09.08.2023 15:24

Пришел на время – остался навсегда

erid: 4CQwVszH9pUjq6EMxsQ

Так говорит о своей более чем 30-летней карьере в отрасли электросетевого строительства электромонтер-линейщик 6 разряда и бригадир ООО «ЛЭМ» Владимир Васильевич Василевский.

В строительный трест «Севзапэлектросетьстрой» Владимир Васильевич Василевский устроился летом 1989 года 18-летним пацаном сразу после окончания профтехучилища. Думал так, пару месяцев до армии перекантуется. Но в итоге оказалось, что выбрал себе дело на всю жизнь. Работает в отрасли электросетевого строительства уже более 30 лет. Владимир Васильевич является одним из немногих универсалов в отрасли электросетевого строительства, который способен качественно и быстро организовать любой этап работ при строительстве линии электропередачи: от разработки котлованов и устройства фундаментов до сборки и установки опор.

– Вообще-то после школы я хотел на автокрановщика учиться, – начинает рассказ Владимир Васильевич. – Специальность, как тогда казалось, просто мечта для провинциального мальчишки – тут тебе сразу и права на управление грузовым и легковым транспортом, и документы на допуск к крановой установке. После окончания восьмилетки в 1986 году подал документы в СПТУ № 217 (среднее профессионально-техническое училище) в городе Тосно. Потом мы с семьей уехали отдыхать, а по возвращению мне сообщили, что не могут взять меня в группу крановщиков из-за моих проблем по зрению. Как потом разъяснили, конкурс на данную специальность здесь всегда очень большой, и приёмная комиссия вынуждена проводить жесткий отсев. Времени что-то кардинально менять уже не было, а потому решил выбирать из предложенных руководством училища вакансий. Остановился в итоге на профессии газоэлектросварщика. Отучился три года. Осенью 1989 года мне по возрасту нужно было идти на срочную службу в армию, а летом я устроился в Мехколонну №6 треста «Севзапэлектросетьстрой», где много лет работал мой отец.

 

Родом из Тосно

Отец Владимира Василий Василевский родился в Белоруссии. Трудился механизатором. В конце 60-х годов прошлого столетия, когда ленинградская Мехколонна №6 треста «Севзапэлектросетьстрой» возводила объекты на белорусской земле, как и многие его земляки, устроился в эту организацию. Кто-то потом уволился, а он остался. Работал и на буровой установке при возведении фундаментов, и на трелевочном тракторе при установке опор и при монтаже проводов.

– Получается, что я по стопам отца пошёл, – продолжает Владимир Васильевич. – С техникой, правда, мне из-за проблем со зрением подружиться не довелось, но все процессы электросетевого строительства знакомы мне не понаслышке. С мамой отец познакомился где-то на просторах Карелии. Она у меня из Архангельской области. В результате этой встречи в апреле 1971 года на свет появился я. Семье дали квартиру в городе Тосно, где находилась база Мехколонны №6. Позже, когда родилась моя сестра, мы получили трёхкомнатную жилплощадь. Золотое время было: предприятия тогда строили дома для своих работников! Нашему поколению, увы, в этом плане уже не так повезло – после перестройки с приходом рыночной экономики «квартирную тему» просто закрыли, как нерентабельную.

Детство, да и вся последующая жизнь связана у меня с Ленинградской областью. Был обычным мальчишкой. Все свободное время мы тогда во дворе проводили. Летом футбольный мяч гоняли, зимой в хоккей играли. В школе, скажем так, учился с переменным успехом. К примеру, по математике у нас с моим другом Сергеем Николаевичем Волоховичем (он тоже сейчас в ООО «ЛЭМ» работает бригадиром электролинейщиков) почти всегда «четверки» были, может поэтому и выросли технарями, а вот по тому же иностранному языку больше как-то «троечки». Хотя я кружок интернациональной дружбы какое-то время посещал и даже с девочкой из ГДР переписывался.

 

Военная специальность – гранатометчик

– Проходить срочную армейскую службу меня оправили в Чехословакию – в мотострелковой часть, базировавшуюся в городе Ческа-Тршебова. Полтора года там провел, а потом пришедший к власти Вацлав Гавел начал потихоньку выгонять из страны советские войска. Наша часть также попала под вывод. Последние полгода служил в Волгограде в военном городке Красные Казармы, рядом с Мамаевым курганом.

Впоследствии наслушался от друзей и знакомых очень много разных историй про армейскую службу – и картошку в нарядах чистили, и дома-дачи офицерам строили, и газоны красили, и еще всякой ерундой занимались. Могу с полной ответственностью заявить, что у меня была самая настоящая воинская служба, такая, какая она и должна быть – со стрельбами, учениями, полигонами, марш-бросками, нарядами.

Даже из гранатомета тогда изрядно пострелял. Два месяца был на курсах гранатометчиков. У меня и почетная грамота есть за это дело. Кстати, после демобилизации, когда пришел в военкомат, меня поставили на воинский учет именно как гранатометчика. «Мотострелков много, – сказали, – а такая военная специальность в дефиците.»

 

По стопам отца

– Приехал домой после армейской службы, – продолжает Владимир Васильевич. – На дворе конец 1991 года. Последние дни существования СССР. Что дальше, совершенно непонятно. Устроиться на работу – большая проблема. Куда ни придешь, везде: «Ждите звонка». Ладно, думаю, пойду-ка я снова в «Севзапэлектросетьстрой». Приехал в контору, но и там сначала был отказ. Тогда пошел на хитрость. Можно сказать, впервые изменил своему принципу – всего в жизни добиваться самостоятельно. Сейчас уже не помню как, но акцентировал внимания начальника отдела кадров на свою фамилию. «А не твой ли это отец у нас работает?» «Мой!» – говорю. Отец к тому моменту, продолжал работал на тракторе. Механизатором, как это говорят, был от Бога. Возиться с техникой с детства любил.

Таким образом, воспользовавшись заслугами отца, я в феврале 1992 года снова очутился в тресте «Севзапэлектросетьстрой». Взяли временно с испытательным сроком, но уже через два месяца перевели на постоянку.

Кстати, я, честно говоря, не собирался тогда посвящать жизнь электросетевому строительству. Хотел пересидеть тяжелые времена, да найти что-нибудь поинтереснее. Но, как видите, засосало это болото (улыбается). Одним из первых у меня был объект в Каменногорске, это под Выборгом недалеко от финской границы. Там, кстати, мы познакомились с Сергеем Николаевичем Тарасевичем, который потом долгое время возглавлял Мехколонну №6 треста «Севзапэлектросетьстрой», а сейчас руководит Санкт-Петербургским филиалом ООО «ЛЭМ». Тогда он был начальником строительного участка.

На работу меня брали газоэлектросварщиком, но по этой специальности я трудился недолго – года три, наверное. Когда не было сварочных работ, привлекали к сборке опор. И это была нормальная практика, бригады-то были комплексные, а платили сдельно. Потом неожиданно начальство предложило мне возглавить бригаду по сборке. Согласился. Быть сварщиком, если честно, мне не особо нравилось. Это, считаю, вечное одиночество. А я по натуре человек коллективный.

Освоился в новой должности достаточно быстро. От рабочих никогда и слова плохого не услышал, даже от всегда острых на язык умудренных опытом дядек. Да я и сам человек неконфликтный. Людям почему-то нравилось со мной работать. Как потом некоторые признавались, они были очень рады, когда попадали в мою бригаду.

 

Учеба длиною… в ночь

– Никогда не забуду, когда меня первый раз поставили на установку опоры. Случилось это в поселке Вещево под Выборгом, где мы восстанавливали высоковольтную линию электропередачи напряжением 330 кВ, которая шла в Финляндию. Времена тогда были «веселые», народ научился «добывать» цветные металлы – провода срезали километрами. ЛЭП, на которой мы работали, была практически закончена, но не подключена – так и стояла с проводами, но не была поставлена под напряжение. Естественно, нашлись люди, которые позарились на легкую добычу и попросту ее разграбили. Очень много опор упали и сломались. Мы были вызваны, чтобы привести объект в порядок. А пока ждали новые металлоконструкции, чтобы время не терять, было решено заполнять некоторые пострадавшие пролеты целыми опорами из числа ранее установленных. Их снимали (демонтировали) и переносили на новое место.

И вот, когда единственный на объекте бригадир, знавший толк в установке опор, уехал на учебу, на сессию, возникла срочная производственная необходимость положить «промку» (демонтировать промежуточную опору) весом 14,5 тонн, перенести ее в другое место и поставить. Начальство после некоторых раздумий выбрало меня, молодого и неопытного, руководить этим делом. Когда сказали, что от меня требуется, я пришел к инженерам со словами: «Вы что издеваетесь? Я ж ничего не знаю, никогда в этом процессе даже не участвовал!» Мой гнев восприняли совершенно спокойно, сунули мне в руки стопку книг и брошюр. «Иди – учи!» Всю ночь я штудировал эту научно-техническую литературу, а на утро вышел с гордо поднятой головой – вот какой теперь грамотный! И ведь всё получилось! Аккуратненько раскрутили (открепили опору от фундаментов), бережно положили опору на землю, разобрали ее на отдельные элементы (уголки), подготовили уголки для транспортировки и перевезли их к новому месту установки, собрали опору и без проблем установили её методом «падающей стрелы» на другой фундамент. И всем этим процессом руководил я! Был очень доволен собой, хотя внешне старался выглядеть спокойным.

Начальство восприняло мой, как мне тогда казалось, триумф, без особых эмоций: ну поставил и поставил. Бригадир по установке скоро вернулся с сессии, а моя бригада вернулась к привычному делу – сборке опор. Следующая установка случилась у меня примерно через год. А потом уже как-то чередовалось – то сборка, то установка. Сейчас уже весь процесс воспринимаешь как привычную, где-то даже монотонную работу. Поставил и забыл, перемещаешься к следующей опоре.

 

20 лет в тресте «Севзапэлектросетьстрой»

– В первые годы моей работы в тресте «Севзапэлектросетьстрой» мы в основном Ленинградскую область осваивали. Такая ситуация была мне по душе – не люблю далеко и надолго от дома уезжать. График был 10 рабочих дней, потом 4 выходных, в отдельных случаях – 20 на 10. Первая, как мне тогда казалось, дальняя командировка случилась в конце 90-х. Строили линии электропередачи в Вологодской области – посёлки Суда и Устюжна.

С отцом, кстати, мы на работе практически не пересекались, встречались только дома – если выходные дни совпадали. Он спокойно относился к тому, что я, по сути, пошел по его пути. Главное, что сын был при деле. Тогда ведь многие мои сверстники, не найдя работы, просто сидели дома на шее у родителей.

Ну а первая реально дальняя поездка произошла в моей карьере электромонтера-линейщика где-то в начале 2000-х годов. Отправили нас строить ВЛ 500 кВ в Амурской области. Здесь я впервые на себе почувствовал, что такое разница во времени. Раньше из своего часового пояса ни разу не выезжал, а здесь сразу «плюс 6». Два дня ходил по пикету никакой – в полусонном состоянии. Потом, естественно, привык. Базировались мы сначала в поселке Архара километров 200 за Благовещенском, потом в Облучье переехали. Больше полугода там работали. Моя бригада на этой линии собрала и установила и первую опору, и заключительную (недалеко от границы с Еврейским автономным округом). В обоих случаях все проходило в торжественной обстановке, с поздравлениями от начальства. Бригада у меня тогда большая была, восемь человек (сборка + установка), со многими из рабочих мы не один объект прошли, работали быстро и слаженно.

Что дальше? Да сейчас и не упомнишь. Все смешалось в голове в одну большую вахту. В Питере линию 330 кВ долго строили – места для привычной сборки опор в городе нет, приходилось собирать их методом наращивания. Потом, в 2008 году, нас отправили в Якутию, жили в Алдане, строили ВЛ 220 кВ. Там пришлось как-то работать при морозе в «минус 56» – это самая низкая температура, при которой я выходил на смену. Ничего – выдержали. Там, в Якутии, климат сухой и даже экстремальные морозы переносятся гораздо спокойнее, чем к примеру «-20» где-нибудь в центральной части страны.

Места командировок менялись, а процесс всегда один и тот же: сборка-установка, потом снова сборка-установка. Конвейер, короче. С перерывами на сон, да на обед. Если и была поначалу какая-то романтика, то после нескольких вахт она быстро улетучилась.

В тресте «Севзапэлектросетьстрой» в итоге я проработал практически до последних дней его существования. Когда на предприятии начались проблемы, многие специалисты ушли. Нам, оставшимся, приходилось заниматься всеми видами работ – и фундаменты сами ставили, и собирали опоры, и устанавливали их. Моими последними объектами в тресте стали подстанции Чесменская и Восточная в Санкт-Петербурге. Из треста «Севзапэлектросетьстрой» я уволился 1 ноября 2013 года. Около трех месяцев просто отдыхал, потом позвали в одну компанию поработать по профилю – электромонтером-линейщиком.

 

От Кингисеппа до Сибири

– В июле 2015 года узнал, что Санкт-Петербургский филиал ООО «ЛЭМ» начинает большие работы по реконструкции подстанции 330 кВ в Кингисеппе. Это всего-то 150 км от Тосно – два часа из дома на машине, и уже на объекте. Ну, думаю, грех не воспользоваться такой ситуацией. Поехал к директору филиала Сергею Николаевичу Тарасевичу попроситься на работу. Так начался новый этап моей работы в отрасли электросетевого строительства. В Кингисеппе стройка завершилась, попросили съездить в Усть-Донецкий на строительство ВЛ 500 кВ Ростовская АЭС – ПС Ростовская. Ладно, решил, прокачусь ещё разок на вахту… Ну и понеслось (смеется). Здесь в ООО «ЛЭМ», где более четкое разделение труда, я уже в основном только на установке опор работаю, сборкой занимаюсь только когда есть острая производственная необходимость – к примеру, догоняем мы сборщиков и нет ни одной готовой опоры для установки. Приходится помогать. Но это бывает крайне редко.

 

 

Ну а после берегов Дона стартовала у меня, как, впрочем, и у многих других работников ООО «ЛЭМ», сибирская эпопея. В начале 2018 года приехал в Усть-Илимск. Моя бригада установила здесь первую опору большого сибирского проекта, строительство высоковольтной линии электропередачи напряжением 500 кВ Усть-Илимская ГЭС – Усть-Кут №2. В этому году уже пять лет как мы устанавливаем опоры ЛЭП на севере Иркутской области. Масштабы просто космические! Строим уже третью высоковольтную линию электропередачи, прошли многие сотни километров, количество опор исчисляется в тысячах!

 

 

Цитата из информационных агентств по окончания строительства ВЛ Усть-Илимская ГЭС – Усть-Кут №2 протяженностью 295 км: «Трасса энерготранзита пересекает 29 рек, 6 ЛЭП, 16 автомагистралей и 4 ветки железной дороги. Линия состоит из 743 стальных решетчатых опор.»

 

 

Побывал в Иркутской области почти на всех строительных участках ООО «ЛЭМ»: Усть-Илимск, Новая Игирма, Рудногорск, Ручей, Кунерма, Магистральный, теперь вот на бамовской станции Звездная.

Особо привыкать к сибирским условиям не пришлось. Считаю, что, несмотря на всю свою суровость, морозы на севере Иркутской области переносятся проще, чем значительно более теплые зимы в Ленинградской области, из-за более низкой влажности. А уж с российскими югами даже сравнивать не хочу – в Краснодарском крае хорошо отдыхать поздней весной и ранней осенью, но жить там летом я бы никогда не согласился из-за жары и суховеев.

В перерывах между поездками в Иркутскую область была еще парочка вахт в Минусинске (Красноярский край), где мы устанавливали опоры при строительстве ВЛ 220 кВ Минусинская-опорная – Курагино. Потом в Крым ездили. Демонтировали около 30 опор действующей ЛЭП, а на их место ставили другие – усиленные. В Карелии на строительстве ВЛ 330 кВ Ондская ГЭС – ПС Петрозаводская работал.

 

 

Чем сложнее, тем интереснее

– Сколько опор ЛЭП может установить за одну рабочую смену ваша бригада?

–Ситуации разные бывают. Все зависит от рельефа местности и состояния почвы. В Звездном, к примеру, мы за смену по две опоры устанавливали. А, бывает, с одной опорой два-три дня приходится возиться.

Мне, кстати, чем сложнее установка, тем интереснее. А то конвейер просто надоедает – изо дня в день делаешь одно и то же, даже по ночам потом эта монотонная работа снится. Очень радуюсь, когда что-то нестандартное поручают.

 

– Один, как известно, в поле не воин. Как обстоит кадровый вопрос в пределах одной отдельно взятой бригады?

– Всегда стараюсь, чтобы с прежнего строительного участка со мной хотя бы один рабочий на новое место приехал. Нужно, чтобы кто-то понимал тебя с полуслова. А вот механизаторов почти всегда новых дают. Очень важно, когда кто-то из механизаторов имеет хоть какой-то опыт в деле установки опор ЛЭП. С новичками-трактористами очень непросто работать, объяснять им, что от них требуется. Сам же я не могу за рычагами сидеть, мне процессом установки опоры руководить надо. Согласитесь, когда нет стопроцентной уверенности в действиях водителей тяжелой техники, работать просто опасно. К счастью, сейчас ребята чаще всего толковые попадаются, быстро схватывают. Ну а от бестолковых в нашей среде принято сразу избавляться. Зачем судьбу испытывать, портить свои нервы и ломать имущество, которое немалых денег стоит.

 

 

 

– Вас назначили бригадиром, когда вы были еще совсем молодым человеком. Получается, что увидели у вас руководящую жилку. А никогда не хотелось учиться дальше, чтобы стать инженером?

– После армии еще были какие-то мысли, но постепенно в процессе работы они улетучились. Если честно, лень-матушка виновата. По молодости не хотелось одновременно и работать, и учиться, а потом посчитал, что уже поздно. У нас в 90-е годы очень многие ребята повышали свое образование, кто-то выбился в начальники. Ну мне, видимо, судьбой предназначено быть электромонтером-линейщиком и бригадиром.

 

– Много лет вы провели в разъездах, жили вдали от дома. Как-то можно привыкнуть к вахтовому режиму работы?

– Конечно, мне, как и любому нормальному человеку, не нравится такой образ жизни. Это, считаю, противоестественно для людской природы. Человек должен жить дома, а не скитаться по вахтовым посёлкам. Но таковы реалии в некоторых сферах нашей жизни. Те же ЛЭП во все времена строили в местах далеких от цивилизации. Так что, если есть желание заработать, то приходится мириться с некоторыми неудобствами.

 

– Есть какие-то планы на ближайшее будущее?

– Если вы о пенсии, то до нее пока далеко. Я сейчас менять ничего в своей жизни не собираюсь, да и поздно уже. В ООО «ЛЭМ» меня все устраивает: и знакомая до мелочей работа и грамотное начальство. Все стабильно. Свежий воздух опять же. Ну а то, что мошкара летом кусается, а зимой мороз под 50 градусов – это все издержки, которые рано или поздно заканчиваются.