Хубсугул: пятьдесят оттенков желтого

В Монголии состоялся турнир по подледному лову среди СМИ Press-Fish-2023

Теперь уже прошедший турнир по зимней рыбалке в Монголии журналистская братия ждала, как в старой русской поговорке, три года. В шестой по счету раз собрались на льду Хубсугула представители средств массовой информации и те, кого принято называть смежниками – рекламные агенты, редакционные водители и так далее. На самом деле любители зимней ловли должны были скрестить удочки девятый раз, увы, три турнира вычеркнула пандемия. Команда «Краснявчики», в которую вошли представители газеты «Областная», выступила стабильно, вновь заняв четвертое место.

 

Ханх: вспомнить все

Небольшой поселок на берегу Хубсугула изменился. До пандемии Ханх заметно прирос туристическими базами, открылось много магазинов, кафе. В определенный момент даже казалось, что большинство монголов бросили свои стада и ринулись в туристический бизнес. Объективно говоря, ассортимент местных магазинов был и остается словно под копирку – крепкий алкоголь, изделия из кожи, кашемир, фетровые головные уборы, нехитрые сувениры. Небогатый выбор связан с трудностями доставки товаров: Ханх находится в монгольской глубинке, вдали от крупных городов, одним из пунктов доставки является дорога через погранично-пропускной пункт в Мондах. Впрочем, сложная логистика совсем не мешала много лет процветать торговле. Но коварный ковид, намертво запечатавший государственную границу на три года, заметно остудил пыл кочевников, заставив вспомнить о традиционном образе жизни. Самым заметным, но, к сожалению, неприятным событием в период изоляции стало мощное землетрясение, эпицентр которого находился в 30 километрах от Ханха. Сейчас магазинчики вновь открываются. Местный «Арбат» оживает, хотя до прежних масштабов ему еще далеко.

 

 

Туристические базы вновь принимают гостей. Самым главным активом местечкового туризма был и остается богатый рыбой Хубсугул.

Несколько лет назад монголы попытались раскрутить еще одно мероприятие для туристов – фестиваль Оленей и снега на горе Зээлен сомона Ренчинлхумбэ, главными героями которого выступали цаатаны – малочисленные коренные жители северо-запада Монголии. Дополнительный интерес к исчезающей группе оленеводов-кочевников подогрела монгольская кинодрама «Содура», вышедшая на мировые экраны в 2018 году. До этого Дархадская долина, где, собственно, зародился фестиваль, пользовалась популярностью у рыбаков профессионалов всего мира, приезжающих на здешние реки в поисках трофейных тайменей. Любопытно, что гигантская котловина в разные периоды своей истории относилась к разным империям – Китайской, Российской, независимой республики Тану-Тува, а в 1925 году передана в состав Монгольской Народной Республики. Здесь сохранились дома российских купцов, а лишним напоминанием служат поддужные медные колокольчики конца XIX века с надписями на русском языке.

Увы, яркое и самобытное мероприятие – фестиваль Оленей и снега – на неопределенное время прикрыла все та же пандемия. И если отдых на Хубсугуле, в том числе рыбалка, обещают быстро восстановиться, то идея этнофестиваля может умереть вместе с исчезающим народом. По результатам переписи 2020 года численность цаатанов составила всего 208 человек. Время и труднодоступность продолжают играть против кочевников-оленеводов.

После турниров в качестве десерта журналисты обычно отправлялись в гости к местным жителям. Гидом, дипломатом и пе-реводчиком выступал наш старый, добрый друг, представитель принимающей стороны Доржготов. Так, мы посетили стоянку большой пастушьей семьи. В 2013 году со своим коллегой Андреем Семакиным (команда «Ни Х, ни Ч») побывали в местной школе, узнав, чем монгольские образовательные стандарты похожи на российские, а чем кардинально отличаются. Нас удивил тот факт, что несмотря на воскресный день, в школе шли занятия – старшеклассники готовились к ЕГЭ по физике. Преподаватель Санждорж, в частности, пояснил тогда, что максимальное количество баллов по физике – 800!

 


Концерт для рыбаков

 

Спустя десять лет мы вновь встретились с учениками этой школы, но уже на концерте, который они устроили для участников рыболовного турнира. Надо сказать, монголы очень музыкальный народ, любят петь и делают это хоть не всегда на высоком профессиональном уровне, зато невероятно душевно. За многолетнюю историю турнира мы слышали народные песни в исполнении участкового инспектора, пограничников, таможенников. На этот раз аплодисменты гостей сорвали школьники, сыгравшие несколько народных мелодий, в том числе на бис на национальных музыкальных инструментах морин хуурах. Музыка не нуждается в переводе, хорошая – тем более.

 

Задача с тремя неизвестными

Согласно правилам турнира, рыбак может использовать неограниченное число удочек, но каждая из них может быть оснащена только тремя мушками. Клев напрямую зависит от цвета искусственной приманки. Палитра широчайшая, хотя классикой считается «муха» желтого или лимонного цвета. Прошу заметить, в рыболовной среде это кардинально разные цвета. Не менее убойной по уловистости считается «морковка», или ярко – оранжевая приманка. Замыкает тройку «муха» зеленого, скорее даже болотного цвета, наиболее правдоподобно имитирующая любимое лакомство местного хариуса – рачка бокоплава бормаша. Закавыка в том, что на разной глубине мушки смотрятся не так, как на поверхности. Кроме цвета, на клев сильно влияет погода, атмосферное давление, а также время суток. Условно на завтрак хариус может предпочесть «морковку», а в обед выбрать «зелень». Одна и та же снасть сегодня способна порадовать хозяина, а на следующий день оставить без добычи. Поэтому рыбак все время вынужден решать задачу с тремя неизвестными. Довольно часто ключевую роль играет фактор везения. Соберет новичок наобум настрой из мушек, которые у него имелись, и обойдет маститых рыбаков.

Такая история случилась с Евгенией Дмитриевой, радиоведущей, а ныне замруководителя радиостанции «Комсомольская правда». В 2016 году она впервые попала на турнир, который, по выражению Евгении, был разогревочным. Но уже следующий март для нее стал триумфальным – она выиграла личное первенство, поймав на полтора килограмма больше серебряного призера.

– Тогда у меня сработали мухи совершенно нетипичные для Хубсугула, я бы сказала – «дискотечных» цветов, – вспоминает Евгения.

Весь набор для нее смастерил ее папа, Андрей Борисович. Трудно сказать, что в данном случае сыграло ключевую роль в победе Дмитриевой – опыт или везение отца? Определяющее слово – «сыграло». До Хубсугула для рыбачки любимым местом ловли был Байкал, где в 12 лет Женя на спиннинг с лодки поймала большую щуку.

 


За минуту до старта

 

В этом сезоне, за день до турнира, хариус охотно шел на хубсугульскую классик – «лимон», «морковку» и «зелень». Однако непосредственно в момент соревнований рыба сменила свои предпочтения, выбрав «морковку». Тем не менее папин настрой помог Евгении Дмитриевой затащить команду «КаПец», за которую выступали также Наталья Кравченко и Станислав Гольдфарб, на третье место в общекомандном зачете. Впрочем, все рыбаки коллектива «КаПец» достойно отработали – каждый в своей зоне. Напомним, команда состоит из трех человек. На время соревнований они расходятся по разным, строго очерченным зонам, пересекать границы которых до финала запрещено. Внутри своего квадрата можно бурить неограниченное количество лунок.

 

Самая первая, самая большая и маленькая

В турнире среди представителей СМИ существуют свои послабления. На крупных соревнованиях после стартового выстрела рыбаки спешат каждый в свою зону ловли и начинают бурить лунки. Стремительно продырявив полутораметровый лед, стараются мгновенно опустить снасть, определить глубину и поймать рыбу. Потому что одна из престижнейших номинаций любого соревнования так и называется «Первая рыба». У профессионалов и везунчиков на это нередко уходит минута-две времени. Представляете?

 

 

Поскольку в турнире принимает участие прекрасная половина человечества, – написать «слабая» не поднимается рука, потому что девушки неоднократно опережали мужчин, – тем не менее бурение лунок – не женское дело. Поэтому до старта судьи разрешают пробурить по одной лунке каждому участнику, дальше стартует гонка за первой рыбой.

 


Илья Пчелкин

 

В этот раз почетную номинацию имел все шансы выиграть Михаил Шастин, но, увы, хариус сошел с крючка в самое последнее мгновение. Едва соседи по третьей рыболовной зоне разделили с Михаилом вздох разочарования, как за ленточкой, во втором квадрате победно воскликнул Илья Пчелкин (команда «Нулевка») – есть первая рыба! Кстати, дебютный хариус в итоге помог удачливому рыбаку выиграть еще одну номинацию – «Самая большая рыба». Хвост потянул без малого на полкило, точнее на 476 граммов. Аналогичная ситуация приключилась в 2016 году, когда первая же поклевка принесла Валентину Слепневу приз за трофейную рыбу турнира, выловленный ленок потянул на 920 граммов. Во время обычной ловли уважающие себя рыбаки отпускают маленькую рыбу, однако на состязаниях предусмотрена и такая номинация. История помнит случаи, когда мастерам зимней ловли удавалось почувствовать поклевку мальков по 4–5 (!) граммов, это кажется невероятном с учетом того, что снасть опускается на глубину 20 и более метров.

Нынче приз за самую маленькую рыбку достался дебютанту соревнований Евгению Ваничеву (команда КБЖД), его «монстр» потянул на 84 грамма.

 

Парадоксы Синей жемчужины

Классическая «лимонка» не подвела Егора Климова и помогла вытащить за отведенных три часа более пяти килограммов хариуса и стать новым чемпионом в личном первенстве. А вот его отец – известный иркутский спортивный журналист Михаил Климов едва не заполучил «баранку» в личном зачете. Уйти от «сухаря» ему удалось незадолго до финала турнира. Сменив к тому времени семь (!) настроев, Михаил все-таки смог удачно подсечь рыбу. Просто это был не его день, только так можно объяснить неубедительный результат опытного рыбака, чемпиона одного из турниров Press-Fish в составе команды «Трудовые резервы». Его товарищ Сергей Сергеев из Братска показывает стабильно высокие результаты. В этом году, например, он показал второй результат (4182 грамма), уступив теперь уже многократному чемпиону Егору Климову. Кстати, Егор второй раз привел команду «Веселый бормаш» к главному трофею – Кубку Press Fish.

 


У флагштока Евгения Дмитриева, Егор Климов, Сергей Колчин

 

Особенность, или даже парадокс рыбной ловли на Хубсугуле состоит в том, что на мушку одного цвета, чаще это один из оттенков желтого, может клюнуть хариус, окунь, позариться ленок или без предисловий заглотить налим. Тогда в одну минуту аутсайдер, простите, отстающий становится чемпионом в нескольких номинациях. Были случаи, когда неудачники турнира срывали джекпот буквально за несколько секунд до финала. Несколько лет назад несказанно повезло Андрею Амагзаеву (команда «Премудрый пескарь»), когда снасть заглотил ленок. Во время выуживания уже прозвучал финальный свисток, но судьи позволили рыбаку закончить процесс, в итоге Андрей выиграл престижную номинацию. Здесь важно хладнокровие, потому что чрезмерные усилия или ненужный рывок во время выуживания крупной рыбы чреват обрывом лески.

– На турнире Press Fish я участвовала в третий раз, – рассказывает Марина Иванова (команда «Краснявчики»), – до этого приезжала в 2008 и 2009 годах. Рыбалка на Хубсугуле в зимнее время – особый случай. Мне очень нравится процесс вылавливания рыбы из лунки. Здесь совсем другая техника и, на мой взгляд, гораздо проще, чем летняя. Не надо далеко забрасывать снасть, следить за поплавком и прочее. Опустил снасть в лунку, начинай игру мухами и жди поклевки. Не почувствовать поклевку невозможно, это похоже на рывок, удар, потому что хариус по натуре – хищник, по характеру – боец. Сегодня мечтала поймать большого налима, даже попросила забурить широкую лунку, чтобы трофей пролез без проблем, но не случилось. Долго воевала с водорослями, принимая зацепы травы за поклевку маленькой рыбы. Бывает и такое. Это рыбалка, и относиться к победам и неудачам надо философски, хотя эмоции порою зашкаливают.

 

***

 

Помимо разных плюсов в виде экзотической кухни, национального колорита, самобытной природы, берега Хубсугула, или Синей жемчужины Монголии стоит посетить как минимум еще по одному поводу. Здесь не работают российские операторы, соответственно, замолкают соцсети с бесконечными сообщениями по разным поводам, что для братьев журналистов особо ценно. Буквально за несколько дней голова очищается от информационной шелухи, и на родину ты возвращаешься другим человеком, словно заново родившимся.