«Когда эскиз превращается в куклу – это чудо»

Евгения Шабанова уже почти 20 лет создает художественное пространство спектакля. Все это время ее деятельность связана с Иркутским областным театром кукол «Аистенок». Декорации и куклы можно увидеть на ее персональной выставке в фойе театра до конца ноября.

 

 

– В «Аистенке» вы прошли путь от бутафора до главного художника. А как вообще попали в театр?

– По первому образованию я – модельер-конструктор, окончила Иркутский технологический техникум. В поисках работы обратилась в центр занятости, где и предложили вакансию художника-бутафора в «Аистенке». Тогда мне посчастливилось работать с такими профессионалами, как художник-постановщик Дмитрий Лабутин и конструктор Сергей Аргулов. В то же время на постановку в театр приехал один из лучших художников, режиссер, обладатель «Золотой маски» Сергей Иванников. Он ставил спектакль «Цирк Шардам» с очень сложными марионетками. Для меня это была хорошая школа, многому пришлось быстро учиться. Но все это случилось позже, а сначала я чуть было не ушла из театра.

 

– Вам не понравилось?

– Я испугалась, ведь в первый день мне поручили отреставрировать декорацию «домик». Помню, как я его подкрашивала и подклеивала трясущимися руками – боялась испортить. На следующий день не вышла на работу. Мне позвонили из театра – узнать, что случилось? Я сказала, что, наверное, не справлюсь с этой работой. Но руководство как-то сразу поверило в меня и убедило остаться. Интересно, что до этого я никогда не была в театре. Родилась в селе Тараса Боханского района, и так сложилось, что ни родители, ни учителя нас никогда не возили на спектакли.

 

– И театр вас затянул?

– Да, мне было все интересно, захватывающе, ведь ты никогда не делаешь одно и то же. Всегда что-то новое, необычное, чувствуешь себя настоящим изобретателем! Кроме того, рядом всегда интересные и неординарные люди. Когда из плоского эскиза рождается объемная кукла, которая оживает в руках актера, – это настоящее чудо!

 

– Как из бутафора вы стали художником-постановщиком?

– Мне очень быстро начали доверять главных героев. Секрет в том, что, приступая к работе над персонажем, я четко представляла готовый результат. На самом деле умение видеть итог работы заранее очень важно в создании спектакля, иначе можешь столкнуться с трудностями и потерять время. Однажды наш главный режиссер Юрий Уткин, вероятно, увидев во мне потенциал постановщика, предложил поставить с заслуженной актрисой РФ Любовью Калиниченко спектакль «Байкальское чудо». Потом театр взял меня с собой на фестиваль театров кукол «Золотой конек» в Тюмень. С тех пор я не пропускала театральные встречи. Все это давало возможность насматриваться, учиться, общаться с коллегами, развиваться.

Так получилось, что люди в театре верили в меня больше, чем я сама в себя. И мне постоянно приходилось соответствовать! Вскоре под моим руководством стали выходить все спектакли репертуара, я была связующим звеном между режиссером, художником и постановочными цехами. Ответственности и обязанностей прибавилось. С Юрием Уткиным мы поставили первый спектакль для малышей – «Очень маленькие небылицы для очень больших зрителей». Куклы из этой работы были признаны лучшими на Томском региональном фестивале «Сибирские кукольные игры» в 2012 году. Потом была постановка про Эхирита, ряд новогодних спектаклей и интермедий у елки. На сегодняшний день в постоянном репертуаре «Аистенка» семь моих постановок.

 

– Куклы эмоционально воздействуют, особенно на самых маленьких детей, как их не напугать?

– Любой визуальный образ ассоциативно откладывается в памяти ребенка. Часто, когда работала над образами героев, приносила куклу домой, играла со своими племянниками, наблюдала за их реакцией. Честно признаться, мне самой очень сложно делать страшных персонажей, даже когда это надо. На самом деле страх можно показать не только визуальным образом, но и атмосферой, музыкой, речью. У меня даже в подростковом спектакле «Василиса Прекрасная» для иркутского драмтеатра Змей Горыныч и тот – не страшный!

 

– Вы ставите в других театрах?

– Да, в Братском театре кукол «Тирлямы» я ставила спектакли «Медведь, который не верил в Деда Мороза», «Ястребок» и «Бука – вредный заяц». Пять моих постановок входят в постоянный репертуар Омского государственного театра куклы, актера, маски «Арлекин» – это «Царевна лягушка», «Спящая красавица», «Любопытный слоненок», «Снеговик-почтовик» и «Никто не поверит». В Магаданском музыкально-драматическом театре мы с режиссером Геннадием Гущиным поставили спектакль «В некотором царстве». В Сургуте с режиссером Антоном Нестеренко недавно выпустили спектакль «Лев на каникулах». Предложения на постановку поступают часто, но я не на все соглашаюсь. Если раньше нужно было нарабатывать опыт, то сейчас выбираю по душе, мировоззрению, ведь спектакль как ребенка нужно «выносить в себе» определенное время.

 

– Сколько времени уходит на создание художественного решения спектакля?

– Минимум пять месяцев, причем два из них – исследовательская работа: изучение темы, создание эскизов, обдумывание деталей. Нужно с режиссером решить, какую систему кукол выбрать, ведь каждая требует определенной конструкции, которая диктует конструктив всего спектакля. Например, сейчас я придумываю художественное решение спектакля «Крапинка» для «Аистенка». Действие происходит в Голландии XVII века, изучаю эту страну, особенности, искусство, костюмы.

 

– Что вас вдохновляет на спектакль?

– Множество факторов, но прежде всего сама история. Еще меня вдохновляют люди. Например, чем больше ты общаешься с режиссером, тем более четкая картинка возникает в воображении. Вдохновляют природа, небо, музыка, книги.

 

– Вы ведь сейчас занимаетесь и своей первой профессией?

– Да, желание создавать одежду у меня с самого детства. Такая потребность возникла, потому что у нас была большая семья – пять детей, и мне всегда доставалась одежда старшей сестры. При этом хотелось одеваться красиво и необычно. Зато я всегда шила куклам. Кстати, в театре мне очень пригодилось мое образование в создании костюмов.

 

– Кажется, что все спектакли транслируют современную моду.

– Наверное, это получается естественным образом, ведь мы – часть времени и невольно привносим современность в выдуманный мир. Иногда, даже не задумываешься над такими вещами. Например, в «Острове Иукини» мы использовали сразу два тренда: макраме как образ хрупких связей, возникающих между людьми, и татуировки, нанесенные на трикотаж, как информационная составляющая. Такое решение возникло из практических соображений – проще надеть костюм телесного цвета с принтом в виде татуировок, чем перед каждым спектаклем разрисовывать артистов. Но при создании спектакля я меньше всего думала о трендах, скорее всего, о смыслах и удобстве.

 

– В каком стиле будет ваша одежда?

– Сначала мне хотелось заниматься повседневной одеждой, но потом я пересмотрела концепцию. Сейчас думаю, что это будет индивидуальный пошив, что-то оригинальное. Возможно, вечерние платья или образы для пар. Наверное, театр и здесь меня не отпускает.