Павел Жовтюк: «О своем выборе нисколько не жалею»

Однажды охотник отложил ружье и взялся за фотоаппарат

«Мы охотились с подхода на копытных в охотхозяйстве «Голоустное». Я нашел свежий лосиный след. Пошел по нему. Лось был в пределах видимости. Я поднял карабин, поймал зверя в прицел и сказал ему: «Паф! Ты убит!» Но не выстрелил. Лось, услышав меня, развернулся и убежал».

Это была последняя охота с ружьем иркутского биолога и охотоведа Павла Жовтюка. Последние годы он занимается фотоохотой, устраивает выставки своих снимков природы, пишет стихи и работает заместителем начальника научного отдела ФГБУ «Заповедное Прибайкалье». 26 февраля Павел Жовтюк отмечает свое 50-летие. Мы пообщались с ним накануне юбилея, который он встретил уже в командировке по подсчету численности диких животных.

 

Встреча с кречетом и горными духами

В природоохранном сообществе Павел Жовтюк – человек, известный своей принципиальностью и восторженным отношением к миру дикой природы, которое отчетливо прослеживается в его снимках и рассказах. Вот, как автор, например, делится впечатлениями о своей встрече с редкой хищной птицей:

«Сбылась моя мечта. Кречет, белый кречет – редкая редкость, не в браконьерских руках или на перчатке сокольника, а в голубом небе! Стремительный, красивый, дерзкий, сильный, гордый и свободный! Давно искал и ждал встречи. Он любезно разрешил мне провести целый день в своем обществе. Это был день радости, восхищения, счастья».

Уникальными кадрами и эмоциональными зарисовками о своей работе Павел Жовтюк делится в соцсетях, в 2022 году вместе с коллегой Андреем Таничевым подготовили фотоальбом «Заповедное Прибайкалье: четыре сезона фотоохоты».

– Однажды я снимал горное озеро на Байкальском хребте. Глядя на отражение в воде, долго не мог понять, что там меня цепляет. Позже повернул получившийся снимок, как будто калейдоскоп покрутил, и увидел, какие необычные образы создали отражения берегов и игра воображения. Как будто встретился с горными духами. Зрители, разглядывая эти фото, тоже увидели их. Кто-то мумию, кто-то медведя и сову, а кому-то и вовсе привиделся черт, – улыбается наш собеседник.

 

 

Павел уверен, что Байкал живой, поэтому всегда с ним здоровается, начиная с первой встречи в 1991 году. Тогда он только окончил школу и не мог выбрать, куда поступать: в ИГУ на биолого-почвенный факультет или на охотоведческий в И СХИ. Ното, что будущее будет связано с изучением природы, знал наверняка.

 

В профессию – по следу колонка

Родители Павла далеки от биологии. Мама окончила иняз и работала в детском саду, отец был энергетиком. Семья жила сначала в Шелехове, потом в микрорайоне Юбилейный Иркутска. Там, в лесу, на берегу Ершовского залива Павел любил гулять. Порой до поздней ночи – так увлекали новыми открытиями и поворотами лесные тропинки. Зимой он катался на лыжах, и одна из таких прогулок стала судьбоносной.

– Я увидел необычные следы на снегу. Стало интересно, кому они принадлежат. Я их хорошо рассмотрел и запомнил. Полез в литературу. В библиотеке нашел книгу Александра Формозова «Спутник следопыта». Выяснил, что следы оставил колонок – маленький хищный зверек семейства куньих. Уже потом сам сумел вытропить и добыть зверька. Можно сказать, что тот след привел меня в профессию, – вспоминает Павел Жовтюк.

Но принять окончательное решение помогли все же встречи не с животными, а с людьми. Первая поездка на Байкал была не случайной. Павел поехал к своему дяде, который до этого нередко брал его с собой в тайгу по ягоды-грибы, а сейчас пригласил на базу Лимнологического института в Зундуках, где он работал.

Дороги на Малое Море были совсем плохие. Молодой человек добирался до места почти два дня в кузове грузовика, от пыли волосы были, как проволока. Но трудности пути с лихвой компенсировал Байкал. Тогда не было активного строительства на маломорских берегах, и их первозданная красота пленила будущего биолога.

– Я нисколько не жалею о том, что тогда поехал к дяде. Там, на Байкале, я окончательно определился с жизненным выбором. Меня даже в институт взяли на должность старшего лаборанта стационара. Туда часто приезжали разные интересные люди. Одним из них был преподаватель факультета охотоведения Борис Дицевич. Они-то и вдохновили меня пойти учиться в ИСХИ, – говорит биолог.

 

Суровые уроки Берендея

В 1990-х годах студенты-охотоведы были известны всему Иркутску своим лихим нравом. Даже обряд посвящения у них суровый. Старшекурсники устраивали неофитам полосу препятствий после выпитого стакана разведенного спирта. Павел, который до этого не пил алкоголь, с заданием справился, дошел до финиша и даже выполнил последнее задание лесного царя Берендея – прочитать стихи. Он рассказал удивленным старшим товарищам наизусть отрывок из баллады о Робин Гуде.

 

 

Учился охотовед на отлично, любил ездить на практики, до сих пор благодарит своих преподавателей. Нарцисс Исаевич Литвинов, Юрий Владимирович Богородский, Александр Петрович Демидович, Олег Витальевич Жаров, Леонид Викторович Сопин, Борис Григорьевич Водопьянов – каждый из них научил чему-то важному. Знать повадки зверей, ориентироваться в лесу, правильно экипироваться для походов, не паниковать в любой ситуации – тоже выученные на всю жизнь уроки.

На четвертом курсе Павел купил себе охотничье ружье. В сложные времена добыча зверя позволяла кормить семью. И после окончания вуза с красным дипломом он принят в Иркутскоблохотуправление на должность государственного охотничьего инспектора. Ездил в рейды, ловил браконьеров, выявлял нарушения охотничьего законодательства. Здесь его учителями стали: Юрий Всеволодович Яковлев, Александр Петрович Галаджев, Михаил Алексеевич Иванов, Владимир Захарович Богатырь, Александр Владимирович Шепчугов. Личный пример жизни которых лучше всяких учебников.

 

Противостояние с браконьерами

У Павла Жовтюка есть стихотворение с такими строками:

«Когда от жадности, веселья поднимет ствол чья-то рука,
Пусть знает, честь и совесть рядом и не потеряны пока.

Нам передали дело жизни седобородые деды.
И если вдруг кого не станет, лишь крепче мы сомкнем ряды…»

Охотники бывают разные. Одни относятся к зверью с уважением, признают только трудовую охоту, долго выслеживают животное, брезгуют запрещенными орудиями лова. Вторые – соблюдают закон только при жестком контроле государства. Третьи – плюют на порядок и мораль, превращаются в настоящих истребителей всего живого, косят его из разных видов оружия в любое удобное для себя время.

С последними Павел Жовтюк встречался не раз. Однажды в Ольхонском районе вместе с коллегами уличили компанию пьяных браконьеров. Оказалось – люди в погонах. Они слепили инспекторов фарой и, не стесняясь в выражениях, обещали «закатать в мох на корм медведям». Пока сослуживцы поехали за второй машиной с нарушителями, Павел остался наедине с большей частью этой «бригады». В кармане на всякий случай лежал заряженный пистолет, но применять и показывать оружие он не стал, несмотря на накалившиеся добела страсти. Интуитивно вычислил лидера браконьерской команды и попросил его угомонить все больше распалявшихся подчиненных. Помогло. Инспекторы оформил протоколы по всей букве закона. А как-то Павел повстречал нарушителя иного рода:

– Были в рейде, увидели следы человека и собаки, с коллегой пошли за ними. Пришлось бросить машину и несколько часов пробираться пешком. Уже начались сумерки. Думаем, раз он в такое время здесь, значит, там есть зимовье, сейчас его застукаем. Заметили огонек вдали. А было уже прохладно – ноябрь. Никакого зимовья не оказалось. Мы увидели костер, у которого в обнимку с собаками грелся парень. Рядом с ним ружье старое перемотано изолентой, патроны запыжованы какой-то газетой. Видно, человек бедный, деревенский. Может, его всей деревней и собирали. Добыл он двух белок. Не от хорошей жизни в лес пошел, чтобы добыть себе на пропитание. Документов на оружие у него с собой не оказалось, вероятно, их и не было. Оценив ситуацию, мы ушли, оставив парня у костра.

 

Биологи защищали заказники от лесозаготовителей

В 2005 году Иркутскоблохотуправление ликвидировали. Ломка охотничьей отрасли шла по всей стране. Кое-где вчерашние браконьеры начали командовать инспекторами. Полномочия передавались другим ведомствам. Но в 2008 году в Иркутской области создали региональную Службу по охране и использованию объектов животного мира.

 

 

В ее ведении были не только вопросы охоты, но и охрана региональных заказников, которые до этого несколько лет находились в «подвешенном состоянии» и практически не охранялись. Финансирование сначала было очень скромное, федеральных субвенций не хватало. Со временем ситуация стала выправляться.

Павел Жовтюк занимал должность заместителя руководителя службы. Сегодня он гордится работой, которую проделало ведомство для защиты особо охраняемых природных территорий.

– Мы провели полную инвентаризацию, определились с границами заказников, подтянули нормативно-правовую базу, увеличили штат инспекторов, оснастили их необходимым транспортом, ГСМ. На тот момент в Иркутской области больше 20 лет не создавалось ни одной региональной ООПТ. Лоббировались интересы лесников. И вот в 2014 году появился заказник Лебединые озера. У нас была принципиальная позиция – убрать всех арендаторов леса из ООПТ.

Это же нонсенс, когда на особо охраняемой природной территории добывается лес на продажу. А тут еще случилась незаконная рубка леса в заказнике Туколонь. В 2019 году службу реорганизовали. Полномочия по охране ООПТ передали в минлеса. Мы были категорически против этого. Я понимал, что, выступая противником реорганизации, места в новой структуре не получу. Но нисколько об этом не жалею. Это было дело принципа. Все виновные в рубке леса в Туколони в итоге понесли наказание. А региональными заказниками сейчас управляет специально созданная дирекция, – напоминает Павел Жовтюк.

Единственное, о чем все же он сожалеет, это то, что служба не успела завершить работу по созданию еще одного природного заказника – Кимильтейского в Зиминском районе, в местах обитания орла-могильника. Того самого, что украшает герб России.

 

Особенности охоты с фоторужьем

Жовтюк давно отошел от охоты.

– К этому решению я пришел осознанно. У меня было такое ощущение: вот, я хожу, вижу животных, птиц, вокруг такая тишина, звуки леса. И тут вдруг выстрел – такой диссонанс возникает, вся гармония нарушается. Но азарт и интерес к охоте не пропал. Он перерос в фотоохоту. Я продал ружье, подарил другу карабин, а себе купил телеобъектив. С тех пор и фотографирую дикую природу. Фотоохотиться гораздо труднее. Чтобы добыть зверя, нужно подойти к нему на расстояние выстрела, для карабина это может быть и 300, и 500 метров. При этом совершенно неважно, в какой позе стоит зверь, и виден ли он полностью. Ты видишь убойное место, по которому можно попасть. Для съемки приходится подкрадываться гораздо ближе, долго караулить «моделей», ловить интересные ракурсы, – рассказывает фотограф.

И хотя порой нужно долго идти по перевалам и распадкам, сутками прятаться в «скрадке», дожидаясь хороших кадров, именно это занятие, общение с природой помогли фотоохотнику справиться с жизненными трудностями. После реорганизации Службы по охране и использованию животного мира он долго стоял на бирже труда. Ему предлагали должности, но не связанные с биологией. Многое пришлось тогда потерять. Но многое и удалось приобрести. Именно тогда Павел начал писать стихи. А потом и дело по душе появилось – в научном отделе «Заповедного Прибайкалья».

 

 

Сейчас Павел Жовтюк любит больше не административную, а полевую работу. Заниматься охраной и вести летопись природы, искать встречи с прибайкальским черношапочным сурком, бобром, выдрой, орланом- белохвостом, сапсаном и другими редкими видами животных и птиц ему по душе.

 

 

– Я как-то приехал в Листвянку к истоку Ангары, был рядом с памятником Вампилову. Вроде людное место. Кругом народ. Дорога, машин много. Суета. Люди фотографируют себя на Байкале, не видят ничего вокруг. А в это время огромный орлан-белохвост парит над всем этим. И лишь когда они заметили, что я поднял вверх фотоаппарат, чтобы его снять, то и сами обратили внимание на красивую птицу. Очень хочу, чтобы люди, глядя на мои фото, читая рассказы, задумались о том, что мир дикой природы очень хрупкий, и его надо беречь. Для меня – это лучший в жизни подарок.

 

 

Юрий Яковлев, зам. начальника Иркутского областного управления по охране и использованию охотничьих ресурсов в 1996-2003 гг.:

-Когда я пришел в управление охотничьего хозяйства, то мне предложили набирать туда молодых сотрудников. Среди прочих мы приняли и Павла Жовтюка. Отдел у нас получился хороший. Все – ребята толковые. Паша в основном занимался природоохранной деятельностью в заказниках, учетными работами, решением научных проблем. Работал хорошо. Потом нас перевели в Россельхознадзор, веяния поменялись. Шли разные пертурбации. Но Павел остался верен себе. Он очень талантливый человек. Пусть у него будут новые большие успехи в профессиональной и творческой деятельности!

 

Александр Кондратов, кандидат биологических наук, доцент кафедры охотоведения и биоэкологии ИрГАУ:

-Мы очень давно знакомы, вместе работали в Службе по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области. Я не побоюсь назвать Павла истинным и принципиальным защитником природы. А его увлечение фотоохотой – это тяжелый труд. Очень сложно поймать в кадр животное в дикой природе. Желаю ему крепкого здоровья, сил и дальнейших успехов в его хобби, тем более сейчас оно связано с его работой. Он занимается любимым делом – хранит природу – и получает от этого удовольствие.

 

Александр Демидович, кандидат биологических наук, доцент кафедры общей биологии и экологии ИрГАУ

-Поздравляю Павла с юбилеем и хочу сказать, что сейчас мужчина достигает полного расцвета, когда ему исполняется ровно 50 лет. Желаю ему помнить о своем вузе. Он стал одним из лучших студентов. Я был его дипломным руководителем, он писал диплом на тему ихтиологии. После успешной защиты Павел поймал большую щуку, сделал из ее головы чучело. Оно и сейчас висит у меня на стене. Хочу, чтобы Павел продолжал свои научные исследования и по-прежнему фотографировал природу, у него это здорово получается. Желаю юбиляру здоровья и оптимизма!

 

Михаил Яковлев, старший государственный охотничий инспектор Иркутского областного управления по охране и использованию охотничьих ресурсов в 1996-2006 гг.

-С Павлом мы учились на одном курсе факультета охотоведения ИСХИ с 1991 по 1996 год. Потом работали в управлении охотничьего хозяйства Иркутской области.

Павла всегда отличали объективное отношение к себе и другим; умеренная самокритика и способность контролировать свои действия, слова и эмоции. А еще целеустремлённость, которая иногда граничит с амбициозностью; решительность и упорство. Ему свойственны тактичность, коммуникабельность, умение проявлять уважение к другим и авторитетность. В этот знаменательный день хочется пожелать Павлу, чтобы увлеченность делом и энтузиазм никогда не угасали, харизма крепла, авторитет рос, а успех всегда сопутствовал во всех его начинаниях!