Точка опоры

erid: 4CQwVszH9pSWrMFBC9k

Выбор профессии в жизненном пути юноши или девушки часто предопределяется выбором учебного заведения после окончания средней школы. Решающую роль в выборе Александром Александровичем Боевым Волгоградского энергетического колледжа для получения среднего профессионального образования сыграло расстояние от села Черный Яр Астраханской области, где жил Александр, до Астрахани и Волгограда. До одного города 300, до другого – 150 километров. Выбор энергетического колледжа, в свою очередь, предопределил выбор профессии электросетевого строителя.

 

От студента до бригадира

– Ближе было до Волгограда, туда и поехал учиться по специальности монтаж и эксплуатация линий электропередачи, – рассказывает Александр.

Ну, а дальше еще проще – по окончании колледжа в 2011 году вместе с другими шестью выпускниками Александр, молодой энергетик, поехал на заработок в Санкт-Петербург, где требовались электромонтеры-линейщики. Здесь находился офис крупной строительной компании, которая работала в отрасли электросетевого строительства.

– До этого никогда в жизни далеко от дома не уезжал, а тут, на тебе – сначала в Питер, где устроился на работу, а оттуда транзитом на первую вахту в Красноярск, – смеется собеседник. – На 50 дней. Работал в основном на сборке металлоконструкций опор воздушной линии электропередачи. Естественно, на месте нам не были особенно рады, потому что мы были зелеными выпускниками без опыта сборки опор. Работа новичков в бригаде тормозит работу всей бригады. Чем меньше опор собирает бригада, тем меньше заработок. Но показывать, что и как надо делать, показывали, объясняли. Вот так два года по вахтам и проездил. А все остальные выпускники, с которыми я начинал работать, в энергетике не прижились – бросили ездить по вахтам.

Правда, и у меня потом перерыв случился на несколько лет. Но сохранились контакты знакомых-энергетиков. Они-то и помогли мне в июле 2016 года попасть в строительную компанию Ленэлектромонтаж (ООО «ЛЭМ»). Попал на строительство ВЛ 220 кВ ПС Шахты – ПС Донецкая и ВЛ 500 кВ Ростовская АЭС – ПС Ростовская в Ростовской области, вторым номером (помощником бригадира) в бригаде, которая занималась монтажом фундаментов для опор.

– От вахты к вахте, от одной бригады к другой я постепенно осваивал тонкости монтажа различных типов фундаментов. У каждого в бригаде учился чему-то своему, что со временем превратилось в тот самый бесценный опыт.

Как говорит Александр, «бригадирить» он начал уже через два года работы в ООО «ЛЭМ», в 2018 году в Усть-Илимске, Иркутская область, при строительстве ВЛ 500 кВ Усть-Илимская ГЭС – ПС Усть-Кут №2.

– Поначалу не хотел брать на себя ответственность бригадира, – рассказывает он. – Но, раз доверили, предложили, то отказываться было не корректно.

 

У каждого типа фундаментов свои тонкости

– Наверняка, как и во многих других отраслях, в последние годы появились новые типы фундаментов и новые технологии их монтажа, чтобы минимизировать трудовые и временные затраты при их установке. Что скажете об этом?

– Насчет новизны конструкций фундаментов я бы не сказал. Все они давным-давно известны и опробованы. А особенности при установке фундаментов встречаются регулярно в зависимости от типа грунта, нагрузок на данный фундамент, марки устанавливаемой опоры, климатических условий и многого другого.

По словам собеседника самый распространенный и простой в установке – это сборный железобетонный фундамент, который используется для обычного грунта.

 

 

В условиях заболоченной и обводненной местности, где верхний слой неустойчив, но на глубине 3-4 метра залегают грунты с достаточной несущей способностью, применяется свайный фундамент из металлических винтовых свай или свайный фундамент из железобетонных забивных свай.

В случае залегания скальных грунтов на небольшой глубине или с выходом на поверхность, применяется монолитный железобетонный фундамент.

Самое приятное, если можно так выразиться, занятие – закручивать металлические винтовые сваи с помощью экскаватора с гидровращателем. По словам Александра в таком случае за две смены можно целый пикет «закрутить» (в среднем, около 16 винтовых свай).

 

 

– У железобетонных забивных свай свои тонкости, – продолжает он. – Приезжает буровая установка на базе ЗИЛ-131, делает лидерное бурение (бурение грунта перед погружением сваи с целью уменьшения отклонения сваи от проектного положения), потом за дело берется сваебой и загоняет в грунт железобетонную сваю и вроде все хорошо. Бьет следующую сваю в метре от нее, при этом первая свая начинает вылезать из грунта. Везде свои тонкости работы, ведь надо рядом друг с другом забить четыре-шесть железобетонных сваи.

 

 

Особенным типом фундамента для опор является монолитный железобетонный фундамент. Такие фундаменты ООО «ЛЭМ» делало в Карелии для закрепления опор на скальных основаниях и на берегу реки Лена в Иркутской области – для установки тяжелой переходной опоры.

– У монолитного железобетонного фундамента свой характер, – поясняет Александр. – Заливку бетона необходимо выполнять слоями непрерывно, перекрывая слои до их схватывания, избегая холодных швов. При заливке бетона используется либо специально изготовленная деревянная опалубка (конструкция для придания бетону заданных формы, геометрических размеров, положения в пространстве и т.п.), либо инвентарная опалубка из металлических щитов. Вся опалубка заранее тщательно просчитывается и, при необходимости, укрепляется. В общем, тут все аналогично процессу пломбирования зуба, только очень большого (смеется).

 

 

 

При монтаже монолитных железобетонных фундаментов очень важно соблюдать четкую геометрию конструкций, так как в противном случае придется просто разрушить некачественно выполненный фундамент и начать выполнение всех работ заново. Необходимо вести контроль качества бетонной смеси, а при заливке бетона при отрицательных температурах выполнять комплекс мероприятий для обогрева бетонной смеси и выдерживания её до набора необходимой прочности. Для контроля прочности фундаментов при бетонировании изготавливают бетонные образцы (кубики). Данные кубики хранятся рядом с монтируемыми фундаментами в аналогичных климатических условиях. Далее в определенном возрасте кубики передаются в лабораторию, где их разрушают для определения прочности бетона.

 

– Как вы учились особенностям монтажа различных типов фундамента? Методом проб и ошибок?

– Нет, ошибки дорого стоят на стройке. Моя основная специализация – быстрая и качественная установка сборных железобетонных фундаментов. А тонкостям монтажа других типов фундамента я постепенно учился у более опытных коллег.

 

И оборудование, и понимание

– Какое оборудование необходимо для монтажа фундамента?

– При монтаже сборного железобетонного фундамента значительная часть работы выполняется экскаватором. И здесь очень многое зависит от экскаваторщика. Если у него есть опыт работы при монтаже фундамента, то мы с ним общаемся буквально на полусловах и сигналах рук. Работа идет быстро. А бывает, приходит наемная (арендованная) техника, экскаваторщик поворачивается ко мне окошком и говорит, что ничего не понимает, что я ему показываю. Нет, это не новичок, это профессионал, просто без опыта работы с фундаментами. Поэтому день, два приходится учиться взаимодействию.

 

 

– Можно ли в среднем подсчитать какое количество фундаментов вы монтируете за вахту?

– В предыдущую вахту мы работали на прочном скальном грунте. В итоге на монтаж фундамента только под одну опору у нас ушло 25 дней. Для разработки котлована в таких грунтах требуется дополнительное навесное оборудование для экскаватора – гидромолот. При помощи гидромолота скальный грунт постепенно разрабатывается небольшими слоями, а далее – вынимается, как обычно. А так в обычном грунте мы можем за сутки (две смены) смонтировать фундамент для установки одной опоры (четыре сборных железобетонных фундамента под промежуточную опору).

 

 

– Какое оборудование и инвентарь вы используете, кроме, конечно, экскаватора?

– Не сказать, что у нас много инвентаря. Трос, нивелир, теодолит, уровень линейка, рулетка, вибротрамбовка, лестницы, мотопомпа – это для сборного железобетонного фундамента. Когда работаешь на скальном грунте при монтаже монолитного железобетонного фундамента, нужны компрессорная дизельная станция большой производительности, пневмоперфораторы, отбойные молотки, специальные станки для гибки и резки арматуры, бензорезы, и многое другое. При погружении металлических винтовых свай необходимо выполнить тщательную разбивку свайного поля. Данную работу выполняет геодезист при помощи тахеометра. После окончания работ по погружению металлических свай выполняется монтаж металлических ростверков (металлических балок), а это очень большой объем работ для сварщиков. При монтаже любого типа фундаментам нужны линейка и нивелир.

 

– Что представляет из себя бригада по монтажу фундамента?

– Это примерно семь человек: бригадир, два монтажника, крановщик, экскаваторщик, бульдозерист, геодезист.

 

Испытания погодой

– Если не возражаете, перейдем к отношениям внутри бригады. Бывает, что кто-то не вписывается в ее ритм?

– Бывает. Ты, например, после своей смены оставляешь все чистое, все в порядке. А когда сам заступаешь, обнаруживаешь грязь да беспорядок. Говоришь людям, что так нельзя, а им все равно. Ну, что тут делать? Говоришь еще раз, два. Как правило, это тоже не помогает. Тогда действуешь по принципу «клин клином» – после своей смены оставляешь бардак. И все, человек начинает исправляться. Народный способ.

 

– Насколько физически сложна ваша профессия?

– Обычная профессия, – с улыбкой реагирует на вопрос Александр. – А вот погода, бывает, заставляет немного напрягаться. Я, к примеру, 18 августа уезжал из дома на вахту. У нас в Волгоградской области +41, а выходим из самолета в Братске, там +6. Как приехали в Усть-Илимск, сразу начались дожди и так целый месяц. Когда морозы – другая ситуация. Утром приехали на площадку и пока работаем, греться в машину не захожу. Во-первых, потом и выходить не захочется, а, во-вторых, в тепле распаришься и потом на морозе можно легко заболеть.

 

И, все-таки, дом

– Вы – бригадир, знаете и умеете многое по своей специальности. А дома эти знания и умения приходилось применять?

– У меня глаз уже видит, криво или ровно стоит фундамент, даже уровень не нужен, – смеется Александр. – Недавно дома делал отсыпку фундамента грунтом. Раскидал лопатой, все сделал, как считал нужным. А отец, видимо, подшутить решил и говорит, что, мол, кривовато сделано. Отвечаю, хочешь – проверь. Он для интереса взял и проверил. Да, говорит, все ровно. Он у меня сам механиком работал, все делал руками. Да и в селе, где живу, никто не филонит. Как говорят, хочешь сделать хорошо, делай сам.

 

– Раз уж разговор зашел про дом, то вопрос следующий. Если перечислить объекты ООО «ЛЭМ», на строительстве которых вы принимали участие с 2016 года (а это ВЛ 220 кВ ПС Шахты – ПС Донецкая в 2016 году, ВЛ 500 кВ Ростовская АЭС – ПС Ростовская в 2017 году, ВЛ 500 кВ Усть-Илимская ГЭС – ПС Усть-Кут №2 в 2018-2019 годах, ВЛ 500 кВ ПС Нижнеангарская – ПС Усть-Кут в 2019-2020 годах, ВЛ 330 кВ Ондская ГЭС – ПС Петрозаводская в 2020-2021 годах, ВЛ 500 кВ Усть-Илимская ГЭС – ПС Усть-Кут №3 в 2022 году), то окажется, что вы очень много времени проводите на вахте, вдали от семьи. Что на этот счет думают ваша супруга и дети?

– Естественно, домашние к этому привыкают с трудом, поэтому не редки слова «Бросай такую работу». Это вечные проблемы всех вахтовиков, что на гражданке, что в армии. За исключением первого сына двое других детей в нашей семье родились, когда я был на вахте.

 

– Домой часто звоните?

– Каждый день по два-три раза. Когда работал в Карелии, разница во времени была в один час. А в Усть-Илимске при разнице в 4 часа приходится выкраивать время. Общаемся с видео и просто по телефону. Вахтовки – как космонавты. Вот сын уже сидеть начал, скоро встанет, а затем пойдет. Конечно, хочется участвовать в семейной жизни, а не просто смотреть важные этапы жизни детей на телефоне.

 

Приехал работать, работай

– Каким должен быть вахтовик, чтобы суметь перенести сложные условия работы на вахте и длительные по времени расставания с семьей?

– Надо быть внимательным и ответственным, уважительно относиться к труду коллег, не унывать и всегда находить время на общение с семьей. Если ты наплевательски относишься к работе, непременно допустишь брак. Потом тебя за это будут выговаривать, да и, главное, ребят подведешь. Ты приехал делать работу, тебе за это платят.

 

– Что вам нравится и что не нравится в своей работе?

– Вроде все устраивает. Но, конечно, вахта – это морально тяжеловато – два, два с половиной месяца вдали от дома и любимой семьи. Я уже жду не дождусь, когда хоть у нас в Астраханской или Волгоградской области кто-нибудь линию электропередачи построит. Были в 2016-2017 годах объекты в Ростовской области. От нас 450 километров. Но не наездишься, хотя, вроде и рядом.

 

Главное, чтобы по правде

– Пара слов о лирике. Какие фильмы лучше всего рассказывают о вашей работе электросетевого строителя?

– Достойный, правдивый, старый советский фильм «Карьера Димы Горина» (вышел в 1961 году). Там все работы делали вместе, одной бригадой. Монтажники умели всё. Сейчас значительно больше специализации: монтаж фундамента, сборка опоры, монтаж опоры, монтаж провода и т.д.

 

 

– Можете ли вы порекомендовать вашу профессию юношам, которые определяются с выбором профессии?

– Да, могу. Попробовать каждый может и, наверное, должен. Когда я первый раз устраивался на работу, нас было семь выпускников колледжа. Из всех только я один остался. Остальные может по две-три вахты съездили и всё. Значит, не пошло. У меня пошло, затянуло. Также и с нынешними молодыми ребятами. Попробуйте, и, если понравится, останетесь. Не понравится – займетесь чем-то другим. Вот такая правда.

 

– Насколько важна профессия энергетика-строителя для развития и процветания нашей страны?

– Тут и разговоров нет – мы же свет несем людям. Не так давно где-то в Бурятии от сильного ветра попадали опоры на линии электропередачи. А специалистов, чтобы все это восстановить, нет. Выходит, наша профессия редкая, не каждый может поехать и просто так поставить эти опоры. До тех пор, пока стране нужен свет, наша работа будет оставаться востребованной.