19.10.2022 12:43
Фото
автора, Бориса СЛЕПНЕВА, с сайта Лимнологического института
Фото:
автора Бориса СЛЕПНЕВА, с сайта Лимнологического института,
19.10.2022 12:43

Байкал такой непостоянный

Научные институты исследуют влияние уровня озера на экосистему, экономику, безопасность региона

В южной, средней и северной котловинах озера Байкал уровень воды различается. А на глубинах он даже «прогибается» под воздействием силы тяжести больших водных масс. К таким выводам пришли исполнители научно-исследовательской работы, которую по заказу министерства природных ресурсов и экологии РФ выполняют учреждения Академии наук. Подробнее о ситуации по ликвидации отходов БЦБК, спирогире и проекте цифрового мониторинга Байкала ученые рассказали 14 октября в пресс-центре газеты «Областная».

 

Природа не знала о планах правительства

Научно-исследовательскую работу о влиянии уровня воды на его экосистему, определении ущерба объектам прибрежной территории Бурятии и Иркутской области, зависимость от сбросов Иркутской ГЭС институты проводят по заказу минприроды и минобрнауки России. Предысторию вопроса изложил завлабораторией гидроэнергетических и водохозяйственных систем Института динамики систем и теории управления имени В.М. Матросова СО РАН Вячеслав Никитин.

Он напомнил, что проблема уровня Байкала, его регулирования обсуждалась еще на стадии строительства Иркутской ГЭС. В проекте фигурировала примерно двухметровая призма регулирования. В пользу этой цифры говорили данные постоянных наблюдений за период с 1898 года до второй половины 1950-х, когда начали заполнять водохранилище.

В 1996 году Священное море включили в список всемирного природного наследия ЮНЕСКО, в 1999 году приняли специальный федеральный закон «Об охране озера Байкал». В документе законодатели указали, что регулирование уровня его воды находится в компетенции правительства РФ. В этом плане Байкал – единственный в мире водоем.

 

 

После принятия федерального закона о Байкале по заданию правительства РФ приняли конкретные – до сантиметров – отметки уровня озера, допустимые при его регулировании. Эксперты широко обсуждали тему. В 2021 году премьер Михаил Касьянов подписал постановление, что уровень Байкала должен находиться не в двухметровом, а в метровом диапазоне: по Тихоокеанской системе на отметке 456 метров, при максимально допустимой отметке в 457 метров. То есть произошло сокращение в два раза.

– Еще на стадии принятия этого документа эксперты предупреждали, что это допустимо, но только в условиях средней, нормальной водности на Байкале, – отметил Вячеслав Никитин. – А в случае отклонений будут неизбежные проблемы. Так оно и получилось. Природа не знала о планах правительства. В конце 1980-х, начале и середине 1990-х годов было многоводье. Тогда отмечались высокие показатели притоков в озеро, Байкал очень сильно форсировался, поднимался до 42–57 см. Энергетики имели приоритеты в принятии решений. В это время, особенно на территории Бурятии, зафиксировали значительные затопления.

С 1996 по 2013 годы наступил длительный период среднего и мягкого маловодья, какого в истории наблюдений еще не было. Чиновники к нему быстро привыкли. Летом 2014 года наступило экстремальное маловодье, продолжавшееся четыре года. Уже в 2015 году нижнюю отметку уровня в 456 см удерживать стало невозможно. Было впервые принято временное постановление правительства, которое разрешает регулятору выходить за рамки метрового диапазона. Там были учтены результаты работы нескольких научных институтов. Они показали максимально возможные уровни в разных условиях – даже засухи, которая может возникнуть раз в 10 тыс. лет. Власть решила подойти к вопросу комплексно. Так и появилось новое задание у ученых.

 

 

– Есть еще важные социально-экономические аспекты, – продолжил эксперт. – В период многоводия подтапливает населенные пункты, хозяйственные объекты. Как только Иркутская ГЭС начинает сбрасывать воду больше отметки 2800 кубометров в секунду, возникают проблемы в нижнем бьефе, включая города от Иркутска до Свирска. А когда наступает маловодье, осушаются мелководные участки, страдают биоресурсы, экология. В прибрежных населенных пунктах осложняется водоснабжение. В нижнем бьефе, где проживает около миллиона человек и сосредоточено до половины промышленности региона, возникают проблемы с водозаборами.

 

Влияние уровня воды на кормовую базу омуля

В начале 2020 года министерство природных ресурсов и экологии РФ подключило к изучению ситуации ученых Сибирского отделения Российской Академии наук. Им предстоит ответить на вопрос, как регулировать уровень Байкала с учетом экологических и социально-экономических требований.

Например, Лимнологический институт (ЛИН СО РАН) изучает состояние популяции бычка-желтокрылки. Эта рыба нерестится недалеко от уреза воды до глубины пять метров. Когда личинки желтокрылки выклевываются, они спускаются ниже, где их частично поедает омуль. Поэтому одна из задач научной работы – выяснить, как этот компонент кормовой базы омуля меняется в зависимости от колебаний уровня озера Байкал. Также лимнологам предстоит исследовать соровые зоны, где нагуливается омулевая молодь, чтобы спрогнозировать состояние популяции эндемика. Еще ученым необходимо оценить, где на Байкале находятся уязвимые точки обитания редких видов флоры и фауны, на которых могут оказать существенное влияние водные колебания.

В этом году в Хакусах и в районе мыса Елохин Лимнологический институт поставил две автоматические станции по регистрации уровня воды озера. Теперь на южном, среднем и северном Байкале действуют шесть таких станций ЛИН. Ученые в онлайн-режиме видят, как изменяется уровень воды на всей акватории.

 

 

– Когда в реальном времени видишь перепады между южной и северными котловинами, и как более-менее спокойно стоит средняя котловина, это заставляет задуматься. Назрела необходимость показывать свой уровень для каждой котловины Байкала, он не может быть один для всего озера. Тем более, когда мы говорим о точностях до сантиметра. Этот сантиметр может иметь совсем не техногенную природу, зависимую от сбросов Иркутской ГЭС, а на самом деле – это внутренние колебания самой чаши Байкала, или ветровые воздействия, – считает директор Лимнологического института, доктор геолого-минералогических наук Андрей Федотов.

 

 

Предварительные результаты исследований ученые на прошлой неделе обсуждали на семинаре-совещании в Иркутске. Там говорилось, что на уровень Байкала в первую очередь влияет попадающий в него объем воды за счет крупных притоков – Селенги, Верхней Ангары, Баргузина.

Институт земной коры СО РАН представил данные, что на каждой из трех котловин Байкала присутствует отдельная вогнутость, причем она достигает полутора метров по сравнению с уровнем у берегов. Предварительно это связано с большой силой тяжести массы воды, глубиной озера.

 

Правила использования водных ресурсов устарели

– Помимо фундаментальных знаний, которые мы получаем, данные можно использовать при построении новой сети мониторинга над уровнем озера. В разных точках Байкала в разное время и уровень воды различается. Когда мы говорим, что на один-два сантиметра изменился уровень за счет регуляции работы Иркутской ГЭС, то все это очень усредненно, – поддерживает коллег директор Иркутского филиала Сибирского отделения РАН, академик Игорь Бычков. – Научная работа проводится в два этапа. В 2021 году мы обрабатывали и систематизировали ранее накопленные данные. В этом году очередь полевых исследований. В 2023 году предстоит уточнить возможные ущербы от изменения уровня в верхнем и нижнем бьефе Иркутской ГЭС. Уже сегодня понятно, что изучение этих процессов должно продолжиться и в последующие годы, мы понимаем, в каком направлении нужно идти, в первую очередь Агентству по управлению водными ресурсами. Следует вносить изменения в правила использования водных ресурсов. Их приняли еще в 1988 году. Они были ориентированы на повышение эффективности выработки электроэнергии и обеспечение водопользователей. Сегодня правительство и общественность говорят о необходимости обязательного учета экологического компонента.

Андрей Федотов сказал, что нужно поменять либо существенно дополнить методику измерения уровня воды в Байкале. Его сейчас замеряют максимум два раза в сутки рейками или самописцами. Но требуется более точное и современное оборудование.

 

 

В этом году ЛИН продолжил исследования по изменению уровня воды и в реках – Баргузине, Селенге, Слюдянке, Ангаре, Иркуте. Ученые теперь видят, как влияет Иркутская ГЭС на них.

Продолжается работа по цифровому мониторингу Байкала. Так, в 2022 году лимнологи установили автоматические станции по определению качества воды в Селенге. Одна из них регистрирует изменения гидрофизических и гидрохимических параметров в главном притоке Байкала на границе с Монголией. Это нужно, чтобы понять, как по мере приближения к устью реки меняется состав воды, и определить, что влияет на ее качество.

 

 

Установил ЛИН приборы в районе нейтринного телескопа. Их данные тоже поступают в центр онлайн-мониторинга Лимнологического института. Еще одна новая буйковая станция на южном Байкале снимает его гидрофизические параметры в диапазоне глубин от 50 до 1400 метров. Ее поднимут на поверхность и считают данные весной. Ученые увидят, что круглосуточно происходило во всей толще Байкала. Подобных исследований никто еще не проводил.

Традиционно на встрече с учеными не обходится без вопросов о спирогире. Андрей Федотов ответил, что ситуация по этой нитчатой водоросли не меняется:

– Я в прошлые выходные погружался в Листвянке, там на дне до 10 метров сплошной зеленый ковер. Привычных амфипод, рачков-гаммарусов, бычковой ихтиофауны, эндемиков-моллюсков в этой зеленой густой массе уже нет. Экотоп меняется. Просто байкальские организмы не привыкли жить в таких условиях плотного цветущего покрова.

 

 

Он заметил, что многие актуальные вопросы охраны озера Байкал, к сожалению, до сих пор не решены. Нет комплексного подхода к строительству канализационно-очистных сооружений (КОС) с учетом численности населенных пунктов. Не сдвинулось с мертвой точки предложение науки создать куст КОС на южном Байкале с очисткой сточных вод до российских показателей и увода их в Иркут. Это актуально и для Байкальска, где непонятно, куда девать стоки от переработки отходов БЦБК. Президент страны поставил задачу сделать Байкальск образцовым эко-городом, но при этом вряд ли логично сбрасывать сточные воды в речки, которые впадают в озеро совсем рядом.

 

Пока определились, как ликвидировать отходы БЦБК

Игорь Бычков также прокомментировал информацию СМИ о том, что на ликвидацию отходов БЦБК в следующем году средства не предусмотрены. Оказывается, это так, но деньги запланированы на проектирование. Правительственная комиссия решила, что проект должен быть готов до конца 2023 года. Правда, имеется в виду Солзанский полигон, где находятся карты со шлам-лигнином. Но есть еще и другие объекты, где находится другое небезопасное наследие предприятия. Сейчас депутаты Госдумы настаивают, чтобы были внесены изменения в федеральный бюджет для решения проблемы.

– Работы по проектированию, к сожалению, затянуты, и сегодня мы возвращаемся к событиям двухлетней давности, на уровень лабораторных экспериментов с последующим выходом на опытно-промышленные испытания. Мы еще раз проходим этот путь, поскольку то, что делалось до этого, не показало своей эффективности. Сейчас в рамках министерства природных ресурсов и экологии РФ разрабатывается регламент проведения научных исследований по подготовке и выработке технологий утилизации накопленного вреда. Сегодня пока ни одну из опробованных технологий не одобрили ни ученые, ни заказчики. А вот способы утилизации отходов БЦБК определены – это литификация и компостирование. Рассматривается также идея частичного изъятия и вывоза отходов, – сообщил Игорь Бычков.