Су-30СМ: прерванный полет

23 октября в 17.50 в ГУ МЧС по Иркутской области поступило сообщение о потере связи с пилотами самолета СУ-30СМ, совершавшего испытательный полет. Через полчаса стало известно о падении истребителя в частном секторе микрорайона Ново-Ленино в Иркутске. Оба пилота погибли, жертв среди мирного населения нет – к счастью, никого из жильцов в момент ЧП не оказалось дома. Следователи отрабатывают две основных версии произошедшего – отказ авиационной техники и ошибка пилотирования.

 

 

ЧП не переросло в панику

Момент катастрофы попал в объективы регистраторов и камер видеонаблюдения. На кадрах видно, что борт падает почти вертикально. Очевидцы, которые находились рядом с местом трагедии, говорят, как они услышали очень сильный взрыв, земля вокруг затряслась, а потом в небо поднялся огромный черный столб дыма.

На переулок 2-й Советский оперативно прибыли службы экстренного реагирования – пожарные, спасатели, скорая, полиция. За 40 минут удалось локализовать и потушить очаг возгорания.

 

 

– К месту падения СУ-30СМ были направлены силы иркутского гарнизона, был объявлен повышенный номер вызова и сбор личного состава. Когда прибыли на место, горел дом площадью 100 «квадратов». Были также поданы стволы на защиту соседних помещений и на тушение, – прокомментировал Вячеслав Федосеенко, начальник ГУ МЧС России по Иркутской области.

При пожаре сгорели двухэтажный дом, в котором проживали пять человек, а также припаркованная рядом машина. Из-за крушения истребителя, обломки которого разнесло по ближайшим улицам, без электричества осталось 150 домов.

 

 

Губернатор Игорь Кобзев вместе с командой правительства региона, администрацией Иркутска, в сотрудничестве с правоохранительными органами и службами спасения смогли в экстренном порядке отработать ЧП и не допустить роста паники среди населения.

Оперативный штаб развернули в здании коррекционной школы № 4. В тот же вечер удалось восстановить уличное освещение и возобновить подачу электроэнергии в жилые дома. На месте крушения ввели режим чрезвычайной ситуации муниципального характера. По инициативе городских властей были развернуты пункты временного размещения для тех, кому требовалась помощь.

 

 

Глава региона провел заседание Комиссии по чрезвычайным ситуациям, во время которого лично пообщался с пострадавшими. На месте были приняты решения об оказании экстренных мер поддержки, в первую очередь это касалось выплаты компенсации двум семьям за утерю имущества (жилья и личных вещей). С таким поручением Игорь Кобзев обратился к присутствующему на встрече министру социального развития, опеки и попечительства региона Владимиру Родионову.

– Я встретился со всеми пострадавшими, пять человек, две семьи. Разобрали все вопросы по восстановлению документов, по другой необходимой помощи. Во вторник семьи получат 100 тыс. рублей на первоочередные нужды, которые положены по областному закону. Дальше будем работать индивидуально. Один на один с бедой людей не оставим, – подчеркнул Игорь Кобзев.

 

 

25 октября, когда к печати готовился номер газеты, стало известно, что иркутянам восстановили паспорта и перечислили материальную помощь. Выяснилось, что в разрушенном доме фактически проживал один ребенок, который учится в кадетском классе МЧС школы № 45. В ближайшее время школьника обеспечат новой формой и всеми необходимыми принадлежностями, чтобы он дальше смог продолжить учебу. Кроме того, сотрудники администрации города предложат пострадавшим семьям варианты жилья из маневренного фонда.

 

Версии следствия

Игорь Кобзев встретился с родственниками погибших пилотов и принес им свои соболезнования. Одним из летчиков был Максим Конюшин, который работал на Иркутском авиазаводе с 2015 года. Его коллеги вспоминают, что небо действительно было его призванием. Он награжден медалями министерства обороны России «За отличие в военной службе» третьей, второй и первой степени. Два года назад ему присвоили звание «Заслуженный летчик-испытатель России». У него остались жена и двое детей.

 


Максим Конюшин и Виктор Крюков

 

Другой погибший пилот – майор Виктор Крюков – родился в семье военного летчика. С отличием окончил Краснодарский военный авиационный институт. Он военный летчик второго класса, летчик-испытатель третьего класса. Вместе с супругой переехал в Иркутск из Ахтубинска десять лет назад.

– Близкие погибших летчиков сейчас переживают большое горе. Важно, чтобы в такие моменты люди не оставались с бедой один на один. Скорбим вместе с родными и близкими погибших. Светлая им память, – сказал Игорь Кобзев.

По заявлению Объединенной авиастроительной корпорации, 23 октября самолет Су-30СМ выполнял приемо-сдаточный полет. Как известно, эти двухместные истребители поколения 4+ строят на Иркутском авиационном заводе. Су-30СМ стал первым серийным самолетом в мире, обладающим сверхманевренностью. Его максимальная дальность полета – 3000 км, максимальная скорость – 2125 км/ч. Истребитель адаптирован под требования военно-воздушных сил России в части систем радиолокации, радиосвязи и государственного опознавания. Каждый собранный самолет проходит цикл заводских испытаний, как правило, его пилотируют опытные летчики-испытатели.

 

 

По факту крушения Су-30СМ Следственный комитет РФ возбудил дело о нарушении правил безопасности и эксплуатации воздушного транспорта. Председатель СК России направил на место происшествия следователей-криминалистов центрального аппарата с целью оказания практической помощи в расследовании.

 

 

По официальной информации ведомства, в настоящее время проводится дополнительный осмотр места происшествия, изъяты образцы топлива, заправленного в самолет, унифицированная газоразрядная станция с медицинским кислородом, назначены химические и судебно-медицинские экспертизы, произведена выемка летно-технической документации на воздушное судно, допрошены руководство и сотрудники авиапредприятия, признаны потерпевшими и допрошены собственники разрушенного частного дома, проводятся иные следственные и процессуальные действия. Следствием рассматриваются две основные версии произошедшего: отказ авиационной техники и ошибка пилотирования.

 

 

После трагедии

Дальнейший план действий по восстановлению территории, где произошло авиационное происшествие, обсудили во время внеочередного заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Иркутской области под руководством губернатора Игоря Кобзева.

– Мэру города Иркутска поставлен ряд задач. В том числе и последующей рекультивации участка. Все-таки много горюче-смазочных материалов находится. И по замеру воздуха тоже мы направили представителей Роспотребнадзора, чтобы они замеры воздуха постоянно проводили, – сообщил глава региона.

На основании результатов проведенных экспертиз планируется принять решение – восстанавливать дом на этом участке или приобретать новое жилье. Кроме того, до завершения работы следственных органов движение транспорта по улице Пржевальского и 2-му Советскому переулку будет приостановлено.