Гэсэр Зодбоев – возвращение

Творчество улан-удэнского художника Гэсэра Зодбоева – яркое явление в бурятской скульптуре. Так сложилось, что у мастера были персональные выставки в Иркутске, Москве, однако в Улан-Удэ его творчество не было представлено. Иркутская галерея «ЛеАрт» решила исправить эту ситуацию.

Выставка откроется 16 декабря в Бурятском художественном музее им. Ц.С. Сампилова. Перед этим скульптуры Гэсэра Зодбоева оценили иркутяне.

Одна из самых известных скульптур Гэсэра Зодбоева – «Пространство». Фигура человека с распростертыми руками, который словно смотрит внутрь себя, завораживает. В собрании галереи «ЛеАрт» более 40 работ, в том числе и небольшие эскизы, которые художник не успел отлить в бронзе при жизни. Две такие скульптуры – «Равновесие» и «Встающий» – воплощены совсем недавно Петром Гармаевым.

– Авторы часто работали вместе, – рассказала директор галереи «ЛеАрт» Лина Ермантович. – У Гэсэра рождалась идея. Это могли быть какие-то картинки из жизни, например в скульптуре «Встреча». Он увидел, как двое мужчин не могут обнять друг друга из-за огромных животов. И Гэсэр вылепливал эту скульптуру, с нее сняли гипсовую форму, а потом для отливки нужно было резать подробную восковую форму. Он часто доверял эту работу Петру Гармаеву, потому что мастер был близок ему по мировосприятию. У нас, например, есть две скульптуры «Первая стрела». Одна – Петра, другая – Гэсэра. Они долго спорили, в какой руке должен быть лук, и каждый сделал свой вариант. После внезапного ухода Гэсэра осталось немало эскизов в глине. Так было и с работами «Равновесие» и «Встающий», но Петр Гармаев долго не решался подступиться к их воплощению. В итоге мы согласовали это вопрос с родственниками и одну работу сделали в 2012 году, а вторую – в этом.

За 20 лет бурятская скульптура была признана не только на российском, но и на мировом уровне. Во многом это произошло благодаря успеху другого бурятского художника – Даши Намдакова, который получил признание после своей первой персональной выставки в Иркутске в 2000 году. Она произвела такой фурор, что буквально через несколько лет молодой скульптор сумел покорить капризную Москву, и сейчас ни один скульптор, работающий в бронзе, не может избежать сравнения с Даши Намдаковым. Однако в случае с Гэсэром Зодбоевым оно в какой-то мере оправдано.

– Когда была первая персональная выставка Даши Намдакова, сделать ее с технической точки зрения ему помогали Гэсэр Зодбоев и Дмитрий Будажабэ, – рассказала Лина Ермантович. – Скульпторы жили в Улан-Удэ и были очень дружны. Они организовали мастерскую. Дмитрий Будажабэ очень долго реанимировал методику литья «утраченного воска», которая использовалась для отливки культовых статуй. Именно ее использовали при создании скульптур Даши Намдакова, Гэсэра Зодбоева, Петра Гармаева. Художники поддерживали друг друга. Правда, тогда Гэсэр бронзой не занимался, он окончил Красноярский художественный институт по специальности «Керамика». Может быть, еще и поэтому он начинал в бронзе с малых форм.

Действительно, по ранним работам Гэсэра Зодбоева можно предположить, что в начале творчества на него оказывали влияние как Даши Намдаков с его пластикой, так и Дмитрий Будажабэ с его сложной «гладкой» манерой. Однако через несколько лет автор вырабатывает собственный, неповторимый почерк. За столь короткую жизнь он состоялся как художник и вряд ли печалился о том, что не успел прославиться.

– Гэсэр был очень отзывчивый и добрый человек, – вспоминает Лина Ермантович. – Он всем помогал, и для него удовлетворение собственных амбиций было не на первом месте. Гораздо важнее творческая составляющая.

Именно в более поздних работах прослеживается уникальный почерк художника. Это «Победа», «Танец шамана», «Полет», «Мэргэн». Искусствоведы считают, что каждая скульптура мастера не замкнута сама в себе, а как бы вписана в пространство. Эта особенность связана с мировоззрением бурятского народа, суть которого в том, что человек, как и животное, и насекомое, является неотъемлемой частью мироздания. Может, именно эту особенность оценил его святейшество Далай-лама XIV, в личной коллекции которого есть скульптура Гэсэра Зодбоева «Первая молитва».

– В 2007 году наша галерея участвовала в международном фестивале искусств в Москве, – отметила Лина Ермантович. – В номинации «Скульптура» из 250 авторов победителями стали Даши Намдаков, Гэсэр Зодбоев и Дмитрий Будажабэ. Кстати, последние три года перед смертью Гэсэр вместе с Дмитрием делали двухметровую скульптуру Будды в Улан-Удэнском дацане. Это единственная в мире скульптура Будды такой величины, сделанная в данной технике. Кроме того, в столице Бурятии есть еще один совместный с Будажабэ проект – фонтан с рыбками.

Теперь земляки Гэсэра Зодбоева смогут оценить его творчество во всей полноте. Тем более что произведения мастера будут представлены вместе со скульптурами из дерева его отца Батора Зодбоева и дяди Булата Энкеева.