Почему родители выбирают семейное образование?

Мамы и папы нередко считают, что в обычной школе их ребенок не сможет раскрыть свои таланты

Минэкономразвития Приангарья подвело итоги конкурса на субсидии социальным и молодым предпринимателям. В числе тех, кто получил грант 500 тыс. рублей, – Марина Попадина, директор Иркутского центра всестороннего развития, где с этого года стартовал новый проект – «Семейные классы». Мы поговорили с ней о том, что такое семейное образование, почему все больше родителей выбирают для своих детей альтернативную форму обучения и готово ли государство поддерживать такие идеи.

 

 

– Марина Борисовна, расскажите, как пришла идея открыть свою школу? Чем занимались до этого?

– По образованию я юрист, экономист. Работала по специальности, потом ушла в декрет. Родила одного ребенка, потом второго, третьего. Спустя девять лет декрета поняла, что посвящать себя исключительно домашнему хозяйству мне неинтересно, сидеть без работы не могу, но мне нужен был свободный график. Пока дети были маленькие, водила их в школы раннего развития, изучала методики образования, системы педагогики – мне было это интересно. Я подумала: почему бы не создать собственную школу. Приобрели помещение, получили лицензию, все разрешения и в 2016 году открыли центр всестороннего развития.

 

– Что из себя представляют «семейные классы», которые вы запустили с этого года?

– Это альтернативная форма организации образовательного процесса. В эти классы принимаются дети, чьи родители перешли или собираются перейти на семейную форму обучения. Мы помогаем ученикам подготовиться к аттестации, по сути, это репетиторство в малочисленных группах.

 

– Насколько альтернативный формат востребован среди родителей?

– В нашем центре направление оказалось востребовано, в следующем году планируем расширять количество групп. Все больше родителей забирают детей из традиционных школ, отдавая предпочтение новым форматам, в частности «семейным классам». Мы не единственный центр образования в Приангарье, где есть «семейные классы».

 

– Чем руководствуются родители, когда переходят на семейную форму обучения?

– Условно таких мам и пап можно разделить на три типа. Первый – «тревожные» родители, которые сильно переживают за своего ребенка: боятся, что он может не адаптироваться, постесняться что-то спросить. Второй тип – родители, которые хотят индивидуального подхода к своему ребенку, им важно, чтобы упор делался на его личные особенности и способности. Например, видят, что ребенок одарен творчески, но переживают, что в обычной школе не сможет раскрыть свой потенциал. Третий тип – родители, которым просто важно видеть хороший результат и знать: ребенку дадут качественное образование, к нему будут хорошо относиться, он будет обучаться в современных условиях.

 

– Как относитесь к традиционным государственным школам?

– Наша система образования такая, какая есть, она нормальная, созданная путем многих проб и ошибок. Как родитель могу сказать, что мне не нравится. Во-первых, переполненные классы. Школы просто не справляются с огромным потоком, дети, бывает, учатся в три-четыре смены. Когда в классе по 30–40 учеников, невозможно педагогу каждому ребенку уделить внимание, то есть нет индивидуального подхода к детям, а ведь они все разные, со своими интересами, способностями… Еще проблема, актуальная для многих государственных школ, – нет современного оборудования, даже нормального интернета.

 

– Государство заинтересовано в поддержке частных образовательных учреждений, развитии системы семейного образования?

– На своем примере могу сказать, что да, готово. Мы получали поддержку во время пандемии от государства. Это было неожиданно и очень помогло, потому что на тот момент стоял вопрос даже о закрытии школы. Сейчас мы выиграли государственный грант как социальные предприниматели. Средства направим на улучшение материальной базы.

 

– Где учатся ваши дети?

– Старшей дочери 16 лет, после девятого класса она поступила в педколледж. Средняя дочка учится в седьмом классе обычной школы. Менять школу не хочет, я уважаю мнение ребенка. Младший сын – в третьем классе. Есть желание в пятом классе перевести его на семейную форму обучения.

 

 

– Школам сейчас не хватает учителей. Для вашего учреждения это тоже проблема?

– Хороший учитель – на вес золота. Если из ста кандидатов ты нашел двоих-троих – это прекрасный результат. Начинающие педагоги, стажеры приходят в фантазиях. Им кажется: я все могу, все умею, все знаю. Но, к сожалению, многие не понимают сути педагогической работы, не знают методик. Отрабатывают месяц, а потом уходят и говорят: «Все, я устал». Педагогика – это не «отвел урок по шаблону и пошел домой». Это и тщательная подготовка каждого урока, планирование, готовность к тому, что твою работу будут контролировать завучи, методисты. Уроки, особенно если мы говорим о дошкольниках и младших классах, должны быть интересными: с играми, активностями, работой в команде.

 

– Поделитесь планами на будущее.

– Конечно, хочется расширяться. Если говорить о грандиозных планах, готовимся запустить полноценную школу для учеников с 1 по 11 класс. Сейчас решаем вопросы со зданием. Продолжим реализовывать и социальные проекты. Ежегодно проводим конкурс «Я рисую книгу» среди учреждений дошкольного образования и начальных классов. Дети иллюстрируют литературные произведения, а потом мы выпускам книгу с лучшими рисунками. Еще планируем увеличить тираж книги «Иркутская область. Энциклопедия для самых маленьких». Это яркое издание было выпущено с участием многих музеев, культурных центров региона и стало своеобразным подарком Иркутской области в честь ее 85-летия. Книги в основном дарим библиотекам, центрам опеки и попечительства детей.