Электросетевик широкого профиля

erid: 4CQwVszH9pUjpyiJ7Qk

В области строительства высоковольтных линий электропередачи практически не осталось специальностей, которые не примерил бы на себя этот человек. Экскаваторщик, тракторист, крановщик, линейщик… А с 2017 года Михаил Михайлович Ручьев занимает должность начальника строительного участка, которая считается самой сложной и ответственной в строительной компании

Первый раз за руль трактора Михаил Михайлович Ручьев сел еще будучи подростком: пока механизаторы из родного совхоза в Устьянском районе Архангельской области, в том числе и его старший брат, устраивали себе перекур во время разных сезонных работ, он с друзьями упрашивал взрослых дать им немножко прокатиться. Проехать на настоящем тракторе, сидя в кресле водителя, пусть даже и всего несколько сотен метров – это ж какое счастье для деревенского мальчишки! Дружили с техникой Мишка и его товарищи и в повседневной ребячьей жизни – сначала это были велосипеды, потом мопеды, а дальше и до мотоциклов добрались. Ну а если «железный конь» вдруг ломался, чинили его, конечно, сами. И совсем не удивительно, что сразу после получения аттестата о восьмилетнем школьном образовании наш герой отправился в ближайшее училище постигать секреты мастерства по специальности «тракторист-машинист широкого профиля». Уже на первом курсе, приехав домой во время посевной, он получил в совхозе свой первый новенький трактор – МТЗ-82. На нем и трудился потом и летом во время каникул, и на производственной практике в училище, которую обычно проводили в самый пик сельскохозяйственных работ. На срочной службе в армии он буквально до мелочей изучил матчасть МАЗ-543 «Ураган», самого востребованного в то время грузового автомобиля в ракетных войсках стратегического назначения. Сам управлялся с этой многотонной техникой и сослуживцев учил в качестве инструктора. Устроившись в апреле 1993 года (после демобилизации) на работу в Мехколонну № 88 строительного треста «Севзапэлектросетьстрой» Михаил Михайлович продолжил осваивать новые для себя виды техники. Работал практически на всех механизмах, которые так или иначе применяются в отрасли электросетевого строительства – на самых разных грузовиках, вездеходах, тракторах, экскаваторах, крановых установках, трубоукладчиках, а также на используемых для монтажа провода натяжной и тормозной машинах Tesmec. Список техники очень внушительный! Одновременно Михаил Михайлович успевал постигать и азы профессии электромонтера-линейщика, учась у своих коллег и проходя дополнительное обучение. Ну и в довершении ко всему сумел найти в своем плотном графике непростой вахтовой жизни время, чтобы получить высшее профильное образование. В электросетевой компании «Ленэлектромонтаж» (ООО «ЛЭМ») этот уникальный специалист трудится с мая 2015 года. Был принят в качестве механика, а с июня 2017 года переведен на должность начальника строительного участка. В настоящий момент Михаил Михайлович Ручьев возглавляет строительный участок, базирующийся в поселках Ния и Звездный на севере Иркутской области, где ООО «ЛЭМ» строит ВЛ 500 кВ Нижнеангарская – Усть-Кут №2.

 

Деревенское детство

– Родился в 1972 году в небольшой деревне Анциферовской в Устьянском районе Архангельской области, – начинает рассказ о себе Михаил Михайлович Ручьев. – Семья многодетная – четыре мальчика и три девочки. Родители работали в совхозе «Октябрьский»: мама – на ферме дояркой, папа – в строительной бригаде. Деревушка у нас небольшая была. Своей школы не было, с первого по третий класс ходили в соседнюю деревню Рыжковскую – примерно в полутора километрах. Потом, до 8 класса, ездили в деревню Чадрому, где находилась школа-интернат. Учились там пять дней в неделю, а на выходные – домой. Так что я, можно сказать, с ранних лет привычен на «вахте» жить (улыбается). Много нас там было – со всех окрестных деревень свозили школьников. Жили в общежитии. Две половинки – женская и мужская, а посередине бабушка-«комендант», которая с проводом от кипятильника в руках за порядком следила. Строгая была – не забалуешься.

От Чадромы до Анциферовской было около 10 километров, и мы иногда после уроков домой уходили. На следующий день, правда, приходилось вставать часов в пять утра, чтобы успеть в школу. Волки нас, бывало, сопровождали по дороге. Как-то раз я сам прогонял волка с поленом в руках. Медведи в лесу водились. Выходишь на полянку, а там медвежата играются – сразу спокойно задом уходишь, чтобы, не дай Бог, их мамка тебя не увидела. Были случаи, когда мы, мальчишки, приезжали на совхозное поле горох собирать, а рядом, где овес был посажен, мишки колосками лакомились. И снова – по-тихому к велосипедам и тягать оттуда.

Вообще жизнь деревенского подростка тогда была весьма насыщенна событиями. Тут тебе и походы за грибами и ягодами, и бесконечные купания в речке, и увлекательные игры на свежем воздухе большой компанией – та же лапта, к примеру. Ну и всегда ты на собственном транспорте – сначала на велосипеде, потом на мопеде, мотоцикле. И на лошадях катались. А банька по-черному на берегу реки Устьи, когда из парилки сразу в воду ныряешь – это уж точно не забудешь никогда!

Естественно, и о помощи родителям по хозяйству не забывали. У нас всегда какая-то живность была – коровы, телята, поросята, куры. Всех напоить, накормить надо, ну и воды в огород натаскать. Маме на ферме в выходные помогали, чтобы она пораньше домой пришла и нам пирожки, да шаньги напекла. В совхозе иногда подрабатывали, даже какие-то денежки получали. На перевеске телят, к примеру. Их нужно было каждый месяц взвешивать, вот мы и отгоняли коров, чтобы забрать детенышей на процедуру. Получали за это, насколько помню, от 3 до 7 рублей за месяц. Для деревенского подростка – целое состояние!

Ну а в 7-8 классе уже работали на тракторах в совхозе. Конечно, нелегально. Идешь со старшими в поле, они устанут, идут поспать в кусты, а ты ездишь –– и им хорошо, и нам. На КИРах (косилка-измельчитель роторная) корм для скота косили, залезешь в телегу и раскидываешь сено по углам, чтобы больше влезло. А потом уговоришь тракториста, и сам уже косишь. В полях мы тогда готовы были дневать и ночевать. И ведь никто нас не заставлял, нам просто было интересно. Так что к труду я с детства приучен.

 

Тракторист, как профессия мечты

Первая запись в трудовой книжке Михаила Михайловича Ручьева датирована 17 июля 1987 года. Ее владельцу на тот момент, получается, было всего 15 лет (!). Первая запись: «Совхоз «Октябрьский». Принят на работу в бр. Рыжково рабочим». Через полтора месяца следующая запись: «Направлен в СПТУ-34 в с. Шангалы по специальности тракторист» (СПТУ – среднее профессионально-техническое училище).

– Была еще мысль поступать в сельскохозяйственный техникум в городе Вельске на механика, – продолжает Михаил Михайлович. – Однако решил остаться поближе к дому – он нашей деревни до поселка Шангалы всего-то 30 км. К тому же специальность, на которую поступил, меня полностью устраивала. «Тракторист-машинист широкого профиля с умением выполнять работы слесаря-ремонтника и водителя транспортных средств» – не профессия, а мечта!

Мое рвение к технике быстро оценили в родном совхозе. Еще на первом курсе учился, а за мной уже закрепили новенький колесный трактор МТЗ-82 «Беларус» производства Минского тракторного завода. Я на этом тракторе потом и летом работал на каникулах, и во время всех производственных практик. Впрочем, и на более тяжелой технике приходилось в поля выходить. На гусеничном тракторе ДТ-75 производства Волгоградского тракторного завода пахали в две смены. Помню, белые ночи в Архангельской области, фары практически не включали, на зорьке землю плугом переворачиваешь, а оттуда пар идет. Как в сказке!

 


Колесный трактор МТЗ-82

 


Гусеничный трактор ДТ-75

 

После окончания СПТУ-34 летом 1990 года снова устроился в совхоз «Октябрьский», теперь уже по специальности – трактористом 3 класса. Тогда же меня и еще несколько ребят включили по армейскому призыву в состав афганской, как мы ее называли, команды. Мы работали в совхозе, у нас была бронь, никуда нельзя было уезжать. До декабря так сидели «на чемоданах», а потом уже сами пошли в военкомат. «Долго, – говорим, – нам здесь ждать. Наши ровесники, скоро возвращаться из армии будут, а мы все тут.»

 

Спец по «Ураганам»

– Афганскую команду в итоге расформировали и нас разбросали по разным частям, никто вместе не попал. Меня отправили на Украину в город Котовск. Одесский военный округ, учебная часть Ракетных войск стратегического назначения. Учили матчасть и правила вождения специального автотранспорта. Я был отличником, всю технику можно сказать наизусть знал – даже сейчас могу многое рассказать и показать, если будет нужно. Хотели меня оставить в БОУП (батальоне обеспечения учебного процесса), но из-за одного неприятного инцидента весь наш выпуск в полном составе на день раньше срока в Казахстан по распределению отправили. Обычное дело – просто весело отметили окончание учебки и попались. Я в этом «банкете» практически не участвовал, но кто там будет разбираться. Может и хорошо, что так случилось – в 1991 году Советский Союз окончательно развалился и, как нам потом рассказывали, из Украины ребята уезжали с большими проблемами.

Мы же на третьих полках плацкартного вагона отправились в боевую ракетную часть, находящуюся в степях Северного Казахстана. В город Державинск. Там поспокойнее было. Вернее сказать, было совсем спокойно. Ближайший аэропорт в Аркалыке в 103 километрах, ближайшая железнодорожная станция Есиль в 115 километрах. Как у нас говорили: «Налево – сто, направо – сто, один тушканчик – вот и всё».

Дальнейшая служба у меня проходила во взводе связи Управления воинской части. Был водителем полноприводного четырехосного тяжелого грузового автомобиля МАЗ-543 «Ураган» производства Минского автомобильного завода, который был предназначен для управления воинской частью и мог использоваться в качестве штабной, гостиницы, столовой или дизельной электростанции. Сейчас кто-то называет этот большегрузный автомобиль легендой Советских вооруженных сил. Я эту «легенду» изучил за время службы буквально до винтика. Как-то раз даже двигатель с одной машины на другую переставил. Был на хорошем счету у командования. Проводил для личного состава лекции по обслуживанию автотехники, инструктировал молодых по вождению МАЗов. Меня на должность прапорщика ставили, командовал сержантами, но при этом оставался рядовым. Так и уволился с чистыми погонами, а, стало быть, и с чистой совестью, как тогда шутили.

 


Грузовые автомобили МАЗ-543

 

 

Мехколонна в Архангельске

Демобилизовавшись, Михаил Михайлович Ручьев устроился было в свой родной совхоз, который к тому времени был уже преобразован в Товарищество «Рыжковское». Восстановил свой трактор МТЗ-82 и три месяца возил на нем корма на ферму. Потом в деревню на побывку приехал старший брат Михаила, который к тому моменту жил в Архангельске и работал в Мехколонне №88 треста «Севзаэлектросетьстрой». Родственник предложил поехать с ним.

– Дома особо делать было нечего, зарплаты в Товариществе не большие, – вспоминает Михаил Михайлович. – Я решил уехать с братом. В Архангельске прошел медкомиссию и устроился в Мехколонну №88. Взяли меня экскаваторщиком. Я, конечно, на такой технике никогда не работал. Но по большому счету, там ничего сложного то и нет. У нас в совхозе погрузчик фронтальный был, я на нем немножко пробовал грузить. Так принцип почти такой же как на экскаваторе – те же два джойстика управления. Экскаваторщиком, впрочем, я трудился совсем немного. Сказали, что теперь им срочно нужен человек на гусеничный трелевочный трактор ТТ-4 производства Алтайского тракторного завода. А я его и в глаза не видел! Отправили на вахту под Няндомой Архангельской области, стажироваться. Отработал. После отдыха прихожу в контору, а мне с ходу: «Надобность в трелевщике отпала. Бульдозер сможешь завести?» У старших товарищей спросил только, как там рычагами ворочать – никаких же учебников и картинок не было. Мне сказали примерно так: «Эту передачу так, эту так, а здесь как на «Жигулях» …» Этого хватило, чтобы загнать железную махину на трал, и уже на следующий день я ехал на вахту в Плесецк, где строили линию электропередачи напряжением 110 кВ, в качестве бульдозериста. Там чуток постажировался и начал уже самостоятельно работать.

Но и на этом чехарда с моими пересадками с одной техники на другую не закончилась. Сразу после очередных отгулов меня отправили на участок в Сольвычегодск на трубоукладчик на базе гусеничного трактор Т-70 производства Кишиневского тракторного завода. На нем я поставил свою первую опору. Это была переходная опора через реку Вычегда высотой 98 метров, с банкеткой в два метра. Сначала помогал ее собирать, а потом на трубоукладчике её ставил. Опора устанавливалась поворотом при помощи падающей стрелы большой грузоподъемности. Сама падающая стрела была настолько большой, что для ее установки в вертикальное положение также использовалась падающая стрела. В связи с тем, что при установке опоры использовалась сложная система тросов и монтажных блоков, тяговый трос был настолько длинным, что я на своем тракторе уехал почти на полтора километра от места установки, все команды получал по рации.

Вы думаете на этом история, благодаря которой я за короткий период овладел навыками работы сразу на нескольких видах разноплановой техники, завершилась? А вот и нет. Не успел я еще как следует привыкнуть к трубоукладчику, как меня снова отправили на учебу. На сей раз пришлось «знакомиться» с краном-установщиком железобетонных опор КВЛ-12Б. Такая техника, насколько я знаю, применялась в те годы только в тресте «Севзапэлектросетьстрой». Это бандура на болотном гусеничном ходу, собственный вес которой 30 тонн, а поднимает она 12 тонн. Вылет лап – 12-14 метров. С её помощью устанавливали железобетонные круглые опоры СК-22 и СК-26. Не нужно было никаких кранов и другой дополнительной техники. Подъезжает эта «каракатица» к лежащей опоре, фиксирует её, затем специальным механизмом переводит в вертикальное положение, поднимает и перетаскивает на нужное место. Далее опору опускают в сделанное буровой установкой отверстие в земле. Такой вот нехитрый принцип работы.

 


Кран-установщик железобетонных опор КВЛ-12Б

 

Кстати, никто не хотел идти на КВЛ-12Б. Говорили, что если на него залезешь, то уже никогда не слезешь. Очень уж специфичная техника, да и специалистов, умеющих с ней управляться, раз, два и обчелся. В итоге я проработал на КВЛ-12Б почти три года. После учебы отправили вновь в Плесецк, где строили ВЛ 35 кВ в габаритах 110 кВ, потом в Савинск – на 110-ку.

«Соскочить» с КВЛ-12Б удалось только благодаря тому, что в тресте «Севзапэлектросетьстрой» начали развивать направление монтажа ВОЛС (оптико-волоконных линий связи) и нужны были молодые, но уже достаточно опытные специалисты. Набрали группу работников и отправили их учиться на операторов натяжных и тормозных раскаточных механизмов, которые производились итальянской компанией Tesmec.

Следующие два года работал на оптике в Сибири. Правда, с одним вынужденным перерывом – попал в аварию. На нашей «Газели» разорвало переднюю тягу, автомобиль развернуло, и он ушел под откос метров на сто. В Бурятии дело было. Все, к счастью, остались живы. У водителя несколько ребер было поломано, у одного из пассажиров ребро наружу торчало, а у меня позвоночник в двух местах оказался поврежден. Год потом в корсете ходил, восстановительный центр в Архангельске посещал. Впрочем, через полгода, когда раны немного зажили, я в этом самом корсете вновь отправился на вахту, на Байкал, прокладывать оптико-волоконную линию. Чего дома-то сидеть? К тому же дома как такового в то время еще и не было – жил в комнате в общежитии.

В основном работал на натяжной машинке, иногда на тормозной. По большой технике не скучал особо, к тому же всегда была возможность на время подменить местных механизаторов на той же трелевке или другом тракторе.

Во время нашей сибирской эпопеи мы так наловчились с этим оптико-волоконным кабелем работать, что любой иностранец, из числа наших прежних учителей, позавидовал бы. Помню, как-то раскатывали «паровозиком» сразу три барабана в 1998 году. Заезда к пикетам не было и нам пришлось сразу одним разом 15-километровый отрезок тянуть. Цепляли барабан за барабаном, через вертлюги соединяли, а потом на гусеничных вездеходах ГТ-Т и МТ-ЛБ делали протяжку, далее визировали. Раскатывали впоследствии и по две длины, но в основном, конечно, как и положено по инструкции, по одному барабану за раз тянули.

 

От финской границы до Дальнего Востока

– На третий сезон оптико-волокна я не поехал, – продолжает Михаил Михайлович. – Перешел на работу в питерскую Мехколонну №6 треста «Севзапэлектросетьстрой» и уехал на восстановление высоковольтной линии электропередачи в Гатчину, потом в Сланцы – на строительство ВЛ 330 кВ. Там в основном монтажом проводом занимались. Я на трелевочном тракторе ТТ-4 на монтаже работал – и на посадке, и на протяжке, и на подвеске. Потом перебазировались на строительство ВЛ 330 кВ Санкт-Петербург – Выборг, базировались в Перово, Вещево и самом Выборге. В 2000 году меня перевели в Приморский и там я уже больше на ГТТ (гусеничный тракторный тягач) трудился, тоже на монтаже провода.

 


Трелевочный трактор ТТ-4

 

Через год Мехколонна №6 зашла на строительство высоковольтной линии электропередачи напряжением 400 кВ в габаритах 330 кВ до границы с Финляндией, которая называлась «Скандинавия». В рамках этого проекта я получил еще одну специальность – крановщика гусеничного и автомобильного крана. Все по серьезному, три месяца посещали занятия в учебном центре в Санкт-Петербурге. Потом получили новые 20-тонные краны «Юргинец» на гусеничном ходу и на вахту. Занимались сборкой и установкой опор, монтажом фундаментов.

 


Самоходный кран «Юргинец»

 

Затем было ещё строительство ВЛ 750 кВ Калининская АЭС (Удомля) – Череповецкая, а в 2003 году меня забросили аж на Дальний Восток. А я только-только женился, квартиру купил в Костроме, пополнения в семье ждали (сын в 2004-м родился). Но «Партия» сказала: «Надо!», «Комсомол» ответил: “Есть!” Под Благовещенском ВЛ 110 кВ строили. Я там практически на всем, что движется, работал: на кранах всех модификаций – гусеничном, ползучем, автомобильном, на «шаланде» (машина-тягач с длинным полуприцепом) на базе «Урала», на тракторах. А в итоге получил зарплату, как мне показалось, очень маленькую, и после отгулов отказался ехать в Амурскую область. Узнал, что в Костромской области собираются оптико-волоконный кабель тянуть, попросился туда. Начальство вошло в положение – все-таки сын у меня только родился, а здесь работа совсем недалеко от дома. Сначала в Череповце (Вологодская обл.), потом в Буе и Мантурово (Костромская обл.).

Далее была еще одна поездка на Дальний Восток: Архара (Амурская обл.) и Облучье (Еврейский автономный округ). На тракторном кране работал.

А в 2008 году пришел в трест «Севзапэлектросетьстрой» немецкий красавец – 80-тонный автокран Grove («Гровик»). Я на него отучился, получил 8-й (высший) разряд автокрановщика, и следующие пять лет работал на этом немце в основном в Санкт-Петербурге. Мы тогда кабельные линии 330 кВ по Софийской улице тянули. Чесменская, Южная, Восточная, Центральная подстанции – все это проезжено мною на «Гровике». Барабаны под 30 тонн ставили, опоры методом наращивания устанавливали, «плюс 14» анкера. У меня как раз стрелы автокрана хватало – основная 51 метр. Помимо этого я еще прокатился во Фролово (Волгоградская обл.), где помог собрать переходные опоры через Дон.

 


80-тонный автокран Grove («Гровик»)

 

Отличная техника, весь в габарите, можно было без сопровождения ездить куда угодно. Только по весу тяжеловат (48 тонн) – приходилось оформлять документы. По трассе идет 80 километров в час, может, наверное, и больше, но дальше идет отсечка. Впрочем, свои изъяны у «немца» тоже нашлись.

Я в первый год изучил «Гровик» досконально, с мультиметром всю электрику облазил, знал, где и какое должно быть напряжение. Он мне все мозги вынес своими ошибками. Дело в том, что он шёл к нам морским путем, и морская вода попала в проводку, кругом окисления, а это ведь недоход напряжения до нужных контактов. Плюс у него не очень удачно было сделано лобовое стекло – когда оно потело, то вода стекала прямо на контакты. Клеил пленку на герметик, загибал ее так, чтобы вода мимо бежала. В общем, пришлось с этим немецким товарищем повозиться, пока он у меня как следует заработал. Дальше нормально функционировал. На нем я трудился до тех пор, пока трест «Севзапэлектросетьстрой» окончательно не развалился. Просто людям перестали платить зарплату, а семью-то кормить нужно – у меня к тому времени уже двое детей было.

Уволился из треста «Севзапэлектросетьстрой» в июле 2013 года. Причем, когда заявление об уходе подписывал, мне уже были куплены билеты на вахту в другой организации – ООО «Велесстрой». Трудовую получил, заехал на денёк домой и отправился в район Крайнего Севера, в Новый Уренгой. Взяли крановщиком, хотя у меня уже тогда был диплом об окончании высшего учебного заведения. Но я сам не хотел сразу механиком становиться, нужно было осмотреться, понять что да как. Но в «Велесстрое» в итоге задержался ненадолго, и трех месяцев не проработал – во многом из-за действий не очень хорошего, назовем это так, механика, практически все механизаторы, приехавшие вместе со мной, уволились после первой же вахты.

 

Диплом вуза – на всякий случай

– Никогда даже и не думал, чтобы пойти в начальники. Меня в моей работе механизатора-крановщика-водителя, в общем-то, все устраивало. Но в 2006 году, в возрасте 34 лет, подал документы в технологический университет в Костроме на механика. На всякий случай, как тогда думал, – диплом о высшем образовании ведь лишним не будет. Год отучился – не понравилось. Перевелся на энергетический факультет в Костромскую государственную сельхозакадемию. На учебу тогда спокойно отпускали, даже оплачивали это дело. Весенняя сессия, осенняя сессия, а летом ещё и отпуск. Красота! На кране, когда уезжал, меня напарник подменял. В итоге в 2013 году я стал дипломированным специалистом. Но менять свою привычную работу на технике на работу с бумажками я и не собирался.

 

В должности механика

– После «Велесстроя» созвонился с Сергеем Николаевичем Тарасевичем, руководителем ООО «Мехколонна №6». Он мне говорит: «Давай к нам! На кран механиком. Как это?» Предложил поехать в должности механика в город Усинск (Республика Коми), где у них автокран «Ульяновец», 20-тонник, на базе «Урала» невыездной стоял. Чисто по базе – несколько метров сюда, несколько туда – катался, использовался, как крановая установка. Я кран посмотрел, потом попросил, чтобы мне опытного механика прислали, который бы помог мне с документооборотом разобраться. Пока приехавший специалист помогал мне с оформлением документов на автокран, я краном плотненько занялся и через две недели он у меня побежал. Поработал еще на нем немного: на сборке, на монтаже, на погрузке-разгрузке.

Следующим моим заданием было закрытие строительной базы во Владимире. Выполнение работ там закончили, и нужно было оставшуюся технику подготовить к перебазировке. Специалистов уже не было, и пришлось в должности механика заниматься одновременно и ремонтом, и отгрузкой экскаваторов, тракторов и другой техники. Ну а по-настоящему свою деятельность в роли механика я начал в городе Сальске (Ростовская обл.). Словно на амбразуру меня кинули. Приехал на участок, ничего не знаю: где магазины запчастей, какие договора нужно заключать? Но постепенно разобрался. Здесь, кстати, обнаружилось, что, так как у меня энергетическое образование, механиком работать я не имею права. Прошел обучение в Ростове на контролера- механика и диспетчера-механика. Ещё два диплома, две профессии. В Сальске в 2014 году встретил очередной развал – теперь уже ООО «Мехколонна №6».

Пару вахт поработал в роли сервисного механика в одной конторе в Питере, а в мае 2015 года Сергей Николаевич Тарасевич позвал меня на работу в Санкт-Петербургский филиал ООО «ЛЭМ» механиком. Первая поездка в Тамань, Краснодарский край на строительство энергомоста в Крым. Там на строительном участке никого на должности механика ещё не было, с нуля начинал. Постепенно отстроил процесс управления техникой на строительном участке. Разобрался с технической документацией, подписывал и выдавал путевые листы, разрешения на негабаритную технику оформлял, плюс принимал на работу водителей, трактористов и прочих технарей, проводил собеседования. Пока диспетчеров не было, я еще и графики работы сам составлял. Кроме того несколько раз в неделю всю технику, работающую на строительном участке, с проверкой объезжал. В общем, работы много было. В Тамани закончили, уехал в Волгодонск, потом в Шахты. Каждый раз приходилось открывать участок, заключать договора, принимать работников, отлаживать отношения с поставщиками… Иногда, честно скажу, хотелось бросить всю эту тягомотину и уйти опять в крановщики или трактористы. Однажды вскипел. Написал заявление об увольнении.

Ушел в ООО «Заполярпромгражданстрой» машинистом автомобильного крана. Обещали дать Liebherr, но оказалось, что у того сгоревший компьютер, сел на 27-тонный Terex. Отработал в Новом Уренгое два месяца. Приехал на отдых, а тут мне снова позвонили из ООО «ЛЭМ», предложили вернуться. Вернулся – сначала на должность прораба (производителя работ), а спустя полгода назначили начальником строительного участка на ВЛ 500 кВ Ростовская АЭС – ПС Ростовская. Мне не очень хотелось идти на эту должность, но решил попробовать. И вот уже шесть лет работаю начальником строительного участка.

 

Сибирские участки

В январе 2018 года Михаил Михайлович Ручьев впервые приехал на север Иркутской области в город Усть-Илимск на строительство высоковольтной линии электропередачи 220 кВ в габаритах 500 кВ Усть-Илимская ГЭС – Усть-Кут. С тех пор буквально прописался в этих краях, открыл здесь несколько строительных участков, под его руководством установлены тысячи опор и смонтированы сотни километров проводов.

– Приехал в Усть-Илимск на базу, – вспоминает Михаил Михайлович. – На улице мороз не слабый. Смотрю бульдозер стоит на трале. Я механиков позвал. «Что за дела?» – спрашиваю. «Замерз.» – говорят. Видимо, они решили весны дождаться. Пошел, купил в магазине зарядное устройство, завели мы эту технику, согнали с трала. Ну а я поехал участок в Новой Игирме открывать. Познакомился там с местными, с администрацией сразу установили контакт. Сначала в Игирме открыли участок, потом в Рудногорске еще один, третий – в Коршунихе. Наладили связи с местными предприятиями. К примеру, у ООО «Трансрегион» технику арендуем – за все годы ни одного замечания. Чтобы решить вопрос одного звонка хватает. Получается они помогают нам, а мы – им.

Позже довелось еще открывать строительные участки в рабочих поселках Звездный и Ния – это уже при строительстве ВЛ 500 кВ Нижнеангарская – Усть-Кут. Сразу стало ясно, что легко здесь не будет. Рельеф очень непростой. Места действительно трудные – болот много, горных участков. Однажды полтора месяца стояли на одном фундаменте – два бульдозера Shantui своими клыками камень грызли, шишку со скалы срывали.

А в Улькане, куда нас перебрасывали на усиление прошлым летом, мы заливали два монолитных фундамента высотой четыре метра. Это был переход через реку Киренгу. Главная сложность была в том, что всю конструкцию нужно было возвести ниже русла реки. Сделали опалубку из блоков, чтобы вода не попадала, и, кроме того, откачка воды помпами шла круглосуточно. Банкетки там были высотой три метра – на эту высоту приходилось поднимать подготовленные к установке опоры. Много отсыпки там делали из привозного грунта, щебня, камня. Лежневые дороги строили.

Сейчас вот недалеко от Звездного методом наращивания монтируем переходную опору через реку Лену, высота ее – 88 метров. Стоит на монолитном фундаменте высотой 4 метра. В теплое время года наши специалисты, которые уже не одну такую конструкцию собрали, никаких особых проблем не испытывают. Разве что мошкара замучила.

 


Монтаж второй переходной опоры ПП500-1/76у через реку Лена

 

А представьте, что точно такую же опору мы в январе 2022 года устанавливали. Она в нескольких десятках метрах от ныне строящейся красуется. Морозы ниже минус 40, ветра, снег. Железная техника заводилась с большими проблемами. А каково монтажникам было на высоте почти 90 метров над землей, где от ветра и мороза спрятаться просто некуда? Ничего справились – стоит красавица, радует глаз. А скоро рядом и подружка-близняшка появится.

 

 

Когда в сибирской эпопее случился перерыв, нас в 2020 году всем строительным участком отправили в Карелию, на возведение ВЛ 330 кВ Ондская ГЭС – Петрозаводская. Как обычно, мне достался один из самых сложных отрезков – в Чебино. Работали порой в три смены. Здесь и болота «осушали» (воду убирали всеми возможными способами), и камень бурили для возведения скальных фундаментов, и монолиты заливали.

Через год вернулись в Сибирь. Теперь вот ударными темпами строим вторую очередь высоковольтной линии электропередачи 500 кВ Нижнеангарская – Усть-Кут. Сейчас, конечно, попроще – какая никакая инфраструктура уже отлажена, строительная техника завезена.

 

Комната отдыха для вахтовиков

– Одна из главных бед вахтовой жизни – это практически полное отсутствие досуга. Рабочим после трудовой смены просто нечем заняться. Что-то возможно изменить в этом плане на отдельно взятом строительном участке?

– Есть такая проблема. Если бытовые условия мы изначально стараемся создать на хорошем уровне – столовая, душ, стиральная комната, туалеты, то до организации отдыха действительно все как-то руки не доходят. Люди сами что-то придумывают: кто-то на рыбалку ходит, кто-то в лес по грибы, ягоды, в Карелии, помню, в настольный теннис играли, в «качалку» ходили (жили на бывшей базе отдыха). Основное же развлечение – это, конечно, смартфон да планшет. И хорошо, если интернет хороший. А если, как в Звездном, мировая сеть очень слабо ловится?

У меня давно есть мечта – обустроить на территории строительного городка что-то вроде, как я это называю, Ленинской комнаты (улыбается). Думаю, скоро реализую ее в Звездном. В одном из больших модулей поставим диванчики, оборудование для настольного тенниса закупим, ну или бильярд, один угол можно любителям тягать гири да гантели отдать. Книги, большой телевизор, интернет… Ну чтобы работникам было, где собраться, пообщаться, хоть как-то развлечься.

 

– В этом году, получается, исполнилось ровно 30 лет, как вы скитаетесь по регионам нашей большой страны с одного объекта на другой. Как семья относится к такому образу вашей жизни?

– С пониманием. Как к работе, которая обеспечивает благосостояние семьи. Мы с супругой познакомились, когда я уже лет десять как по вахтам катался. Познакомились, кстати, в городе невест – в Иваново. У меня там сестренка жила, и я приезжал к ней в гости. Моя будущая жена Ольга как раз закончила институт физики и поступала в аспирантуру в Москву. Какое-то время так и жили: она – в столице, я – на вахтах, да в общежитие в Архангельске. В 2003 году поженились, купил квартиру в Костроме (так жене захотелось) и уехал на Дальний Восток. В 2004-м сын родился, Александр, в 2010-м – дочь София.

Сын уже школу закончил, сейчас учится в Мурманском арктическом университете на судоводителя. Хочет большие корабли в Арктику водить. Сейчас практику проходит в Калининграде на знаменитом паруснике «Седов». Можно сказать, занимается реализацией детской мечты. Он у меня с 6 лет в Клубе юного моряка занимался: в походы ходили, на шлюпках в Соловках, в Артек ездил. В школе, кстати, не важно учился, преподаватели все время жаловались, а здесь, в университете, отличник – одни пятерки. Вот что значит, человек свое место нашёл. Дочка серьезно художественной гимнастикой занимается – собирается норматив кандидата в мастера спорта выполнить.