей России, можно назвать регионы, в которых госслужащие активно подключаются к соцсетям, а где новые подходы еще пробуксовывают?

– Мы этим занимаемся с 2018 года, и регионов, которые бы этой работой не занимались, в нашей стране нет. Сейчас уже нет. Но можно сравнить, кто работает хорошо, а кто работает значительно лучше.

Например, есть региональные особенности. На Дальнем Востоке и на Северном Кавказе в свое время была очень популярна социальная сеть Instagram (проект Meta Platforms Inc., деятельность которой в России запрещена – прим. «Областной»). Доля аудитории там была очень высокая, а после того, как эту сеть заблокировали, эта аудитория не стала переходить «ВКонтакте». Доля пользователей «ВКонтакте» в этих федеральных округах и была низкая, и до сих пор не догоняет показатели, которые есть, например, на северо-западе.

Иркутская область и Республика Тыва выделяются тем, что очень сильна доля Viber-чатов. В большей части нашей страны, если смотреть по мессенджерам, Вайбер вообще не является лидирующим, он очень сильно стагнирует. Но здесь вот так сложилось, часть людей именно оттуда получает информацию.

В стране сейчас, по-моему, есть три губернатора, у которых нет личных страниц в соцсетях. Они до сих пор рассказывают о своей деятельности со страниц региональных правительств. Но три из 89 субъектов это, наверное, не так критично, в рамках погрешности. В Сибирском федеральном округе у всех глав регионов есть страницы на данный момент.

– Какие социальные сети выбирают губернаторы?

– Мы рекомендуем быть одновременно на нескольких площадках. Обязательно берем отечественную сеть «ВКонтакте» или «Одноклассники». Можно для оперативности использовать Telegram, потому что он моментально уведомляет пользователя, в отличие от умных лент «ВКонтакте», которая может показать пользователю сообщение не так оперативно. В целом, страна набрала очень большой темп в работе с социальными сетями. Думаю, во всем мире на таком уровне с соцсетями никто не работает, еще не приближался даже.

Сегодня социальные сети, тот же Telegram, развиваются семимильными шагами. Все время предлагают новые фишки, новые инструменты. Но вы знаете, что меня лично там раздражает – там уже такое количество информационных каналов, что можно запутаться, когда и что смотреть. И даже вечером, после работы, нет сил вот это все перечитывать. Как простому обывателю не запутаться во всем этом?

– У меня, например, очень простой секрет. Все, что не личное, и то, что не связано непосредственно с работой, я в Telegram поставил на беззвучный режим. Я для себя определил пару-тройку новостных оперативных каналов, в которых включены уведомления. Все остальное – аналитическое или политическое – на беззвучку. Новости и информация нужны для того, чтобы читать это тогда, когда ты готов это читать. Не позволяйте смартфону управлять вашим личным и рабочим графиком.

Но и нужно обязательно делать какие-то детоксы информационные. Я буквально на этих выходных опробовал режим в смартфоне под названием «Личное», когда тебе приходят уведомления только от нескольких контактов, которые ты сам добавил, а остальное вообще заглушено.