Женщина, которая строила города

На правах рекламы

 

ЗОЛОТОЙ ФОНД ОБЛАСТИ

Вместе с Иркутской областью в этом году свое 85-летие отмечают сотни людей, связавших жизнь с нашим регионом. Большинство из них с детства и до преклонного возраста много работали. У каждого за плечами не один десяток трудовых лет, большая жизнь. Компания «Лензолото» поздравляет юбиляров –ровесников области и посвящает им рубрику.

 

Старшее поколение – живые свидетели истории и пример трудовых традиций. Иркутянка Алла Бакаева за свою жизнь спроектировала десятки коммунальных объектов в Сибири и на Дальнем Востоке. И сегодня несмотря на преклонный возраст остается в строю.

 

В монгольских степях

Ровесница Приангарья Алла Николаевна Бакаева (в девичестве Кутырева) в Иркутске живет с 1942 года. Сюда девочку привезли из Монголии.

– Мои родители были строителями-железнодорожниками и работали в Монголии, – вспоминает она. – Мы жили в палатках по соседству с монголами, и они с нами дружили. Детей у них не было, а у меня сестренка родилась в 1940 году, перед самой войной. Папу Николая Ивановича к тому времени забрали в армию. Монголы нас опекали, помогали, как могли. Мама Мария Николаевна трудилась хлебопеком в воинской части. Помню, солдаты приносили нам еду, а маленькую сестренку Нину, наоборот, носили к маме на работу для грудного вскармливания.

Это было время, когда Монголия шагнула в социализм. СССР активно помогал молодому социалистическому государству. А потом началась Великая Отечественная война. Гражданское население эвакуировали в Советский Союз. Семью Аллы определили в Иркутск. От того времени в памяти остались дальняя дорога в теплушке эшелона и скудный паек. В столице Приангарья работал Восточно-Сибирский железнодорожный деревообрабатывающий комбинат, туда маму и направили.

– Меня устроили в детский сад, – рассказывает собеседница. – Полуторагодовалая сестренка оставалась дома одна. Благо мамина работа была недалеко, и в перерыве она бегала проведать Ниночку.

 

Детсад времен войны

Маленькая Нина чуть позже сама себя устроила в детский сад. Семья жила в бараке, девочка вылезла в открытое окно и направилась к маме на работу. Она подошла к проходной будке в воротах комбината, где от усталости и недоедания уснула. Спящего ребенка увидел директор и разволновался не на шутку: «Чей ребенок? Почему не в детском саду?». Главе комбината пояснили, что это ребенок одной из сотрудниц, а не в саду, потому что годами не вышла. Директор, человек серьезный и справедливый, распорядился определить девочку в дошкольное учреждение.

– Жили мы тогда в поселке Кирова. Мама рассказывала, что в детском саду нас кормили, что-то давали по норме. А в выходной день она закрывала окна одеялами, чтобы мы спали подольше и кушать не просили. Мы такие были заморыши с сестренкой, у нас головы на шее толком не держались. Вещи, привезенные из Монголии, мама меняла на еду. Принесет, накормит нас, а мы веселимся, – грустно улыбается Алла Николаевна.

 

Жить и работать

В 1945-м победном году девочка пошла в первый класс. После школы выучилась на техника связи в Центральном телеграфе Иркутска. Потом поступила на вечернее отделение в Институт народного хозяйства на факультет экономики. Получила специальность инженера-экономиста по строительству. Советское образование было фундаментальным. Наша героиня 32 года отработала в проектном институте Гипрокоммунводоканала. Занималась составлением смет и проектов для строительства объектов водоснабжения и водоотведения в городах Сибири и Дальнего Востока. За многолетний и добросовестный труд у нее не счесть благодарностей и почетных грамот.

Алла Николаевна с удовольствием рассказывает о своей работе. Ей есть чем гордиться – в том числе ее руками были построены многие сибирские города. Ведь без объектов жизнеобеспечения не сможет жить и работать ни один населенный пункт.

– В Иркутске мы проектировали очистные сооружения левого и правого берега, а специалисты нашего института – объекты вантового перехода через Ангару, – продолжает она. – Это уникальный проект, которым мы долго занимались. Я три раза летала в Москву на согласование. Вела переговоры с экспертами, строителями, банкирами.

С этим объектом связано еще одно воспоминание. В Москву, а конкретно в Академию коммунального хозяйства за опытом приехали французы. Московские товарищи отправили гостей из Франции в Иркутск, посмотреть на уникальную проектировку объектов вантового перехода. Французы оценили качество работ и надежность проекта.

Также наша героиня работала над объектами водоснабжения, канализации и водоотведения в Якутске и Улан-Удэ, на Сахалине и Камчатке, в Алтайском крае, северном Анадыре. Водозаборы и скважины в населенных пунктах Иркутской области тоже спроектированы руками Аллы Николаевны и ее коллег.

– На Байкале мы рассчитывали очистные сооружения всех туристических баз, которые там строились, – добавляет наша героиня.

Золотые руки, мощный интеллект, точность и четкость в работе, ответственность за порученное дело – все это отличало проектировщицу. Как-то незаметно, среди трудов и забот, подкралась пенсия. В 2004 году с любимым делом пришлось расстаться. Но ни дня Алла Николаевна не сидит без работы, такой уж характер. Она и сегодня легкая, подвижная, трудолюбивая. На докучливые вопросы: в чем секрет ее неиссякаемой энергии, отвечает просто:

– Нужно работать всегда, несмотря ни на что. На даче с 1973 года я занимаюсь садово-огородными работами, выращиваю овощи, ягодные кустарники.

Дачница за сезон заготавливает до десяти сортов варенья и компотов. Участвует в ежегодных выставках урожая, которые проводятся в окружном совете ветеранов.

Не забыта и общественная деятельность. В совете ветеранов Свердловского округа Алла Николаевна занимает пост председателя организационно-методической комиссии. При участии Бакаевой советом была составлена восьмая книга воспоминаний детей войны, куда вошли и ее собственноручно написанные страницы.

– В жизни надо быть добрым. Помогать другим и верить в лучшее, – напутствует Алла Николаевна.