Мы уже вступили в цифровую эпоху

Глава минцифры Игорь Рыморенко об эффективности госпабликов и искусственном интеллекте

Население Иркутской области и России в целом живет в новой цифровой реальности. Практически у каждого ведомства и организации есть свой верифицированный аккаунт в социальной сети, откуда можно черпать проверенную и актуальную информацию. Не выходя из-за компьютера, можно сообщить о яме на дороге или отсутствии лампочки в подъезде. Какие еще возможности жителям региона дают госпаблики и платформа обратной связи, нашей газете рассказал министр цифрового развития и связи Иркутской области Игорь Рыморенко.

 

– Игорь Александрович, что такое госпаблики и для чего они нужны? В чем удобство данного инструмента для жителей региона?

– В соответствии с изменениями, вступившими в силу с 1 декабря 2022 года, органы государственной власти, местного самоуправления и подведомственные организации Иркутской области должны иметь официальные страницы в социальных сетях и размещать там информацию о своей деятельности. Перечень соцсетей определен распоряжением правительства РФ от 2 сентября 2022 года, это «ВКонтакте» и «Одноклассники».

Иначе говоря, госпаблики – официальные страницы организаций в соцсетях. Все они прошли верификацию или проверку через Госуслуги. Там публикуется только проверенная информация, что позволяет бороться с фейками. Вы знаете, как их сейчас много в сети интернет. На сегодняшний день в Иркутской области свои страницы имеет порядка 93% министерств, ведомств и учреждений из 4700. Главная задача современных госпабликов – не дублировать официальные сайты, а обеспечить обратную связь с населением.

Сейчас пользователи все активнее заходят именно в соцсети, а сайты являются скорее статичным источником данных, где размещается фундаментальная информация – история создания, режим работы, кадровый состав и так далее. Органы власти понимают эти тенденции и стараются идти в ногу со временем, максимально присутствуя в соцсетях.

 

– Как госпаблики обеспечивают связь между властью, организациями и населением?

– Органы власти и подведомственные учреждения размещают на своих страницах «ВКонтакте» виджеты «Сообщить о проблеме» и «Высказать мнение». Нажав на один из виджетов, пользователь попадает на платформу обратной связи, где может оперативно сообщить о сложившейся проблеме. На данный момент виджеты «Сообщить о проблеме» и «Высказать мнение» разместили все органы госвласти и 80% организаций Приангарья.

 

– С какими проблемами можно обратиться через платформу обратной связи? Пожалуйста, приведите примеры.

– На платформе обратной связи несколько десятков виджетов, начиная от благоустройства, медицины, образования, заканчивая вопросами защиты трудовых прав, опеки и так далее. Если говорить о примерах, то приведу два из сотен тысяч. Жители одной из улиц Ангарска сообщили об открытом люке. Через госпаблик был получен ответ о том, что сообщение было направлено специалистам комитета ЖКХ администрации Ангарского городского округа. Спустя некоторое время был опубликован фотоотчет о том, как подрядная организаций провела ремонтные работы. Люк закрыт, вопрос оперативно решился.

Еще один пример – жители Ангарского округа пожаловались на неудовлетворительное состояние дороги к одному из поселков: «Там только на танке проехать можно». Через некоторое время администрация округа разместила ответ: «Проведены работы по подсыпке и грейдированию подъезда к населенному пункту». Приложены фотографии: в процессе работ и после.

 

– Какова статистика по числу обращений? Насколько жители региона активно пользуются этим инструментом?

– Еженедельно поступает от 1500 до 1700 сообщений. Динамика положительная, по сравнению с прошлым годом еженедельное количество увеличилось почти на 1 тыс. сообщений. Население понимает, что это рабочий инструмент, и очень активно им пользуется.

Мне самому не довелось воспользоваться платформой обратной связи, я только тестировал ее. Но мои знакомые, которым я рассказал об этих возможностях, были удивлены тем, как быстро отреагировали на их обращения. Если подавать обращение в обычном порядке, то по закону ответ должен быть дан в течение 30 дней, через форму обратной связи максимальный срок ответа составляет 10 дней. Это очень быстро.

Я думаю, что с каждым годом число тех, кто будет пользоваться платформой обратной связи, будет увеличиваться. Раньше населению не хватало инструмента для того, чтобы оперативно проинформировать власти о наличии той или иной проблемы. Теперь этот инструмент появился. Он удобный – не нужно выходить из дома, очень оперативный и эффективный потому, что обращение попадает напрямую в ведомство, которое ответственно за решение этого вопроса.

 

– Какие сферы являются лидером по числу обращений?

– В первом полугодии 2023 года это вопросы по благоустройству: дороги, дворы, территории общего пользования, вывоз мусора.

 

– Предлагаю поговорить о самих госпабликах. Насколько представители органов власти и учреждений готовы вести собственные соцсети, наполнять их интересным контентом? Видите ли вы проблемы в этой сфере?

– Органы власти стараются вести госпаблики, и некоторые делают это весьма успешно и интересно. Конечно, не последнюю роль играет тематика государственного органа, допустим службе по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Иркутской области не так легко рассказывать о событиях в своей сфере, как, например, министерству спорта Иркутской области или министерству по молодежной политике.

Важно и то, как ведется госпаблик: чтобы размещаемая там информация была интересна широкому кругу читателей, важно удерживать внимание аудитории. Есть методики и рекомендации, которые позволяют создать интересный контент. Мы учим, помогаем, проводим индивидуальную работу.

Большим подспорьем станет и контент-центр, который создается на базе медиацентра «Приангарье», где профессионалы в этой сфере будут наполнять соцсети организаций интересными сообщениями. Уверен, что его работа позволит привлечь новых подписчиков.

 

– Игорь Александрович, какие планы у министерства цифрового развития и связи Иркутской области в сфере госпабликов на 2023 год, на краткосрочную и среднесрочную перспективу?

– Госпаблики уже стали региональным брендом, который позволяет выстроить открытый диалог органов власти с жителями Иркутской области. В планах – усилить работу в этом направлении, помочь региональным и муниципальным органам власти создавать качественный и интересный контент, быть полезными жителям нашего региона.

Перспективное направление – использование для ведения госпабликов искусственного интеллекта, когда жители обращаются не с конкретной проблемой, а с вопросом. Возможности искусственного интеллекта вполне позволяют сгенерировать ответ. Это позволит не отвлекать сотрудников от решения действительно важных проблем.