25.01.2023 15:03
25.01.2023 15:03

День студента отмечают в Иркутской области - воспоминания журналистов «Областной»

В Иркутской области в 2023 году День студента отмечают 130 тыс. учащихся вузов и ссузов. В редакции «Областной» студенческие годы вспоминают с теплотой. О том, какими были те годы, читайте в нашем материале. 

 

 

Заместитель главного редактора, журналист Борис Слепнёв: «Как я «построил» мост. Будучи студентом 2 курса отделения журналистики ИГУ, проходил летнюю практику в газете «Правда Бурятии» в Улан-Удэ. В то время по радио вместе с выпуском новостей передавали обзор республиканских газет. Важная ремарка: местный выпуск минут на 20 прерывал всесоюзную сетку вещания. Каждый раз в конце выпуска диктор говорил: «Московское время 8 часов», а дальше вещала столица.

На выходные я приезжал к своим родителям, которые жили в 200 километрах от Улан-Удэ.  Очередной приезд попал на чей-то день рождения. Собралась большая родня – тосты, песни под гармошку, в общем весело. Периодически гости покидали застолье, чтобы перекурить, давая возможность хозяевам обновить блюда. В один из таких перекуров ко мне обратились местные мужики с просьбой восстановить рухнувший мост через Хилок. «Борис, ты теперь ближе к Москве», – заявили по-простецки мужики, – «Помоги, попроси какое-нибудь начальство, пусть построят мост». Я попытался объяснить, что к Москве не имею никакого отношения, что прохожу практику в Улан-Удэ, и вообще, как студент может помочь в восстановлении моста? «Мы, че, на дураков похожи?» – возмутились мужики. «Радиву слушаем, там назвали твою фамилию, а потом сказали: московское время 8 часов». Все мои доводы разбивались о железный сельский аргумент: если говорят про тебя по «радиву», значит – выбился в люди. А выбился в люди – помоги землякам.

В то время от нашего округа в депутаты Верховного Совета СССР выдвигался командующий ЗАбВО генерал армии Григорий Салманов. Вероятно, ему пожаловались избиратели, и он дал команду построить мост. За несколько месяцев солдаты возвели нечто вроде понтонной переправы. Я про это ничего не знал. Представьте мое удивление, когда, приехав в очередной раз, встретил мужиков, просивших меня починить тот мост. Они на перебой жали мне руку.

«Молодец! Помог землякам!» –восторгались они.

Все мои возражения о том, что никакого отношения к мосту не имею, не принимались.

«Ну, че, заскромничал-то…» – гнули свое мужики. А потом: «Нам еще это, дорогу отсыпать бы…»


 

 

 

Корреспондент Наталья Мустафина: «Из интересного приходит на ум, как я долго и упорно поступала на истфак ИГУ. 

1999 год. Решение о поступлении на исторический факультет ИГУ приняла в последний момент. На вступительных экзаменах не получилось сдать на высокий бал. Зато проблем с поступлением в педагогический университет также на исторический факультет у меня не было. Но я не представляла себя педагогом в будущем. И мне очень хотелось все-таки закончить тот же вуз, что и мои родители. Поэтому я вновь отправилась сдавать экзамены в ИГУ на истфак, только уже на заочное отделение. Все получилось с первого раза.

Деканом истфака в то время был Юрий Семенович Пархоменко, с ним договорилась о моем посещении лекций вольнослушателем. Также с ним обсудили вариант, если я все экзамены за 1 курс сдам на отлично, то он меня переведет меня на дневное отделение. Год посещала все лекции вольнослушателем, первую сессию на заочном отделении сдала на отлично. Потом также на одни пятерки сдала и вторую сессию с дневниками. Мне не повезло, сменился декан на истфаке – им стал Сергей Ильич Кузнецов. У него со мной никаких договоренностей не было, поэтому мой перевод на дневное отделение оказался под срывом.

 

 

Тогда я решила поговорить с ректором ИГУ. К Смирнову я так и не попала, его секретарь меня направила к проректору Игорю Нэрисовичу Гутнику. Он выслушал мою историю, посмотрел зачетку и сказал написать заявление о переводе на дневное отделение. С резолюцией Гутника я пошла к декану Кузнецову, который написал свой вердикт: «Согласен при наличие свободных мест». В итоге я обратно вернулась к Гутнику. Проректор сказал оставить заявление у него. Через два дня мне оформили перевод на дневное отделение. Когда сын посмотрел мой диплом, то сказал: «Как скучно ты училась, мама. Ничего кроме пятерок».

Научным руководителем моей дипломной работы стал Сергей Федорович Шмидт. На втором курсе пришла к нему и сказала, что хочу продолжить семейную традицию. Мои родители закончили химический факультет ИГУ и защищали диплом у его отца. Сергей Федорович не стал возражать».


 

 

 

Редактор сайта Анастасия Новоселова: «Я училась на журфаке в госуниверситете и когда получала диплом в 2022 году, моя одногруппница предложила вместе подать документы на магистратуру. Я до этого момента даже не задумывалась о том, чтобы продолжить обучение в универе, хотя быстро согласилась. 

В этот день мы отнесли свои дипломы в приемную комиссию и ждали объявления экзамена на поступление. Было назначено два дня. Я пошла в первый. Нужно было написать тест по пройденному материалу. Я не волновалась, т.к. мне было не очень важно поступить. Что не сказать о моей одногруппнице. 

В итоге я с легкостью написала тест и прошла на бюджет, а моей подруге не хватило несколько баллов. Получилось забавно.

К слову, благодаря магистратуре я теперь работаю редактором сайта «Областной». Во время одной из пар в университете главный редактор Дмитрий Георгиевич Люстрицкий пригласил меня работать в газету. Для себя решила, что именно для этого меня судьба пропустила на бюджет».


 

 

 

SMM-специалист Надежда Доровская: «Когда я пытаюсь вспомнить годы учебы на журфаке, первым в голову приходят бессонные ночи с книжками по античной литературе, узенькие коридоры в здании на Чкалова без лавочек, местная «СтолоФФка» и люди. Очень классные и творческие люди, с которыми я познакомилась на журфаке. 

Кстати, мое знакомство с будущими однокурсниками началось очень весело. Во время вступительных экзаменов мне нельзя было сидеть после операции, а нам нужно было написать сочинение, и для меня поставили кафедру, чтобы я могла писать сочинение стоя. 

И вот я стою в аудитории, немного волнуюсь, заходят остальные абитуриенты и все здороваются со мной и оценивающе смотрят. Спустя пару минут кто-то парней поднимает руку и спрашивает у меня что-то, вопрос уже не помню, но казался организации процесса. Я удивленно смотрю на парня и понимаю, что все присутствующие приняли меня за преподавателя, который должен у нас принимать сочинения. Мы все дружно потом посмеялись и какое-то общее волнение исчезло. А сочинение я, кстати, написала на 100 баллов и это помогло мне поступить на бюджет».


 

 

 

SMM-специалист Зинаида Александрова: «Написание диплома для меня стало отдельной головной болью. Надо мной давлела всем известная «студенческая прокастинация» – это когда к экзаменам готовишься в ночь перед сдачей, а литературу для курсовой просматриваешь за сутки до прохождения работы на антиплагиате.

С таким подходом и раскачкой, диплом я написала за месяц-полтора. Дело шло если не туго, то весьма безрадостно: о моем научном руководителе на журфаке ходили легенды. Одногруппники крутили пальцем у виска, когда узнавали, кому я сдалась на распятие. «Зинаида, ваш текст все ещё грязный, переделывайте», – это фраза стала привычным приветствием, когда я открывала правки к своему диплому.

Но так или иначе, все закончилось хорошо, защита прошла на «отлично». И вот после этой самой защиты все стоят в коридоре, волнуются. Одна я ржу и байки рассказываю. И говорю: «ребят, ну вы чего? Чего переживаете то? Нормально все будет».

Подходит мой дипломный руководитель, приобнимает меня  и спрашивает:

– Зина, а ты совсем не волнуешься?

– Нет. У меня психоз какой-то включается уже много позже, когда все закончилось.

– Ну у тебя и нервы. Счастливая! Значит после защиты идёшь куда-нибудь и выпиваешь 50 грамм, чтобы в дрожь не бросило.

– Нет, ребят, вы слышали! Мне мой дипломный руководитель советует бахнуть 50 грамм! А чего добились вы?!!!

Всё весело рассмеялась, и тут, сквозь смех толпы звучит железобетонный голос руководителя:

– ЗИНА, Я ТЕБЯ УБЬЮ!!!!!

Все, думаю, Штирлиц рассекречен. Сейчас меня отчитают за мои шутки про то, что ТВ мне выпить разрешила. Будет крайне неудобно. А дипломный руководитель тем временем:

– Какой к черту «дипломный руководитель»?! Запомни раз и навсегда: НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ВКР!»


 

 

 

Редактор сайта Надежда Жупикова: «Хотела стать актрисой, но стала журналистом. Было это в 2016 году. Отличница, красавица, но не комсомолка сдала дополнительные ЕГЭ по литературе и обществознанию в школе в одном из районов Бурятии. Все еще мечтая о большой сцене, искала вузы, куда можно с моим егэшным багажом поступить. Душу грел ВГИК, но оказалось, что есть журфак. Я подала документы в три вуза, один из них был Иркутский госуниверситет. Туда я и поступила. Трудный путь студента начался с поездки в Иркутск – 12 часов в пути, не выспавшийся абитуриент пишет вступительное сочинение, потом толпы на собеседование, результаты и… мне не хватило всего двух (!) баллов для бюджета. Я расстроилась, но мама настояла на том, чтобы я училась платно. Мне было стыдно, но через год я перевелась на бюджет. 

Было сложно. Вуз – это уже не школа, всё пришлось начинать с нуля: искать друзей, утверждаться в коллективе, блистать знаниями, читать 100 книг за семестр. Больше всего я не любила античную литературу. И вообще не понимала, для чего это надо. Выбора не было, читала, параллельно до трёх ночи готовилась к коллоквиумам. А еще английский… он – боль для меня, в школе у нас часто менялись учителя, и мы многое не знали. В ИГУ было разделение групп по уровням знаний языка, делил нас на группы тест. Я каким-то образом попала в сильную группу… Это был отдельный стресс, я плакала каждый раз, считая себя глупой и как я могла в школе получить пять по этому языку. Но я тогда не понимала, что это другой уровень. Но благодаря судьбе меня учила лучшая преподаватель английского, она сказала, что нет неумных людей, есть ленивые. Спасибо маме, я целеустремленная. 

Тяжкими были только два года. Я успела поиграть в КВН, ЧГК (Что, где, когда?) поучаствовать в создании студенческого телевидения, была старостой (и в БГУ тоже), ещё работала какое-то время ведущей детских праздников параллельно, ходила на легкую атлетику и ходила с подругой на студфутбол. Там я как-то угадывала, кто победит, но мне мешала следить за игрой подруга, которой был интересен только вратарь. Четыре года прошли незаметно, мы были первые, кто защищали дипломы онлайн из-за коронавируса. У меня был диплом о судебной практике иркутских журналистов и прекрасный руководитель. Защитилась на пять без вопросов. Это был 2020 год. В сентябре я уже была студенткой магистратуры Байкальского госуниверситета. Профиль не меняла, но в магистратуре меня настиг еще один злой рок – математика. Мы решали экономические, управленческие, математические задачи, но мало читали. За два года мой мозг проснулся и вспомнил, что умеет еще и считать. Диплом мы защищали в аудитории летом 2021 года, у меня снова был прекрасный руководитель, который знал моего первого научрука. Это я узнала только тогда, когда уже писала магистерскую. Магистратура была проще, можно было работать, что я и делала.

 

 

Кажется, что студентам не хватает времени на отдых, но это не так. Мы как-то находили время на него. В ИГУ было проще в День студента, мы могли собираться в холле и в перерывах от пар нас развлекали песнями, играми, а вечером в общежитии устраивали тематические вечера. Признаюсь, я только раз ходила на мероприятия в общаге перед Новым годом, там был Дед Мороз и раздавал конфеты. А какому студенту не хочется конфет? Заманили едой. Я исполнила песню на бурятском языке и получила свое вознаграждение, но не ушла (как хотелось сначала), потому что было интересно, что покажут другие. В БГУ я была только на балу, потому что начали делать послабления из-за ковида, но мы в День студента с группой собирались и ели шаурму, гуляли, а я всех заставляла сделать общее фото…

В ноябре 2020 года я стала редактором сайта «Областной». Училась и работала, писала новости и магистерскую о работе сайта во время пандемии ковида. Если бы можно было время повернуть вспять, я бы ещё раз прошла путь студента, возможно и на актерском, но это уже другая история».

Фото предоставлены авторами