Считаю себя сибиряком

На правах рекламы

Николай Иванович Малютов приехал в поселок Центральный Хазан Зиминского района из Украины без малого 70 лет назад. Создал здесь семью, вырастил детей, более 40 лет проработал в Зиминском леспромхозе, получив звание «Ветеран труда». Сегодня он считает себя сибиряком. Не по национальности, а по состоянию души.

«Оккупированное» детство

Николай Иванович Малютов родился 29 января 1937 года на Украине, в городе Синельниково Днепропетровской области. Когда началась Великая Отечественная война, ему не было и пяти лет, но те страшные события он до сих пор помнит в мельчайших подробностях:

Отец ушел на фронт в первые дни, как объявили о войне. Мы с сестренкой остались с матерью. Уже в августе 1941-го начались сильные бомбежки, а в начале октября в город ворвались фашистские захватчики. В течение нескольких суток они расстреляли около 300 человек. Все предприятия были объявлены частной собственностью гитлеровцев, а здания школ, клубов, библиотек они использовали под казармы.

Поселились фашисты и в доме Малютовых, забрав себе комнату, спальню и кухню. Хозяйке и ребятишкам выделили крохотный чулан, на входе в который вместо дверей висел холщовый мешок.

Когда жили передовые войска, было еще не так страшно. Особенно мне запомнился один офицер. Он показывал нам с сестрой фотокарточки своих ребятишек и угощал монпансье – маленькими леденцами в пакетиках. А когда заселились отряды СС, стало по-настоящему жутко. Я однажды сунулся в комнату по привычке и получил такой удар сапогом в лицо, что несколько дней провалялся в постели, – припоминает Николай Иванович.

Оккупация продолжалась до сентября 1943-го. За это время фашисты замучили и казнили в городе и районе более 830 мужчин. На принудительные работы в Германию было вывезено 4847 жителей, из них 158 несовершеннолетних. Более 1,5 тыс. человек были замучены в концлагерях.

После того как город освободили, к ним домой пришел товарищ отца, с которым они вместе уходили на фронт, и рассказал, что тот погиб на его глазах в первые дни войны. В 1944-м Николай пошел в первый класс. Поскольку школы были разбомблены, занимались они в приспособленном доме. А летом 1945-го неожиданно вернулся отец. Оказалось, что его тяжело ранило разрывной гранатой. Когда был без сознания, попал в плен, а после его перевели в концлагерь, где он и пробыл до самой Победы.

Окончив семь классов, Николай вместе со своим закадычным другом решил поступать в авиационное училище:

Я-то прошел, сдал все экзамены, а Володьку не взяли, у него оказались какие-то проблемы со здоровьем. Ну я тоже тогда забрал документы. Потом пробовали пойти в мореходку, театральное – что с нас было взять: в 14 лет ветер в голове, романтика. Наконец мать не выдержала: «Хватит болтаться!» Я и пошел учиться в Днепропетровские ФЗО на плотника.

За туманом и за запахом тайги

В 1954 году к ним в училище приехали вербовщики из Зиминского леспромхоза. Им требовалось 20 человек, и вся группа в полном составе решила отправиться в поселок Центральный Хазан «посмотреть, что такое Сибирь». Через два года из 20 добровольцев здесь осталось двое – Николай Малютов и Степан Чедетский.

Николай Иванович признался, что тоже вначале подумывал вернуться на родину – уж больно холодным показался здешний климат, но встретил свою «вторую половинку». Познакомились они прямо в лесу, на деляне. Александра работала в то время учетчицей – принимала кубатуру, Николай – чокеровщиком, подцеплял к трактору срубленные хлысты. Едва молодым исполнилось по 18, они поженились. А вскоре Николая призвали на срочную службу. В семье к тому времени уже была трехмесячная дочурка.

40 лет совместной жизни пролетели, как один день. Супруги вырастили троих ребятишек, дали всем образование. Татьяна выучилась на провизора. Владимир окончил исторический факультет Иркутского госуниверситета, а младший Алеша, решив пойти по стопам родителей, поступил в лесотехникум. Сам Николай Иванович всю свою жизнь так и проработал в леспромхозе – был плотником, водителем. Окончил вечернюю школу, заочно отучился в лесотехникуме. В 1978 году его избрали председателем рабочего комитета. А за несколько лет перед пенсией назначили заместителем главного инженера по охране труда.

Лучшая усадьба

В 1996 году супруга Николая Ивановича скончалась, и через несколько лет он женился во второй раз. Вместе с Зоей Иннокентьевной Трофимовой они занялись личным подсобным хозяйствам. Завели корову, поросят, а еще увлеклись цветоводством. Гладиолусы, пионы, мальвы, астры – что только ни растет на их участке! Одних только георгинов около 40 сортов! В 2015 году их усадьба была признана лучшей во всем Зиминском районе. Супруги – постоянные участники выставок, фестивалей и ярмарок, где их яркие и необычные цветочные композиции занимают исключительно призовые места.

Судьба распорядилась так, что я считаю себя сибиряком, – признается Николай Иванович. – Я оказался в Зиминском районе в 17 лет, можно сказать, случайно, но ни разу не пожалел о своем выборе. Здесь я нашел свою любовь и семейное счастье, верных друзей и товарищей. Я привык, что люди приходят на помощь в любую минуту, не боятся отстаивать свое мнение, если происходит какая-то несправедливость, стремятся делать свою работу хорошо. Теперь-то я точно знаю: сибиряк – это не национальность, а что-то большее, и я по-настоящему рад быть к этому причастным.