Загадки старинного особняка

ЖИВАЯ ИСТОРИЯ ИРКУТСКОГО ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА
Специалисты утверждают, что возвращение жилой функции в памятники деревянного зодчества – одно из важных условий их сохранения. Газета «Областная» начинает рассказ о современных владельцах старинных домов Иркутской области. Мы услышим их истории, узнаем о семьях, ценностях и мотивах, которые побудили их взять на себя ответственность за объекты историко-культурного наследия.

 

Красивый особняк с тремя башенками на крыше на Карла Либкнехта, 11 в Иркутске совсем недавно приобрел свой исторический цвет. Калеванный тес, которым был зашит дом, покрасили в серо-голубых тонах. В таком сочетании богатый белый кружевной пропильной декор фасада смотрится особенно нарядно. Сегодня мы пришли в этот дом в гости к иркутскому психологу Ларисе Пустовит, которая живет со своей семьей здесь уже более 30 лет.

 

Тихий центр и дружные соседи

Дом расположен недалеко от улицы Карла Маркса. Однако здесь совсем не чувствуется суеты центра города. Тенистые деревья растут возле тротуара. На подоконнике сидит ухоженный белый кот. А если заглянуть во двор, то кажется, что ты попал в другую реальность – цветущие палисадники, белье на веревке. Уютные лавочки словно приглашают присесть. Здесь находятся еще два деревянных дома внушительных размеров, которые раньше, судя по всему, были частью одной усадьбы.

 

 

Лариса Пустовит рассказала нам, что совсем недавно дом принял участие в проекте «Фасадник», и обновлять его внешний вид вышли все соседи.

– Ритм жизни у нас разный, так что общаемся мы редко, – рассказала Лариса Пустовит. – Но когда мы с «Фасадником» красили дом, все вышли помогать – и дети, и старики. Оказалось, что у нас такой сплоченный коллектив! Один сосед работал в цирке, и мы вместе с ним залезли на самую верхотуру – красили почти под крышей. Потом собирались у нас в квартире, вместе обедали и ужинали, общались.

 

Галерея иркутских художников

Вместе с Ларисой возвращаемся к центральному подъезду. Поднимаемся по лестнице на второй этаж и попадаем в небольшой коридор. Вся квартира площадью 140 квадратов оформлена в едином стиле. Белые стены, темное дерево добротных дверных проемов, лаконичная мебель в цвет.

Впрочем, на убранство квартиры обращаешь внимание не сразу, ведь практически все стены в комнатах заполняют картины иркутских художников. Многие из них изображают тот самый уходящий старинный город, частью которого и является этот дом.

 

 

– У нас есть три изображения нашего дома – летом, зимой, осенью – кисти замечательного художника Владимира Кузьмина, который, к сожалению, уже ушел из жизни, – рассказала Лариса. – Здесь работы авторов, чье творчество нам близко, которых мы с мужем хотели поддержать, приобретая их работы. Это произведения Сергея Жилина, Анатолия Костовского, Алексея Ускова. Но больше всего у нас картин художника Олега Ушакова, который по зову души стал православным священником и усыновил приемных детей. Мы с ним очень подружились.

 

Коммуналка превратилась в квартиру мечты

– Мой муж в 1989 году поменял квартиру, которую ему выделило государство в Улан-Удэ, на комнату 26 квадратных метров в коммуналке в этом доме, – рассказала Лариса. – Мы, кстати, сейчас в ней.

Это самая дальняя от входа комната в доме, и здесь расположена уютная спальня.

– Мы поженились и поселились в этой комнате, здесь у нас родился ребенок, которому сейчас уже 30 лет, – вспоминает хозяйка. – У нас были общая кухня и туалет. И вечером, когда все соседи засыпали, мы садились на кухне, где были две газовые печки, две раковины, синие плинтуса, деревянные полы со щелями и чугунные батареи. Мы мечтали, как заживем, если все это пространство будет нашим.

 

 

В итоге так и произошло, но, к сожалению, не так скоро, как хотели наши герои.

– Мы прожили здесь три года, потом я уехала в Кутулик по распределению после мединститута, там мне дали целый дом, – вспоминает Лариса. – А через какое-то время, в 1996 году, мы приобрели две примыкающие комнаты. Потом уехали в Москву, где я училась в ординатуре. Там прожили четыре года, у нас родился третий ребенок – дочка, которой сейчас уже 20 лет. Но нужно было вернуться, моя свекровь стала плохо себя чувствовать, но не захотела переезжать из Черемхово в Москву. Так мы снова оказались в Иркутске.

Через какое-то время соседки по дому на улице Карла Либкнехта, 11 уехали, и семья Ларисы смогла купить еще несколько комнат. В итоге в их распоряжении уже была квартира площадью 140 кв. метров.

– После Москвы у нас была попытка поселиться в другом месте, мы купили большую четырехкомнатную квартиру на 4-й Железнодорожной, но там мы все нескончаемо болели, – рассказала Лариса. – Потом нам сказали, что дом был построен на территории бывшего кладбища, и мы решили оттуда съехать.

 

Воспоминания бабы Груни

Когда семья стала владеть всей половиной дома на втором этаже, хозяева раскрыли исторические дверные проемы, которые были заколочены досками. И оказалось, что в этом особняке, который по своему типу является доходным домом, по сути, анфиладная планировка. То есть комнаты соединены сквозными дверными проемами.

– История у особняка весьма разноречивая, – говорил Лариса. – У нас была соседка баба Груня 1901 года рождения. В этом доме она дожила до 93 лет. И рассказывала, будучи в твердом уме и трезвой памяти, что 13-летней девчонкой ходила сюда к купцу стирать вещи. По ее словам, ему и его детям принадлежали все три дома. Сыновья выросли, женились и построили свои дома позади главного особняка. У купца были дочки, и у каждой была своя комната. На каждом этаже была большая ванная. В общем, ни слова о том, что здесь был доходный дом, она не говорила. А когда случилась революция, то у купца все отобрали, сделали коммуналки, и наша баба Груня сюда заселилась. 

 

 

При перепланировке сквозные проемы закрыли, соорудили выходы внутрь дома. В каждую комнату поставили по печке, вывели в коридор топки. У каждой двери стояло помойное ведро. Ремонт и благоустройство дома сделали только в 1970-е годы. Тогда же сюда провели отопление и воду.

– Заметно, что на потолках когда-то была лепнина, но ее практически полностью разрушили печками, – пояснила Лариса. – Мы обшили стены и потолки гипсокартоном. В той части, которая прилегает к брандмауэрной стенке, это необходимо. Противопожарная конструкция выше дома и стоит вплотную к стене. Все это не дает нормально стекать воде при таянии снега, и она попадает под крышу.

Уже несколько лет муниципальные службы грозятся поставить дом на капитальный ремонт крыши, но все время находятся более насущные проблемы.

 

Дом из добротного листвяка

– По сути, мы здесь особо ничего и не делали, полы и стены в доме хорошие, – вспоминает Лариса. – Очень крепкие конструкции – стены из 30 сантиметрового листвяка, который по всем правилам год выдерживали в воде. Помню, мы провели вентиляцию в санузле, и я попросила просверлить пять дырок в стене. В итоге рабочие три дня перфоратором пытались проделать эти отверстия, а из-под бура шла плотная белая стружка.

В доме у Ларисы чувствуются гармония и соразмерность во всем, когда глаз не цепляется за какие-то объекты, а сама атмосфера умиротворяет. Здесь совсем не слышно шума улицы из-за толстых стен. Высокие потолки создают ощущение воздуха. Смущает только висящая в окне надпись «Продается».

– Мы любили и любим в этом доме все: его историю, внешний вид, ауру, которая здесь царит, – говорит Лариса. – Еще очень важно, что все здесь в шаговой доступности. У меня дочь – органистка. Она училась рядом в музыкальной школе, потом в колледже. И сейчас, когда она поступила в Санкт-Петербургскую консерваторию, тоже поселилась в центре. А мы построили себе дом за городом – захотелось жить на природе и любоваться звездами, теперь проводим там все время. Здесь практически не живем. Дети выросли и разъехались, поэтому мы и приняли непростое решение расстаться с домом.

Но не с городом, в котором Лариса продолжает жить и работать вместе со своим супругом.

– Иркутск – самый прекрасный город, – признается Лариса. – Он уютный, красивый и где бы я ни жила, он всегда остается самым любимым. Я не могу напиться и надышаться этим воздухом!

 

Тип – доходный дом

По документам, которые хранятся в Центре сохранения объектов культурного наследия Иркутской области, памятник регионального значения на улице Карла Либкнехта, 11 был построен в конце XIX – начале ХХ века. Он расположен в окружении деревянной жилой застройки этого времени на бывшей Саламатовской улице главным юго-западным фасадом в линию застройки. К юго-восточной стене дома примыкает брандмауэр из песчаника.

Дом относится к типу доходных и представляет собой двухэтажную постройку с протяженным главным фасадом – в восемь осей. Кровля двускатная с вальмом над боковым фасадом. Ее углы и центр со стороны главного фасада украшены башенками – пирамидами, завершающимися четырехгранными, криволинейными главками со шпилем. Острым углом поднимается и врезается в прилегающую грань башенки карниз. Скаты карниза и башенок имеют деревянное, чешуйчатое покрытие. Фриз дома зашит вертикальными досками. Стены имеют горизонтальную обшивку калеванным тесом. Окна прямоугольные с прямым профилированным сандриком. Наличники окон первого этажа с двустворчатыми филенчатыми ставнями. У окон второго этажа вместо ставень небольшие декоративные доски. Свес кровли, нижняя граница фриза, наличники и лопатки дома обильно украшены пропильной резьбой. Декор выполнен в неорусском стиле. Над входами в дом двускатные козырьки на кованых ажурных кронштейнах. Фундамент бутовый.

 

Растительный орнамент

По традиции мы дарим хозяйке этого гостеприимного дома особенный подарок – серьги с орнаментом, который украшает межоконное пространство на втором этаже. В коллекции иркутских дизайнеров творческого дуэта ЛеНо Михаила Топорищева и Елены Орловой этот узор – цветущая ветвь – появился очень давно. Мимо такого красивого и замысловатого узора просто невозможно было пройти.

 

 

Если обратиться к символике узора, то мы видим в орнаменте листья, цветы и завитки. Исследователи считают, что все вместе это символизирует развитие и расцвет жизни. Угодил хозяйке и гармонирующий с этим значением зеленый цвет украшения.

«Самый распространенный мотив пропильной резьбы – растительный, ведущий свое происхождение от древнерусского узора «трава». В основе узора лежат извивающиеся ветви, листья, побеги, цветы, плоды. Для растительного орнамента характерна многозначность образов, переходящих из одного в другой», – пишут в своей книге «Город и дерево. Архитектура и ремесло» Ирина Калинина и Надежда Красная.