«Мы восприняли это как приговор»

В Иркутской области растет заболеваемость сахарным диабетом среди детей

Эндокринологи бьют тревогу – растет заболеваемость сахарным диабетом первого типа среди детей. Что нужно знать об особенностях этого недуга и как вести себя родителям?

Болезнь – не приговор

Близкие 11-летнего иркутянина Димы Шмелева о заболевании сына узнали не сразу.

– Недомогание ребенка мы списывали на возраст, усталость в школе, – рассказывает папа мальчика. – Ночью сын часто вставал попить и сходить в туалет. Постоянно хотел спать, был вялый, апатичный. У него ничего не болело и не было температуры. Просто часто уставал и старался полежать. Мы обратились к педиатру, померили уровень сахара. У Димы был сахар 26 при норме пяти. Состояние предкомы, как нам потом объяснили.

Диагноз «сахарный диабет» близких просто оглушил. Медики объяснили: иммунитет Димы по каким-то причинам убил свои клетки, вырабатывающие инсулин.

– Мы восприняли это как приговор: не ходить в школу, не работать, не жить, – продолжает мужчина. – Но спасибо врачам, которые объяснили, что это за болезнь, и как дальше с ней жить.

Спусковой механизм

– Сахарный диабет – хроническое заболевание, вызванное нарушением обменных процессов из-за дефицита синтеза инсулина и повышения сахара в крови. Сахарный диабет первого типа характеризуется очень низким уровнем инсулина в крови, вследствие чего больной ребенок зависит от лечения инсулином, – поясняет главный детский эндокринолог Иркутской области, заведующий отделением эндокринологии Иркутской областной детской больницы Людмила Холмогорова.

В Приангарье на учете у эндокринологов стоит 846 детей с сахарным диабетом, с начала этого года выявлено уже 42 заболевших ребенка, поделилась цифрами специалист. Врачи бьют тревогу – заболеваемость среди детей растет. В 2020 году этот диагноз был выявлен у 102 детей, в 2021-м – у 154.

Еще 10–15 лет назад заболевание находили преимущественно у подростков. Дети, которые заболели диабетом в возрасте одного года, были редкостью. Сегодня среди больных 60 детей в возрасте до четырех лет и 32 ребенка до трех лет. В 2021 году диагноз «диабет» поставили девятимесячной девочке.

«Включить» болезнь может что угодно – стресс, вирус. Миф о том, что ребенок может заболеть, если сьест килограмм конфет, давно развенчан.

– Сахарный диабет – заболевание аутоиммунное. У ребенка может быть наследственная предрасположенность к развитию сахарного диабета. И какие-то факторы, которые привели к реализации этой предрасположенности, – поясняет Людмила Холмогорова. – Заболеваемость связана, в том числе, с ковидом. Есть достоверное исследование по сахарному диабету второго типа, которое подтверждает триггерный фактор коронавирусной инфекции.

Не уповать на «травки»

Как понять, что у ребенка диабет? Первые симптомы схожи у всех: малыш много пьет, часто мочится. У него повышенный аппетит, но ребенок худеет. Это первое, что должно броситься в глаза родителям и внимательным педагогам. Чем раньше родители обратятся к эндокринологу, измерят сахар крови, тем быстрее ребенку окажут квалифицированную помощь. Это прежде всего инсулиновая терапия. Если ее не получать, проблем не избежать. Сахарный диабет может привести к острым осложнениям, реанимации и коме.

Иркутские врачи сталкивались со случаями, когда родители по незнанию отказывались от инсулинотерапии, уповая на «травки» и «народную медицину». О родителях одного такого ребенка, который неоднократно попадал в стационар в тяжелом состоянии, медики были вынуждены сообщить в компетентные органы.

Кто-то из взрослых не хочет статуса инвалида для своего ребенка (а он в случае с диабетом просто неизбежен). Но именно при оформлении инвалидности есть право на бесплатное получение инсулина, тест-полосок, игл для шприц-ручек, глюкометров и других расходников.

Взять болезнь под контроль

Помимо уколов инсулина несколько раз в день, в жизнь ребенок входит режим жесткого контроля.

– В болезни нет мелочей, важно все. В жизни семьи появляется дневник диабета, где подсчитывают хлебные единицы и замеры сахара. Ребенок должен понимать, сколько хлебных единиц (одна хлебная единица равна 10 г углеводов) ему дает еда, сколько он съедает и сколько перед этим нужно вколоть инсулина, чтобы сахар вернулся в норму. Значит, нужно балансировать, считать, следить. Нужна ли физкультура? Если сахар выше 16, то нет, – поясняет врач-диетолог Иркутской областной детской больницы Наталья Попова.

Важным знаниям учит бесплатная «Школа сахарного диабета», которая работает на базе детской областной больницы. Специалисты рассказывают родителям и детям – какие приборы должны быть у каждого в аптечке, как регулировать уровень сахара, каким должен быть режим питания, как рассчитать норму углеводов. А также о новинках в борьбе с грозным недугом.

Родители, узнав о диагнозе ребенка, находятся в остром эмоциональном состоянии: шока, гнева, неверия. Могут отрицать диагноз, верят в альтернативные способы лечения, устают от болезни. Врачи и психологи учат детей и родителей принимать диагноз и полноценно с ним жить.

Также есть специальные мобильные приложения, которые позволяют вносить данные об уровне глюкозы в крови и весе тела, количестве и регулярности физических нагрузок, а также особенностях питания. Родителей программа оповещает о критическом снижении уровня глюкозы и возможном приступе гипогликемии. Отлично зарекомендовали себя инсулиновые помпы. С ними ребенку не придется делать постоянные уколы на глазах у окружающих, достаточно нажать несколько кнопок на приборе, не привлекая лишнего внимания. Таким устройством в области пользуется 154 ребенка.

Большую помощь в борьбе с диабетом оказывают психологи. Их задача – не жизнь ребенка подстраивать под диабет, а диабет под жизнь.

– Родители, узнав о диагнозе ребенка, находятся в остром эмоциональном состоянии: шока, гнева, неверия. Могут отрицать диагноз, верят в альтернативные способы лечения, устают от болезни. Мы учим детей и родителей принимать диагноз и полноценно с ним жить, – рассказала медицинский психолог Иркутской областной детской больницы Анастасия Кравцова.

Основной психологический ресурс – это осознание, что при правильном поведении и отношении к болезни можно полноценно жить, заниматься спортом, работать, создавать семьи, рожать детей.

– Нужно взять болезнь под свой контроль. Это общий труд, и нам всем нужно держаться за руки, – говорит Людмила Холмогорова.