Разговоры о важном

Обладатели премии губернатора Иркутской области «Лучший учитель» войдут в состав оргкомитета по проведению Года педагога и наставника, объявленного в России в 2023 году. Такое поручение глава региона Игорь Кобзев дал по итогам встречи с лауреатами педагогического конкурса. Какие предложения от педагогов прозвучали на ней?

 

«Поймать» своего учителя

– Стартовые возможности будущей успешности даются человеку, когда он в школе «поймал» своего учителя. И в жизни будет все правильно складываться, если вы на своем месте, – обратился к педагогам министр образования Иркутской области Максим Парфенов.

Во встрече приняли участие 34 учителя из образовательных организаций Иркутска, Ангарска, Усолья-Сибирского, Черемхово, Шелеховского, Иркутского, Усольского и Эхирит-Булагатского районов. За чашкой чая они вели свои «разговоры о важном» – так называются классные часы, которые с этого учебного года проводятся во всех школах страны.

Светлана Сидоревич, учитель русского языка и литературы средней школы села Оек Иркутского района, призналась, что путь в профессию у нее был тернистым. Но усилия оправдались, в прошлом году десять выпускников педагога стали медалистами.

– Когда я училась в третьем классе, моя любимая учительница задала вопрос классу: кем мы мечтаем стать. Тогда мальчики мечтали стать космонавтами, девочки – балеринами. Я сказала, что хочу стать учителем. Весь класс засмеялся, а я долго плакала на груди учительницы. Прошли годы, у нас была встреча одноклассников, я сказала ребятам: «Ну, здравствуйте, «космонавты» и «балерины», а я вот свою мечту исполнила». Важно говорить с детьми. Им интересны темы дружбы, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. У них есть понятие, что такое патриотизм. Мы объявили акцию «Посылка солдату», и все с радостью, сопереживанием откликнулись. Поэтому очень полезен проект «Разговор о важном».

 

Классные часы дети приняли с восторгом

– Это замечательный предмет, – согласилась с коллегой учитель начальных классов школы № 57 Иркутска Юлия Кушаева. – Когда мы только узнали, что он вводится, было непонятно, как мы его вставим в расписание. В нашей школе две тысячи детей, и без «разговоров о важном» нам тесно. Но дети в восторге от предмета. Мы, к примеру, как-то говорили о Циолковском. Я переживала, что ученики начальных классов эту фамилию не запомнят. Но мы даже не смогли уложиться в заявленные 30 минут, потому что у детей был такой интерес, столько вопросов, что мы решили продолжить тему на уроке окружающего мира.

В этом году Юлия Кушаева победила в региональном этапе федерального конкурса на присуждение премий за достижения в педагогической деятельности. Ранее она становилась лауреатом премии губернатора Иркутской области «Лучший учитель». Ее воспитанники тоже успешны, например, одна из учениц второго класса в 2019 году завоевала первое место во всероссийском конкурсе молодежных проектов «Если бы я был президентом». Тему патриотизма Юлия Кушаева подняла на встрече с губернатором:

– Затрону важное новшество. Это еженедельное поднятие флага и прослушивание гимна перед уроками в школе. Мне бы хотелось слово «прослушивание» зачеркнуть красной ручкой и написать «исполнение гимна». Мы со своими второклашками первым делом выучили гимн, пришли на церемонию и увидели, что, например, десятиклассники стесняются петь. А ученики начальных классов более открыты ко всему новому. Это поколение мы не упустим.

Игорь Кобзев поддержал инициативу о введении обязательного исполнения учащимися и педагогами гимна страны во время проведения церемонии поднятия Государственного флага России. Ее он передаст в федеральные органы власти.

 

История интересует школьников все больше

Как бы то ни было, интерес к истории страны растет и у старшеклассников. По словам учителя лицея № 1 Ангарска Романа Добрякова, они стали больше изучать события после Второй мировой войны, проблемы послевоенного урегулирования, подробности холодной войны.

– Современная геополитическая ситуация, конечно, позволяет эти темы изучать более серьезно, основательно. Многое зависит от учителя. Любую тему можно превратить в интересное и увлекательное путешествие, а можно даже самую великолепную тему сделать скучной. Поэтому мы стараемся использовать разнообразные методы, средства, технологии подачи информации. В этом залог успеха, – считает Роман Добряков.

В огромном море информации учитель перестал быть ее монополистом. Его слова теперь не истина в последней инстанции. Учитель истории из Ангарска считает, что современному педагогу сложно постоянно заинтересовывать ребят, но дело того стоит.

 

 

А еще на встрече говорилось, как важно педагогу держать связь со своими учениками и после школы. Показательный пример привела зампред правительства Иркутской области Валентина Вобликова. Она сама, к слову, выросла в учительской семье и о трудностях профессии знает не понаслышке:

– Даже когда раньше о школе говорили как о месте получения образовательных услуг, а учителей и вовсе называли «урокодателями», настоящие педагоги оставались для своих учеников наставниками. Сейчас вообще особая ситуация. И я прошу учителей максимально уделять внимание детям, у которых мобилизовали отцов. Знаете, летом я была на международном фестивале «Алтаргана» в Забайкальском крае. Там мне посчастливилось познакомиться с Героем России, 23-летним Балданом Цыдыповым. Его мама очень просила передать слова огромной благодарности учителю иркутской школы № 32 Ирине Павловне, где ранее в течение года учился Балдан. Когда его ранили в Украине, учитель его разыскала в госпитале, общалась с ним и очень поддерживала. Мама героя передала такие слова: «Поблагодарите педагога за то, что она помогла мне воспитать такого сына».

 

Молодых педагогов должны поддерживать школы

Победитель регионального конкурса «Учитель года 2021», учитель начальных классов школы № 14 Шелехова Екатерина Власова поделилась своим мнением о роли современного педагога:

– Вчера с моими второклашками на классном часе состоялся очередной разговор о важном. Я спросила у ребят: «Будет ли когда-то такое время, когда учителя заменит компьютер?». Они сначала растерялись, кто-то говорил, что возможно, ведь и сейчас есть электронные библиотеки, интернет. Но многие дети, подумав, решили, что никогда такого не будет. Девочка Аня заметила однокласснику: «Кто же тебя воспитывать будет, балбес?». Поэтому я уверена, что сейчас учитель действительно становится наставником, другом, помощником.

Хоть учителя и встречались накануне своего профессионального праздника, обсудить проблемы все равно не забыли. В Иркутской области трудится более 44 тыс. педагогов. А вот дефицит учительских кадров может восполнить только сам регион. Молодые люди не спешат трудоустраиваться в школах. Об этом опять же говорила Юлия Кушаева, которая в Иркутске возглавляет городское методическое объединение учителей начальных классов:

– Молодые педагоги не держатся, и дело не только в зарплате. Дело в человеческом и человечном отношении администрации школ к ним. Почему-то во многих учреждениях она настроена не помогать, а только контролировать.

В системе образования нужно развивать институт наставничества. Так считает и губернатор Иркутской области. Причем речь идет не только о наставниках для учеников, но и тех, кто призван помогать начинающим специалистам. Здесь интересен опыт Саянска, где реализуется проект «Наставник 3.0», который включает в себя разные уровни наставничества.

 

 

В областном конкурсе профессионального мастерства для таких специалистов-помощников планируется предусмотреть специальную номинацию. Сейчас в школах Прибайкалья есть 30 классов педагогической направленности, там учатся более 600 ребят. К 2024 году количество педклассов решено увеличить до 100.

– Сегодня у нас прошла очень нужная, теплая встреча, – отметил губернатор Игорь Кобзев. – Здесь прозвучали важные слова, интересные предложения. Я поручил создать региональный оргкомитет по проведению предстоящего Года педагога и наставника. В его состав войдут представители сообщества лауреатов премии «Лучший учитель». В моей жизни учителя тоже сыграли важную роль. Мы гордимся нашими педагогами и рады тому, что они ежедневно занимаются воспитанием и обучением детей.

 

 

Премия губернатора Иркутской области «Лучший учитель» учреждена для педагогов, которые имеют высокие достижения в педагогической деятельности по обучению и воспитанию талантливых детей. Ежегодно заявки на участие в конкурсном отборе подают около ста педагогических работников Прибайкалья. Премии в размере 100 тыс. рублей присуждаются 20 учителям по результатам отбора, а всего за шесть лет этой премии удостоены более ста учителей.