Притяжение Иркутска

На снимках Анатолия Бызова город такой родной и незнакомый

Город, в который невозможно не влюбиться. Старый и новый. Пасмурный и солнечный. Очень разный, но такой атмосферный и уютный можно увидеть в новом альбоме иркутского фотохудожника Анатолия Бызова «Иркутск. Притяжение времени». Сделанные с любовь снимки, дополняют лиричные и одновременно познавательные тексты журналистки Ольги Соболевой. 

Для презентации альбома дизайнеры придумали нестандартный ход: часть фотографий мастера поместили в старинные ставни.

– Желание прочувствовать Иркутск через фотографию возникло давно, но я занимался этим от случая к случаю, – говорит Анатолий Бызов. – Последние несколько лет фотосвидания с городом стали чуть ли не ежедневными. Хотя Иркутск открылся мне не сразу. Его портрет складывался из множества картин как мозаика. Ведь город живой, как человек он бывает разный, меняющийся от мгновения к мгновению. То прикинется суровым, немного погодя вдруг станет добрым и покладистым, а порой – задумчивым. Разный свет, разное время года, разное настроение. Иногда он становится просто неузнаваемым, для меня самого это большая тайна.

В альбом вошло более 150 фотографий Анатолия Бызова. С первых снимков и строк Ольги Соболевой об Иркутске читатель настраивается на созерцательный лад: «У каждого города есть свое время. Как у человека возраст. Часто это главное для него время определяется событиями большой истории, волей правителей, страстными порывами предприимчивых людей. Наступает и проходит. Или само место рождения города оказывается притягательным, настолько удачным для житья, открытия, собирания, накопления нового, что десятилетия и столетия не иссякает в нем красота созидательной силы. Таков Иркутск».

 

 

Фотопутешествие по городу в альбоме и на выставке сопровождают отрывки высказываний из писем, дневников, воспоминаний об Иркутске Александра Радищева, Антона Чехова, Александра Березина, Ильи Глазунова, Владимира Обручева, Валентина Распутина и других известных людей.

 

 

– Идея издания появилась несколько лет назад, – отметила Ольга Соболева. – Хотелось показать наш город через собственное отношение к нему, передать чувства, с которыми каждый раз заново открываешь уже знакомые места. Ранним утром наш старинный город кажется прозрачным, в нем нет ярких цветов, нет резких звуков. Туманы от Ангары легкой пушистой стайкой фантастически дружелюбных существ наполняют улицы, площади, переулки, бульвары. На этом фоне проступает графика изысканных фасадов, утонченные переплетения деревьев – призрачные контуры времени.

Многие из этих образов можно увидеть на фотографиях Анатолия Бызова. Особенно много на снимках памятников, которыми так богат Иркутск. Кажется, словно само время вглядывается в наш город через окна его старинных зданий. Есть там и кадры с иркутянами. Еще одним действующим лицом этого фоторомана можно назвать природу.

– Рассказывая об Иркутске, нельзя обойтись без слов, обращенных к Байкалу, – отметила Ольга Соболева. – Иркутск всегда тянулся к Байкалу, пролагая сквозь тайгу по ангарскому берегу улицы – Морскую, Заморскую, Амурскую – прежние названия улицы Ленина. Город тянулся к путешествиям, открытиям, восторгу морских приключений. В разные времена именно в Иркутске снаряжались отчаянно смелые экспедиции с целями негоциантскими, исследовательскими, миссионерскими. Отправлялись на Север, на Восток, на Аляску и в Калифорнию. Потому в удаленном от океанов и морей центре встало адмиралтейство, а Иркутск с честью носил звание сибирской опоры державы в морском деле.

 

 

Альбом «Иркутск. Притяжение времени» – это неторопливый рассказ о городе, наполненном прошлым и будущем. Где за каждым поворотом скрывается множество удивительных историй. Кажется, стоит лишь на мгновение остановиться и прислушаться, и город расскажет нам свои удивительные истории.

– Своими находками в области изучения нашего города мне хотелось поделиться со всеми, особенно с иркутянами, – рассказал Анатолий Бызов. – Интересно было показать его красоту в обыденности, мимо которой привычно проходишь и так же привычно ее не замечаешь. Я – визуалист, поэтому глазами чутко реагирую как на гармонию, так и на диссонансы. Особенно это заметно по нашим знаменитым памятникам деревянного зодчества. Город меняется чаще не от воздействия времени, а от отношения к нему людей.