Дурак в России – больше чем дурак

«Дура и дурочка» – так называется спектакль, который поставил на камерной сцене Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова режиссер Геннадий Гущин. Пьеса современного драматурга Григория Берковича раскрывается в постановке как притча, в которой можно найти черты истории о «Золушке», «Рыбаке и рыбке», а в образах персонажей разглядеть любимых героев русских сказок.

Действие постановки, сценографию к которой также придумал режиссер, заслуженный артист РФ Геннадий Гущин, разворачивается в баре в канун Нового года среди мишуры и гирлянд.

– Это время выбрано неслучайно, ведь именно в Новый год мы все ждем чудес и, главное, замечаем их, – пояснил режиссер. – На самом деле они с нами происходят в любое время, но мы часто не придаем значения каким-то счастливым событиям, воспринимая их как должное. Но в конце года мы все становимся немного детьми, нам важно бывает почувствовать, что кто-то свыше о нас заботится и любит.

В спектакле всего два персонажа: молодая женщина Дарья Горбунова и пожилая – Мария Елина. Именно эти актрисы за час с небольшим раскрывают перед зрителями два мира, две не похожие судьбы. А в финале находят в себе силы преодолеть гнев и боль, подарить друг другу сочувствие и настоящую помощь.

– Впервые я прочитал этот материал в 2018 году в театральной онлайн-библиотеке, – рассказал Геннадий Гущин. – Обычно читаешь современную пьесу, все сразу понятно, но тут я увлекся, помню, что очень много смеялся. В конце стало обидно и за этих персонажей, и за всю нашу жизнь, как мы ее глупо порой проживаем, в фантазиях и иллюзиях, а потом остаемся у разбитого корыта.

История начинается в баре, куда приходит пожилая женщина, а молодая не очень-то вежливо ее обслуживает. Во время беседы выясняется, что гостья когда-то жила в этом доме, а в ее бывшей квартире сейчас и находится это заведение. У каждой из героинь своя непростая история. Сначала кажется, что в поддержке нуждается молодая женщина, но к финалу все переворачивается с ног на голову, и уже официантка превращается в добрую фею для своей старшей подруги.

– Всегда очень сложно играть, когда на сцене два действующих лица, и это не мужчина и женщина, между которыми разворачивается какая-то любовная история. Но наши актрисы хорошо вжились в эти образы, потому что в них есть комическое и трагическое, – отметил Геннадий Гущин. – Первые спектакли мы играли в баре Доме актера, они вызывали очень живой отклик у зрителя. Потом решили перенести спектакль на камерную сцену.

Кстати, название пьесы отсылает нас к нескольким литературным источникам: «Дурочке» Лопе де Вега, «Идиоту» Федора Достоевского и к многочисленным русским сказкам, где главный герой непременно дурак. Интересно, что на Руси это слово часто использовалось в качестве второго имени для ребенка и не имело того негативного значения, которое мы привыкли вкладывать в него сейчас. Более того, если обратиться к русскому фольклору, то дураки в нем – самые продвинутые и удачливые существа. Их мнимая глупость часто выражается в непрактичности, когда герой чем-то жертвует ради других или не придает значения подвигам. То есть дурак из русской сказки – это человек, имеющий мужество думать и поступать не как все и добиваться феноменальных результатов.

 

 

Если иметь в виду именно такое значение, то героини пьесы в полной мере его оправдывают и действуют в соответствии с русской традицией, проявляя чудеса милосердия и любви. Правда, сначала каждая из них справляется со своими демонами, опускаясь до самых низменных эмоций. Но сумев в последний момент отринуть их, находят в своих сердцах настоящий свет.

– Эпиграфом к спектаклю не случайно стала фраза из Библии «Ибо весь закон в одном слове заключается: «Люби ближнего своего как самого себя», – отметил Геннадий Гущин. – Нельзя забывать об этом, но мы, к сожалению, не всегда помним, нам часто нужны экстремальные ситуации, чтобы проявить себя лучшим образом. Кстати, я общался с автором этой пьесы и выяснил, что сюжеты им берутся из жизни, ведь он долгое время работал санитаром в хосписе.

Спектакль получился реалистичным и сказочным одновременно, тем более что в нем, как и в жизни, есть место грусти и веселому смеху.