19.12.2022 15:36
Рубрики
Общество
Фото
Центр развития дополнительного образования детей
Фото:
Центр развития дополнительного образования детей,
19.12.2022 15:36

Культурный код родного края изучают школьники Приангарья

erid: 4CQwVszH9pSWLuKyEyG

Конференция «Байкальское кольцо» – итоговая часть большой краеведческой поисково-исследовательской экспедиции с одноименным названием. На очном этапе конференции, которая прошла в Иркутске с 16 по 17 декабря 2022 года, прозвучали доклады в пяти секциях: «История Прибайкалья», «Культура Прибайкалья», «География Прибайкалья», «Моя малая Родина», «Школьные музеи». Об этом сообщает Центр развития дополнительного образования детей Иркутской области.

Поприветствовать ребят пришел Егор Иванов, руководитель Молодежного клуба Иркутского областного отделения Русского географического общества. Он рассказал об экспедициях, в которых принял участие, о том, как побывал в Арктике и провел месяц на островах архипелага Земля Франца-Иосифа. После интереснейшего рассказа желающие имели возможность задать ученому вопрос. Приз за него от Егора Иванова получила школьница из Усть-Илимска, которая поинтересовалась, что послужило толчком к изучению ледников. По словам Егора Николаевича, все началось с доклада на одной из конференций, посвященных школьным лесничествам. Именно детскому увлечению он обязан своим интересом к науке. Отвечая на другие вопросы ребят, географ отметил, что время великих открытий еще не завершено. Например, Мировой океан изучен только на 7%, а Байкал – на 10%, так что у них есть масса возможностей войти в историю.

«В интересных экспедициях, юным краеведам удается собирать материалы, фиксировать сохранившиеся сооружения исчезающих и исчезнувших населенных пунктов Иркутской области. В результате проведенной исследовательской работы в школьные музеи поступают уникальные фотографии, сборники воспоминаний жителей об исторических событиях», – говорит Маргарита Бородина, организатор мероприятия, руководитель отдела краеведения и музейной работы ГАУ ДО ИО «Центр развития дополнительного образования детей». По словам Маргариты Львовны, ребята обращаются к изучению своей малой родины, городов, сел и поселков, в которых они живут и находящихся на их территории комплексов историко-культурных объектов: учебных заведений, деревянных и каменных усадеб, храмов, железнодорожных станций.

Большое увлечение минералами у иркутского школьника Максима Угланова началось с покупки журналов из серии «Подземные богатства», которые продавались в киосках «Союзпечати». Собрав в детстве свою первую коллекцию, юный исследователь занялся изучением физических и химических свойств полезных ископаемых, а также создал интерактивную карту Иркутской области с месторождениями минералов из своей коллекции с помощью электронного ресурса Padlet. За эту работу, которую он представил на XXIX региональной конференции краеведческих исследовательских работ обучающихся «Байкальское кольцо-2022», Максим получил диплом первой степени в секции «География Прибайкалья». В дальнейших планах юного исследователя – изучение месторождений на территории Прибайкалья и практическая реализация проекта «Геотуристические маршруты Иркутской области» для школьников.

Интересную работу, посвященную истории церкви во имя святого Василия Великого, представил Артем Маслаков, ученик 9-го класса средней общеобразовательной школы № 1 поселка Михайловка Черемховского района. На основе источников Государственного архива Иркутской области юный исследователь показал историю создания проекта храма архитектором будущей транссибирской магистрали Соловьевым и основные этапы его строительства. Также он проследил историю восстановления объекта, особенности работы священников в настоящее время, вопросы поддержания и сохранения уникального иконостаса, архитектурных элементов в храме. Его работа в секции «Моя малая Родина» заняла  первое  место.

Рютина Марина Владимировна, учитель английского языка Шарагайской школы Балаганского района, в которой учится 67 человек, вместе с учениками участвует в конференции  с 2015 года. И только в этот раз ее подопечная заняла второе место в секции  «Культура Прибайкалья» с докладом «Годонимы моей малой родины». Марина Владимировна рассказывает, что небольшое село Шарагай, которое находится на берегу Братского водохранилища, появилось после затопления при строительстве Братской ГЭС на Ангаре в 1960 году. Тогда в Шарагай переселились жители из старого Шарагая, а также из Балаганово, Грибаново, из деревни Нижне-Ангарск. Ученица Марины Владимировны, изучая материалы сельской библиотеки, узнала, что в период с 1960 по 1980 годы переселение и налаживание жизни переселенцев на новом месте отразилось в названиях улиц. Например, название улицы «Портовая», как рассказали местные жители, связано с расположением ее на территории  местного аэропорта, который до 1985 года функционировал в селе Шарагай, а также рядом находилась пристань, куда до 1975 года подходил пароход «Сибирь». Теперь это место в селе  называют «Старая пристань». Или улица «Колхозная». Она называется так, потому что построили ее рядом с фермами, свинарниками, птичником. Когда работал колхоз «Родина», появлялись новые семьи и на этой улице построили дома для доярок, свинарок, шоферов.  И школьнице захотелось рассказать об этом. Выполняя свою исследовательскую работу, она изучала информацию, а еще беседовала со старожилами села Шарагай, с работниками сельской администрации, школы. «История нашей страны складывается из маленьких кирпичиков – истории семьи, истории села, знаний о природе места, где живешь, о культурных традициях родного края. Старожилы уходят, и важно сейчас поговорить с ними, чтобы не потерять ту ниточку, которая связывает поколения в единое целое», – отметила педагог Марина Рютина.

В секции «Культура Прибайкалья» еще одной интересной  работой стало исследование восьмиклассницы Алины Логвиновой «Ансамбль песни и пляски Павла Самойлова». В нем обучающаяся детского объединения «Новая история» Дома детского творчества города Зимы рассказала об истории создания танцевальных номеров и о том, как жители участвовали в городских концертах. Алине удалось составить летопись одного из первых и лучших детских коллективов художественной самодеятельности города, собрав воспоминания руководителей, участников ансамбля песни и пляски, фотографии и другие документы. Жюри высоко оценило работу, присудив ей  первое место.

Учащиеся образовательных организаций региона участвуют в работе школьных музеев: комплектовании, описании, сохранении экспонатов, изучении истории появления предметов в фондах. В результате педагогами и учениками ведется комплексная работа по сохранению историко-культурного наследия Иркутской области. Истории школьного музея было посвящено исследование ученицы 9-го класса средней общеобразовательной  школы №13 города Усть-Илимска Доминики Цвентарных «Школьный музей «Человек Сибири». Юный краевед создала описание экспозиции, посвященной жизни и деятельности выдающегося конструктора ракетно-космических комплексов, академика М. К. Янгеля. В своей работе она рассказывает о том, как в музей поступали предметы от участников Великой Отечественной войны, жителей деревень Усть-Илимского и Нижнеилимского районов, краеведческих музеев. В результате проделанной работы были собраны уникальные материалы по истории создания экспозиции выдающего конструктора Иркутской области, выявлены особенности сохранения наследия Михаила Кузьмича Янгеля в городе Усть-Илимске. Работа заняла первое место в секции «Школьные музеи».

Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и методики Педагогического института ИГУ Лариса Салахова  отметила, что в исследованиях ребята соприкасаясь с человеческими историями и событиями, узнают путь, которому движется история, а современные технологии помогают оживить их исследования, сделать более интересными.  «Нам часто кажется, что история делается в Москве, в Санкт-Петербурге и других больших городах, но это правда только отчасти. В нашей глубинке живут удивительные люди, существует свой особый мир, в котором сохраняется культурная среда, наши корни. И в них наша опора», – подытожила результаты работы секции  Лариса Марсовна.

Региональная конференция исследовательских работ обучающихся «Байкальское кольцо-2022» – часть ряда образовательных программ, способствующих поддержке деятельности детских краеведческих объединений. Ежегодно сотрудники отдела проводят Слет детских краеведческих объединений, межрегиональную конференцию «Историко-культурное и природное наследие Сибири», областной смотр-конкурс краеведческих музеев образовательных учреждений и другие мероприятия.  В рамках конференции прошел круглый стол для педагогов. На нем обсуждались современные аспекты краеведения, вопросы содержания, методики и технологии обучения.

– Занятия детей краеведением являются важнейшей составляющей современного образования. Память о своей семье, о выдающихся людях нашего региона, о рукотворных и нерукотворных памятниках, делает их причастными к истории своей страны, соединяет и личную и общественную историю, создает культурный код нашей страны, который проявляется в поступках людей, помогает развитию нашего Отечества, – отметила Маргарита Бородина.

Исследовательские работы участников, ставших победителями и призерами, по итогам проведения конференции будут включены в сборник «Байкальское кольцо», который ежегодно выпускает отдел краеведения и музейной работы Центра развития дополнительного образования детей Иркутской области.

 

Место нахождения образовательного учреждения:

г. Иркутск, ул. 1-я Красноказачья, стр. 9

Контактный телефон: 8 (3952) 500-448 – приемная,

8 (3952) 53-68-09 – директор

Адрес электронной почты: detirk38@mail.ru

Сайт: http://xn--38-jlcepm5bo.xn--p1ai/news_page/

 

Реклама. ГАУ ДО ИО «Центр развития дополнительного образования детей»