Ранняя помощь

Чем раньше удастся выявить проблемы в развитии ребенка, тем эффективней будет работа по их преодолению и профилактике инвалидности. Родители, которые замечают у малышей проблемы в развитии, могут получить бесплатную раннюю помощь в Реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями.

Пару лет назад в России начала активно развиваться система ранней помощи для детей до четырех лет. Практика Иркутской области в этом направлении признана министерством труда одной из лучших в стране. Реабилитационный центр Иркутска для детей и подростков с ограниченными возможностями – образцовое учреждение в этом плане.

Здесь не только оказывают помощь малышам и их родителям. На базе обучаются, повышают квалификацию специалисты других учреждений региона.

– В 2022 году обучено 69 специалистов, в том числе 67 из 15 учреждений социального обслуживания. На сегодняшний день служба ранней помощи создана на базе 21 учреждения социального обслуживания, – информировал первый заместитель министра социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Алексей Макаров.

Он уточнил, что вопросы оказания ранней помощи детям и семьям, их поддержки сегодня в приоритете. Это часть Концепции развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, которая реализуется с 2021 года.

О том, как работает служба ранней помощи реабилитационного центра, рассказала ее руководитель, педагог-психолог Наталья Еремеева. В службу приводят детей от двух месяцев до четырех лет с разными заболеваниями. Сначала – междисциплинарная диагностика. Родители заполняют анкету, отвечают на вопросы о развитии ребенка: самообслуживание, социальная сфера, двигательная сфера, речь, понимание речи… Информация обрабатывается в специальной программе, которая показывает уровень развития ребенка.

– Консилиум решает, нуждается ребенок в ранней помощи или нет. Это может быть консультация, сопровождение, написание индивидуальной программы, если случай сложный. С малышами занимаются логопеды, дефектологи, психологи, работа ведется до тех пор, пока дети не достигнут поставленных целей. Наша задача – подготовить ребенка к детскому саду, сформировать навыки самообслуживания и коммуникации, чтобы он мог обратиться за помощью к взрослому, нормально взаимодействовать со сверстниками, – объяснила Наталья Еремеева.

В 2022 году услуги ранней помощи здесь получили 279 детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до четырех лет. Необходимое оборудование для реабилитации было закуплено Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Сейчас на постоянном обслуживании 17 семей, они приводят детей на занятия каждую неделю. С малышами работают индивидуально или в мини-группах. Занятия с согласия родителей записывают на видео, чтобы отслеживать динамику прогресса.

 

 

– Моей дочке Софии год и восемь месяцев, ей поставили диагноз ДЦП, но благодаря реабилитации она не уступает сверстникам в развитии, – считает мать девочки Анна. Ребенка на занятия водит с ноября. – Посещаем кабинет ЛФК и сенсорную комнату. Последние две недели ездили каждый будний день. Дочери здесь сразу понравилось. Все педагоги очень добрые, к себе располагают. Прогресс замечаем. После занятий ребенок начал сам вставать на ноги, понемногу ходить – до восьми шагов делает. Занятия планируем продолжить. Мы уже записались на следующую реабилитацию в мае. Наша главная цель – научиться ходить.

В центре рассказали, что учреждение успешно реализует и другие социальные проекты, направленные на социальную адаптацию детей с проблемами в развитии. Так, работают клубы для родителей, воспитывающих детей с особенностями развития. Например, клуб «Школа жизни», в котором проводится работа по социализации и психолого-педагогической коррекции детей с синдромом Дауна. В помощь родителям работает также родительский университет «Семейные ценности».